Авангард нефтехима: в Казани обсудили будущее перерабатывающей отрасли в условиях санкций

На профильном форуме СИБУР представил новинки производства
На профильном форуме СИБУР представил новинки производства, эксперты
посовещались о том, как в обновленных условиях не утратить, а нарастить темпы
роста. Тенденции внушают оптимизм, хотя есть и определенные проблемы.

Татарстанский нефтегазохимический форум собрал на площадке «Казань Экспо» представителей крупнейших игроков отрасли, чтобы наладить взаимодействие и через новые контакты дать новый толчок развитию нефтехима в стране. В рамках круглого стола «Промышленная химия и полимеры для нефтегазодобывающего и нефтеперерабатывающего комплексов: механизмы импортозамещения, направления развития, партнёрства», организованного СИБУРом, обсудили текущее положение на рынке, а также то, как действовать в сложившейся ситуации. 

Экспорт не обрушился

Директор департамента химической промышленности Минпромторга России Артур Смирнов рассказал о нынешнем состоянии химической промышленности. Прежде всего он напомнил, что полномочия Минпрома касаются переработки нефтехимической продукции в готовые изделия. То есть меры поддержки направлены именно на глубокую переработку нефтехимического сырья. 

– Производство резиновых и пластмассовых изделий составляет порядка 30% от общего объема производства химического комплекса. Продукция химической промышленности используется практически во всех сферах и играет важную роль для инновационного развития. Доля переработчиков пластмасс в общем комплексе составляет 20%. Численность сотрудников – 200 тысяч человек, предприятий – более девяти тысяч, – сообщил он.

Объем российского рынка переработки пластмасс составил 5,5 миллиарда тонн, что ниже на 4,5%, чем в 2021 году.

Авангард нефтехима: в Казани обсудили будущее перерабатывающей отрасли в условиях санкций

По словам Смирнова, общий объем господдержки организаций химпрома в 2022 году составил почти 34,5 миллиарда рублей. 37 организаций химического комплекса получили 15,8 миллиарда рублей заемных средств. Министерство реализует ряд мер, которые направлены на технологическое развитие России, такие, как гранты на реинжиниринг критически важных комплектующих, льготное кредитование организаций, реализующих проекты, направленные на производство приоритетной промышленной продукции, и другие.

Смирнов отметил, что в Татарстане порядка 15% отгруженных товаров приходится на химическую промышленность. 

– Уверен, что общими усилиями, предпринимаемыми совместно с ведомствами, бизнесом, наукой, мы достигнем эффекта и отечественная нефтегазохимическая отрасль позволит обеспечить внутренний рынок конкурентоспособной, качественной и безопасной продукцией химической промышленности, — заявил он.

Фокус внимания Минпромторга в 2023-2024 годах направят на развитие производств дефектурных медицинских изделий, необходимых фармацевтической промышленности, обеспечение сельхозтоваропроизводителей полимерной упаковкой, развитие федерального проекта «Экономика замкнутого цикла», а также создание условий для интенсивного импортозамещения полимеров. 

Авангард нефтехима: в Казани обсудили будущее перерабатывающей отрасли в условиях санкций

Директор ассоциации нефтепереработчиков и нефтехимиков Александр Иванов отметил, что в денежном эквиваленте сейчас поддержать нефтеперерабатывающую промышленность на том же уровне, как и раньше, не получится, но можно сохранить хотя бы тоннаж отгрузки продукции. Все из-за многочисленных санкций, которые «обрушились на страну». 

По итогам первого полугодия производство бензина и дизельного топлива выросло, даже мазута произвели больше, хотя во всей стране было сильное сокращение производств. Первичная переработка нефти выросла на 4,1%, бензин – на 4,5%, дизтопливо – на 7,2%, мазут – на 0,7%. 

– Россия производит порядка 80 миллионов тонн дизельного топлива, 40 миллионов отправлялось на экспорт, а большая часть, от 35 до 36 миллионов, шла в Европу. Поэтому, когда начались санкции, были очень большие опасения, что же мы будем делать с этим продуктом, – поделился Иванов, добавив, что опасения не оправдались. 

Экспорт бензина в январе-июне 2023 года вырос до 3,8 миллиона тонн против 2,4 миллиона тонн за тот же период 2022 года. Дизтопливо выросло с 17,8 миллиона тонн до 19,7 миллиона, мазут – с 16 до 16,5 миллиона тонн. 

СИБУР помогает переработчикам полимеров и смежным отраслям

Руководитель продуктового развития пластиков и органического синтеза СИБУРа Евгений Степанов в ходе форума рассказал о работе компании в республике. Он напомнил, что СИБУР перерабатывает побочные продукты добычи нефти и газа, производя их с высокой добавленной стоимостью.

Он также рассказал о новых производственных решениях компании. Один из примеров – полимерный продукт, который помогает нефтяникам добывать трудноизвлекаемые запасы.

– Зачастую [при добыче нефти и газа] приходится производить гидроразрыв пласта. Есть решения замены классического керамического пропана в определенных типах скважин, которые позволяют увеличить добычу нефти и газа. Есть продукт СБС – это что-то среднее между пластиком и каучуком, – отметил спикер. – Мы его делаем на предприятиях Нижнекамска и Воронежа. Есть запрос на мелкий помол: он выходит довольно крупным. Там есть определенные трудности, потому что он вязкий, – каучук в принципе тяжело молоть, но мы смогли это сделать. И он может применяться в буровых и так далее. 

Степанов отметил, что некоторые продукты могут использоваться в нескольких разрезах. К примеру, малеиновый ангидрид, который производит компания, используется в химических методах увеличения нефтеотдачи, а также для синтеза эмульгаторов и ингибиторов. Но также он может использоваться для сукцинимидных присадок для моторных масел и в топливных присадках для тяжелых топлив. 

Ранее определенные позиции (к примеру, олигомеры пропилена) практически полностью уходили в Европу и российский рынок не знал про эти продукты, они не были в фокусе внимания. 

– Теперь ситуация изменилась — мы готовы помогать, в том числе научной поддержкой, – сказал Степанов. – Российский рынок точно имеет большой потенциал по этим продуктам, есть куда стремиться и импортозамещаться.

Авангард нефтехима: в Казани обсудили будущее перерабатывающей отрасли в условиях санкций

Он отметил, что СИБУР – это скорее про средний и крупный тоннаж, к малотоннажу в широком смысле в компании пока не готовы. Тем не менее этим она все равно занимается. 

– Есть продукты и проекты меньше тысячи тонн. В основном это касается безопасности проектов, – отметил спикер.

На фоне прекращения поставок ряда марок полимеров в России из-за рубежа СИБУР вместе с партнерами обеспечил производства необходимыми компонентами в относительно малом объеме. Степанов отметил, что, если предприятиям потребуется что-то импортозаместить даже в малом объеме, компания окажет в этом содействие. 

Новые времена – новые трубы

Старший менеджер по отраслевым решениям СИБУРа Антон Луговцев рассказал отдельно об одном из технических решений компании для объектов добычи – полимерно-армированных трубах для нефте- и газодобычи.

– В общей структуре трубопроводной сети для нефтепромыслов одну из наиболее значимых частей, по оценке СИБУРа, занимают выкидные газо- и нефтесборные сети. В общем объеме данные сети занимают более 50%. Работая над полимерными решениями, приняли для себя, что сейчас имеются все предпосылки по применению новых эффективных решений взамен традиционных материалов. И даже не то, что взамен, а дополняя их и совершенствуя их эксплуатационные свойства, – заявил Луговцев.

Предпосылки для применения полимернормированных труб заключаются в том, что за последние 10-15 лет на объектах возрастает доля более агрессивной нефти, повышается нагрузка на трубы из традиционных материалов. В итоге их эксплуатационные характеристики существенно снижаются, сокращается срок эксплуатации, а затраты на текущее содержание и ремонт значительно растут. 

Авангард нефтехима: в Казани обсудили будущее перерабатывающей отрасли в условиях санкций

– Полимернормированные трубы для объектов добычи обладают рядом свойств и преимуществ, которые позволяют дополнить имеющиеся технические решения и улучшить параметры и эффективность эксплуатации, – рассказал спикер.

Среди таких преимуществ он назвал простой монтаж на разъемные соединения, а также массу ниже, чем у стальных аналогов. Еще Луговцев отметил, что международный опыт показывает – это решение применяется в развитых странах с более продвинутыми технологиями. 

– СИБУР на протяжении последних нескольких лет занимается продвижением этого решения. Мы понимаем — просто разработав техническое решение, но не обеспечив его нормативно-технической документацией, применение его будет практически невозможно, – признал спикер. 

С 2021 по 2023 год в компании разработали два национальных стандарта, которые закрепляют технические требования к трубам и соединительным элементам. Сейчас проводятся общественные слушания. Планируется, что до конца этого года нормы примут, а в следующем они начнут действовать.


Читайте также: «Пока наша экономика стоит на нефтегазовых доходах»: в Казани обсудили перспективы промышленных компаний


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *