Прогноз на ближайшую трехлетку: какие задачи социально-экономического развития стоят перед Татарстаном

За семь месяцев 2023 года ВРП республики составил почти 2
За семь месяцев 2023 года ВРП республики составил почти 2,1 триллиона рублей. По
итогам года он должен дорасти до 3,9 триллиона — такие прогнозы озвучили на
заседании Кабинета министров РТ. Узнали, за счет чего будут расти показатели и
доходы консолидированного бюджета.

Открывая заседание, премьер-министр Татарстана Алексей Песошин сообщил, что по итогам семи месяцев 2023 года объем валового регионального продукта составил 2,1 триллиона рублей, или 104,7% в сопоставимых ценах к уровню соответствующего периода 2022 года. Индекс промышленного производства – 103,8%, объем отгруженной продукции – 2,5 триллиона рублей.

Песошин заметил, что параметры прогноза социально-экономического развития республики формировались на основе прогнозных показателей ведущих предприятий, отраслевых министерств и муниципальных образований, а также текущей ситуации в экономике. Благодаря принимаемым мерам, а также реализации федеральных и республиканских мер поддержки экономика показывает достаточно устойчивый рост, подчеркнул он.

Прогноз на ближайшую трехлетку: какие задачи социально-экономического развития стоят перед Татарстаном

По словам премьера, формирование бюджета на 2024-2026 годы – основа для социально-экономического развития республики. От качества принятых решений зависит реализация национальных проектов, социальных программ, федеральных и республиканских мер поддержки.  

Мониторить ситуацию по бесперебойной работе системообразующих организаций продолжает Оперативный штаб Татарстана. Он также координирует работу по сохранению занятости, поддержке бизнеса и населения. 

ВРП Татарстана вырастет до 3,9 триллиона рублей

Министр экономики республики Мидхат Шагиахметов сообщил, что в 2023 году системообразующие организации Татарстана получили федеральные меры поддержки в размере 33 миллиардов рублей, а предприятия малого и среднего бизнеса поддержали на сумму, превышающую 49 миллиардов рублей.

С учетом прогнозов и реализуемых мер по итогам 2023 года ВРП Татарстана оценивается на уровне 3,9 триллиона рублей с ростом на 2,2% к уровню 2022 года. По словам министра, основной вклад в экономический рост республики вносят промышленность, строительный сектор, включая дорожное строительство, и торговля за счет восстановления оборота непродовольственной группы товаров.

– ВРП в 2024 году прогнозируется на уровне 102,2% в сопоставимых ценах 2023 года. В 2025 году – 104,4%, в 2026 году – 102,3%. Наибольший удельный вес в структуре экономики занимает промышленность. С учетом реализации планов предприятий уровень промышленного производства прогнозируется к 2024 году на уровне 102,5%, в 2025 году – 104,1%, в 2026 году – 101,7%, – рассказал Шагиахметов.

Прогноз на ближайшую трехлетку: какие задачи социально-экономического развития стоят перед Татарстаном

Глава министерства экономики Татарстана подчеркнул, что важнейшими факторами выполнения прогнозных показателей считается реализация инвестиционных проектов и обеспечение бесперебойной и эффективной работы предприятий, включая обеспеченность предприятий сырьем, материалами и компонентами, сохранение безопасности и обеспечение устойчивой работы оборудования, выстраивание эффективной логистики, развитие существующих и новых рынков сбыта, повышение производительности труда.

Министр подчеркнул, что риски и проблемные вопросы предприятий следует рассматривать на балансовых комиссиях, чью работу необходимо выстраивать на основе утвержденных в республике стандартов и инструкции Минэка, на что нужно обратить внимание. 

– При проведении анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий приведены рекомендации по мерам реагирования по проблемным вопросам, в том числе в части использования мер государственной поддержки по локализации импортозамещающей продукции, мер поддержки по НИОКР, экспорту, выстраиванию эффективной логистики и повышению производительности труда, – подчеркнул он. 

Вырастет производство сельхозпродукции, АПК, электронная торговля и строительство

Затем Шагиахметов перешел к прогнозам на 2025-2026 годы. С учетом низкой базы текущего года производство сельскохозяйственной продукции, согласно прогнозу, составит 110,7% в сопоставимых ценах уровня 2023 года, в том числе растениеводстве – 102,1% и животноводстве – 101,5%. В 2025-2026 годах темпы роста сельхозпродукции, согласно отраслевой государственной программе, предусмотрели на уровне 101,9%.

– Факторами обеспечения выполнения прогнозных показателей в сфере АПК должны стать реализация запуска в планируемые сроки инвестиционных проектов, в том числе по увеличению объемов переработки производимой продукции, а также тиражирование лучшего опыта хозяйств по внедрению технологий для обеспечения повышения эффективности деятельности сельскохозяйственных организаций, – сказал министр экономики Татарстана. 

Прогноз на ближайшую трехлетку: какие задачи социально-экономического развития стоят перед Татарстаном

В 2023 году потребительская активность восстановилась, а рынок переориентировался – оборот розничной торговли министерство экономики прогнозирует на уровне 102,5-103,6%. Непродовольственный рынок вырос за счет восстановления продаж легковых автомобилей и одежды – оборот в этом сегменте, по прогнозу, составит к концу года 106%.

За первое полугодие 2023 года количество татарстанских продавцов на маркетплейсах выросло на 18% и достигло 53,9 тысячи человек.

– Наша совместная с муниципальными образованиями задача – оказать содействие бизнесу, в том числе через проведение вебинаров, консультаций, для максимального использования возможностей онлайн-торговли для расширения рынков в пусках реализации республиканской программы развития интернет-торговли, – заметил спикер.

В строительном комплексе объемы жилищного, промышленного и инфраструктурного строительства сохранятся – в 2024-2026 годах в республике планируют ввести более девяти миллионов квадратных метров жилья. Шагиахметов озвучил факторы обеспечения этого прогноза – в Татарстане идет реализация комплексного подхода по развитию территорий, разрабатываемого Институтом пространственного планирования, а инвестиционно-строительный цикл капитального строительства сократится. 

Привлечение инвестиций и рост числа предпринимателей

Министр экономики обратил внимание, что реализация инвестиционных проектов – одна из главных задач в рамках обеспечения исполнения прогноза социально-экономического развития. В 2023 году объем инвестиций в основной капитал, по оценкам ведомства, составит 959,9 миллиарда рублей. Прогноз на 2024 год – 1043,2 миллиарда инвестиций, в 2025 году – 1133,7 миллиарда, в 2026-м – 1261,7 миллиарда инвестиций. 

Условием достижения этих показателей, по словам Шагиахметова, станет улучшение инвестиционного климата. Он напомнил, что по итогам 2022 года Татарстан занял второе место в национальном рейтинге инвестиционного климата.

Спикер также перечислил инструменты, которые действуют в республике для поддержки инвестиций: развитие инфраструктуры и стабилизация законодательства («промышленная ипотека», СЗПК, инфраструктурные и бюджетные кредиты), механизмы, способствующие привлечению капитала (инвестирование средств ФНБ, фабрика проектного финансирования, поручительство ВЭБ.РФ, СПИК, ФРП), налоговые и таможенные инструменты (РИП, льготы по налогу на имущество, инвестиционный налоговый вычет), территориальные преференциальные режимы (ОЭЗ, ТОР, индустриальные парки и технопарки) и грантовая поддержка развития высоких технологий и НИОКР (фонд содействия инновациям, Российский фонд информационных технологий). 

Прогноз на ближайшую трехлетку: какие задачи социально-экономического развития стоят перед Татарстаном

По итогам 2023 года количество субъектов малого и среднего предпринимательства в Татарстане должно превысить 170 тысяч человек (по итогам 2022 года было 165,4 тысячи), а к концу следующего вырасти еще на 5,6 тысячи. Без учета самозанятых в этом сегменте должно работать более 600 тысяч человек. Рост обеспечит улучшение предпринимательского климата, а также увеличение охвата и объемов господдержки. Только в этом году предпринимателям окажут помощь на 49 миллиардов рублей, в том числе 18,7 миллиарда предоставят на льготное кредитование.

Резервы в развитии занятости Шагиахметов видит в промышленных парках, средняя заполняемость которых увеличилась в 2023 году до 61%. Этому способствует реализация концептов развития промпарков, использование республиканского механизма поддержки налоговых преференций и работы по снятию инфраструктурных ограничений. На 2024-2026 годы запланировали модернизацию инженерной инфраструктуры промпарков. 

Татарстану неоткуда привлекать кадры

Более подробно министр экономики остановился на состоянии рынка труда Татарстана – от обеспеченности кадрами напрямую зависит социально-экономическое развитие республики. Шагиахметов сообщил, что в настоящий момент работодатели Татарстана предлагают на сайте «Работа России» около 35 тысяч различных вакансий для всего 1,7 тысячи соискателей. При этом уровень безработицы рекордно низкий – в республике числится 5,9 тысячи безработных. Покидают республику и трудовые мигранты – их стало меньше на 11 тысяч человек по сравнению с 2021 годом.

Нехватка кадров становится серьезной проблемой, учитывая, что Татарстан не может привлекать специалистов из других регионов Приволжского федерального округа, где так же наблюдают дефицит кадров: на 320 тысяч вакансий претендуют всего 14 тысяч соискателей. 

Прогноз на ближайшую трехлетку: какие задачи социально-экономического развития стоят перед Татарстаном

– В этой связи еще большую значимость приобретают мероприятия по повышению кооперации предприятий с образовательными организациями для максимального трудоустройства выпускников на республиканские предприятия. Реализация программ повышения производительности труда, в том числе в части внедрения новых технологий, автоматизации и роботизации, замещающих ручной труд, – подчеркнул Шагиахметов и поручил тиражировать лучшие практики в этой работе отраслевым министерствам и муниципальным образованиям совместно с предприятиями. 

Рост реальной заработной платы в Татарстане к 2024 году планируют на уровне 102,4%. В целях достижения этого показателя министр экономики поручил муниципальным образованиям продолжить работу по обеспечению целевых параметров в рамках деятельности межведомственных комиссий по легализации доходов и проведению мероприятий по устранению выявленных нарушений. 

Снижение доходов нефтегазовых компаний усугубляет изменения в федеральном законодательстве

В 2023 году наблюдается снижение налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет республики. Кроме того, остро стоит вопрос покрытия дефицита бюджета, подчеркнул Алексей Песошин. Муниципалитетам необходимо обратить внимание на сокращение налоговой задолженности – на 1 августа 2023 года она составляет 15,2 миллиарда рублей, что на 22% больше аналогичного периода 2022 года. 

О доходах консолидированного бюджета республики сообщил министр финансов Татарстана Радик Гайзатуллин. За восемь месяцев 2023 года в консолидированный бюджет республики поступило доходов в сумме 354,9 миллиарда рублей, в том числе налоговых и неналоговых – 295,4 миллиарда рублей.

В сравнении с аналогичным периодом 2022 года на 6 миллиардов рублей снизились поступления по налогу на прибыль. Наибольшее снижение показали нефтяные компании – они снизили отчисления на 11%, или почти на 11 миллиардов рублей. Просадку частично компенсировали возросшие отчисления остальных компаний – они увеличили их на 5,1 миллиарда. По словам Гайзатуллина, снижение связано с уменьшением поступлений от нефтяной отрасли и с изменениями федерального законодательства.

Прогноз на ближайшую трехлетку: какие задачи социально-экономического развития стоят перед Татарстаном

По словам министра финансов, формирование доходной части на плановый период 2024-2026 годов разработали в соответствии с «базовым» вариантом министерства экономики Татарстана. Особое внимание Гайзатуллин обратил на ежегодные изменения федерального законодательства, которые одновременно уменьшают доходную базу и увеличивают расходную часть. В результате происходит утяжеление бюджета республики. 

Так, выпадающие доходы бюджета Татарстана в связи с изменениями федерального законодательства только в 2024 году могут превысить 39 миллиардов рублей. Основная часть – 14,6 миллиарда – придется на потерю поступлений, связанных с отменой с 1 января 2021 года льгот по НДПИ и экспортной пошлины. Еще 10,8 миллиарда будет связано с изменением формулы демпфера. В то же время на Татарстан возложат дополнительные расходные полномочия на 4,5 миллиарда рублей. В связи с этим «утяжеление» бюджета 2024 года Гайзатуллин оценил в 43,6 миллиарда рублей.

По словам министра финансов республики, в прогнозе по налогу на прибыль учитывали нарастающие тенденции снижения поступлений от нефтяных компаний. В результате оценки Минфин прогнозирует поступление налога на прибыль в размере 103,4 миллиарда рублей. Поступление налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет Татарстана прогнозируют в сумме 137,5 миллиарда рублей.

Прогноз на ближайшую трехлетку: какие задачи социально-экономического развития стоят перед Татарстаном

– Данный налог является основным доходным источником консолидированного бюджета, его удельный вес в прогнозе налоговых доходов составляет 38%. Расчеты по налогу производились исходя из прогноза министерства экономики по фонду оплаты труда и темпов роста налога. Объемы поступлений по налогу согласованы муниципальными образованиями, без разногласий, – рассказал Гайзатуллин.

Поступление налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет Татарстана на 2024 год прогнозируется в сумме 137,5 миллиарда рублей, на 2025 год – 147,7, на 2026 год – 158,4.

Прогноз поступления акцизов в консолидированный бюджет республики на 2024 год – они вырастут и прогнозируются на уровне 38,8 миллиарда рублей, на 2025 год – 40,3, на 2026 год – 42.

Налог на имущество организаций прогнозируется в размере 39,1 миллиарда рублей в 2024 году, в 2025 году – 40,6, в 2026 году – 43,2.

Поступления земельного налога ежегодно прогнозируются в размере 8,4 миллиарда рублей. Транспортного — 6,9 миллиарда рублей в 2024 году, на 2025 год – 7,1, а на 2026 год – 7,3 миллиарда рублей. По налогам на совокупный доход цифры такие: на 2024 год — 25,6 миллиарда рублей, на 2025 год – 26,6, на 2026 год – 27,6.

Налог на имущество физических лиц, полностью зачисляемый в бюджеты муниципальных образований, на 2024 год оценивается в сумме – 2,7 миллиарда рублей, на 2025 год – 2,8, на 2026 год – 2,9. Неналоговые доходы консолидированного бюджета прогнозируются на 2024 год в объеме 13,1 миллиарда рублей, на 2025 год – 13,2, на 2026 год – 16,2.

Общий объем налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета на 2024 год прогнозируется в объеме 377,1 миллиарда рублей, на 2025 год — 396,6, на 2026 год – 422,6. 

Прогноз на ближайшую трехлетку: какие задачи социально-экономического развития стоят перед Татарстаном

Бюджет Татарстана остается социально-направленным, поэтому большую часть расходов направят на социально-культурные задачи. 

Раздел «Национальная экономика» на 2024 год с суммой в 84,7 миллиарда рублей, на 2025 год – 84,9, на 2026-й – 85,1 включает в себя ряд отраслей. Среди наиболее крупных – дорожное хозяйство, капитальные вложения, сельское хозяйство, транспорт. 

На ЖКХ планируют потратить 11,4 миллиарда рублей в 2024 году, 11,5 — в 2025 году, 11,6 — в 2026-м. На социокультурную сферу потратят в 2024-2026 годах соответственно 128,4, 142,8 и 159,1 миллиарда рублей. 

Расходы на культуру и кинематографию в 2024 году составят 15,4 миллиарда рублей, в 2025 году – 17,2, в 2026 году – 19,4. Здравоохранение на 2024 год потребует 107 миллиарда рублей, на 2025 год – 118,5, на 2026 год – 131,5.

В отрасли «Социальная политика» общая сумма расходов на 2024 год прогнозируется в размере 58,2 миллиарда рублей, на 2025 год – 60,7, на 2026 год – 63,6.

На физкультуру и спорт потратят в 2024 году 8,6 миллиарда рублей, в 2025 году – 9,5, в 2026 году – 10,6.

Обслуживание государственного и муниципального долга на 2024-2025 годы заложено на сумму 1,2 миллиарда рублей (1,1 миллиарда — на 2026 год).

Общий объем расходов консолидированного бюджета Татарстана на 2024 год прогнозируется в объеме 397,4 миллиарда рублей, на 2025 год – 418,9, на 2026 год – 451,7.

Дефицит консолидированного бюджета в 2024 году прогнозируется в размере 20,3 миллиарда рублей, в 2025-м – 22,3 миллиарда, в 2026-м – 29,2 миллиарда рублей.

«В части федеральных средств ясности нет»

Подводя итоги совещания, раис Татарстана Рустам Минниханов подчеркнул, что в центре внимания – доходы, которые мобилизуют в республике. 

– Пока в части федеральных средств ясности нет. Когда эти цифры будут появляться, нам надо максимально поучаствовать и в национальных проектах, и в федеральных программах, в частности, инфраструктурном меню, – там, где есть предполагаемые средства на модернизацию ЖКХ. Есть слухи, что они будут пересматриваться, нам надо сразу отреагировать, чтобы получить дополнительную федеральную поддержку. У нас сложностей по освоению быть не должно, надо просто все своевременно оформить, – рассуждал Минниханов.

Раис положительно оценил итоги семи месяцев, но напомнил, что в дальнейшем в республике снизятся поступления по акцизу, а рост остальных статей дохода замедлится.

Прогноз на ближайшую трехлетку: какие задачи социально-экономического развития стоят перед Татарстаном

– Поэтому тех зарезервированных в начале года средств надо строго придерживаться. Во-первых, надо этот год завершить. Во-вторых, главное, чтобы экономика работала. Те минусы, что мы получили по нефтяной промышленности, пока погашены за счет увеличения поступлений от других отраслей, – подчеркнул лидер Татарстана и поручил четко отслеживать проблемы предприятий на балансовых комиссиях и снижать недоимку налогов. 

Ответственным министерствам и муниципалитетам Минниханов напомнил об их задаче качественно сформировать бюджеты всех уровней и разработать проект закона о бюджете Татарстана на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов. Проект закона должен поступить в Госсовет до 15 октября.


Читайте также: «Опасений по продукции мы не видим»: какой урожай собрали аграрии Татарстана


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *