Отказ Вексельбергу, арест Даутовой, банкротство: многострадальный «КЗСК-Силикон»

Фото ao-kzsk.ru

История важнейшего для страны Казанского завода синтетического каучука началась в 1936 году. В СССР до 80% объема производства завода занимала продукция для оборонной промышленности – авиастроения, кораблестроения, а также космической отрасли.

В 70-80-е годы на заводе работало 6 тысяч человек. Для сравнения, в конце 2021 года на АО «КЗСК», по данным Spark-Interfax, работает 66 сотрудников, на сайте компании названа общая численность сотрудников на данный момент – 550 человек.

Именно в России в 1910 году появились первые разработки синтетического каучука, который по своим качествам и себестоимости превосходит природный аналог. Его получил русский химик Сергей Лебедев. Первый выпуск каучука произвели в 1931 году в Ленинграде на заводе «Резинообъединение», тогда же началось строительство завода в Казани.

Современный КЗСК производит изделия более чем для 150 оборонных предприятий. Это уникальное предприятие, единственное, где производят тиоколы и силиконовые каучуки в России. Во всем мире работает всего три завода, где производят тиоколы, – в Японии, в Германии и на Казанском заводе в России.

Как ключевой завод работал на импортном сырье

Первые кремнийорганические полимеры были синтезированы советским химиком Кузьмой Андриановым в 1937 году, за что его называют «отцом химии силиконов». Именно кремнийорганические полимеры, или силиконы, считаются материалами XXI века. Без них невозможна работа промышленности, медицины и многих других сфер.

В 60-70-е годы СССР был силиконовой державой, входил в топ-6 стран по производству силикона, производил 30% от его мирового объема. В выпуске были задействованы Данковский, Павлодарский, Запорожский, Усолье-Сибирский заводы и Чебоксарское производственное объединение.

Ряд заводов после 1991 года оказались в Казахстане и на Украине. Остальные постепенно прекратили производство, так как в Россию хлынул поток импортных силиконов по розничной цене на уровне оптовых заводских цен, а где-то и на уровне себестоимости.

Производство силикона в России в таких условиях стало невыгодным и было закрыто. Уже через несколько лет цены на импортный силикон выросли, но поставки импортного сырья были налажены и задачи вновь открыть заводы не ставилось. КЗСК так же продолжал работать в основном на импортном сырье.

Проблемы с заказами и кризис 2007-2008 годов

В 2007 году в России в 2,4 раза вырос земельный налог. Для завода, площади которого превышают 100 га, земельный налог стал существенной статьей расходов. Именно этот факт, а также отсутствие господдержки в виде обеспечения сырьем и заказами назвал причиной своей отставки директор КЗСК Феликс Палютин.

Вероятно, Палютин ушел с этой должности, предполагая, что завод не сможет рассчитаться по кредитам. Это были первые серьезные финансовые проблемы, когда завод не вернул кредиты, взятые у банка «Спурт». На тот момент основным собственником предприятия являлось Госкомимущество Республики Татарстан.

Кредиты пытались вернуть, продав завод, и даже нашелся покупатель – группа Renova, принадлежащая миллиардеру Виктору Вексельбергу. Но правительство Татарстана наложило вето на проведение сделки. Возврат кредитов оформили за счет продажи акций.

В результате глава банка «Спурт» на тот момент Евгения Даутова через подконтрольную ей компанию «Газмаркет» стала совладелицей около 30% КЗСК.

Строительство дочернего завода «КЗСК-Силикон» и новые проблемы

До введения санкций 2014 года компания пыталась выстроить полный цикл производства от сырья до переработки полимеров. В 2012-м с целью импортозамещения было зарегистрировано дочернее предприятие КЗСК – АО «КЗСК-Силикон», где предполагали производить продукцию. На тот момент в России не выпускали кремнийорганическую продукцию. Дочерним предприятием «КЗСК-Силикон» полностью владела компания АО «КЗСК».

Первоначальная стоимость проекта завода «КЗСК-Силикон» оценивалась в 9,8 млрд рублей, из них 7,8 млрд рублей – кредиты ВЭБ, остальное – средства акционеров и коммерческих банков. В частности, 474 млн рублей – кредитные средства банка «Спурт». Уже в 2016 году завод должен был выйти на проектную мощность 40 тысяч в год. Планируемая выручка – 5,9 млрд в год.

Планы были отличные и вполне реальные, если бы не дальнейшие политические события, отчасти в результате которых дочерний завод так и не был запущен. В 2013 году совладельцем 46,59% акций «КЗСК-Силикон» становится «Росимущество», к 2016 году эта доля – чуть больше 48%.

Уже в 2015 году на волне роста цен на строительные материалы стоимость проекта выросла в два раза, из-за чего финансирование от ВЭБ в начале 2016 года было остановлено. Пакет акций, принадлежащий «Росимуществу», был включен в план приватизации. Завод пытались спасать, обещали возобновление финансирования от ВЭБ. Акционеры нашли инвесторов почти на 3 млрд рублей, но кредитную линию так и не возобновили.

На волне валютного кризиса и санкций многие банки лишились лицензии. В 2017 под раздачу попал и банк «Спурт», который финансировал КЗСК, после чего в феврале 2018 года «КЗСК-Силикон» не смог оплачивать счета и был признан банкротом. Общие требования кредиторов составили 4,3 млрд рублей, из них 3,7 млрд рублей – по кредитам ВЭБ.

Важно отметить, что на 2016 год 28,25% акций банка «Спурт» владел Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). К тому моменту в связи с санкциями после присоединения Крыма ЕБРР уже начал сворачивать инвестиционную деятельность в России, тем не менее, глава банка «Спурт» пыталась балансировать на грани, сохраняя до последнего банк и финансируя завод.

Все рухнуло после отзыва лицензии у банка «Спурт», Даутовой было предъявлено обвинение в превышении должностных полномочий в финансировании заведомо убыточного завода. Против Даутовой было заведено два уголовных дела, по которым суд назначил три года и один месяц лишения свободы. Даутова была освобождена досрочно, отбыв две трети этого срока. После выхода на свободу ей было предъявлено еще одно обвинение, но арбитражные суды вынесли решение, не предусматривающее наказание.

Многострадальный завод «КЗСК-Силикон» был в 2022 году продан за 395 млн рублей. Как отмечала сама Евгения Даутова, это 6% от вложенных в завод средств. Новым собственником «КЗСК-Силикон» стало предприятие ООО «Полибиохим» из Менделеевска, но завод все еще находится в стадии банкротства. На момент покупки завода ООО «Полибиохим» руководил бывший депутат Госсовета РТ Валерий Самилов. В начале этого года директором ООО «Полибиохим» стал Дамир Шамсин, возглавлявший до этого «Химзавод им. Карпова» в Менделеевске.

При этом головное предприятие КЗСК до 2016 года было прибыльным и лишь в 2016 году на волне перечисленных событий показало небольшой убыток. Несмотря на то, что завод все это время работал преимущественно на импортном сырье, стоимость которого тоже росла в связи со снижением рубля.

Кроме того, в 2012 году АО «КЗСК» приобрело завод по производству этиленхлоргидрина в Дзержинске, который оказался под угрозой закрытия. Этиленхлоргидрин – важнейший компонент для производства полисульфидных полимеров, незаменимых в авиастроении, оборонной промышленности и строительстве. КЗСК выкупил и модернизировал производственные мощности, потратив 1 млрд рублей, в том числе 650 млн рублей заемных средств.

В 2019 году КСЗК тоже находился на грани и был признан банкротом, конкурсным управляющим назначен Владимир Каджардузов. Несмотря на это, в 2019 году завод выполнил все обязательства по производству, в том числе по оборонному заказу. В этом же году инвестором предприятия стало АО «Синтез», входящее в ГК «Промышленные технологии».

Холдинг «Промышленные технологии» производит продукцию для нужд оборонно-промышленного комплекса. Он объединяет 19 предприятий с выручкой 7 млрд рублей в год. Основным предприятием холдинга является АО «Промтех», которое принадлежит Валерию Шадрину (75%) и Алексею Шадрину (25%).

Сейчас КЗСК продолжает работу, на заводе открыты десятки новых вакансий. Новый собственник «КЗСК-Силикон» – ООО «Полибиохим» обещает достроить завод. Необходимая сумма инвестиций – 20 млрд рублей, но она может вырасти в связи с ростом цен.

В феврале 2024 года Казанский завод синтетического каучука попал под санкции Канады и Австралии. В связи с этим строительство предприятий, обеспечивающих завод собственным сырьем, стало еще более актуальным.


Перекрыть параллельный импорт? Куда движется ICL

Comment section

3 КОММЕНТАРИЯ
  1. Такие заводы нельзя закрывать,а надо вкладываться в развитие этих предприятий. Тем более в условиях санкций.

  2. Даже не знал, что заводов по производству силиконового каучука всего три в мире. И один из них находится в Казани.

  3. В связи с чем возникает вопрос, почему отсутствовала господдержка, если таких заводов не то, что в России а в мире только три?

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *