Первые «РОСТКИ»: китайские электромобили, игра в го и новое производство в Челнах

В Казани впервые проходит российско-китайский форум «РОСТКИ»
В Казани впервые проходит российско-китайский форум «РОСТКИ», который в будущем
обещает стать ежегодным. Сотрудничество развивается стабильно: по итогам восьми
месяцев товарооборот между странами достиг 1,6 млрд долларов, но есть куда расти
— партнеры из Поднебесной готовы инвестировать в республику.

Название форума получилось из комбинации трех слов: «Россия», «Китай», а буква «т» в середине – объединяющий две страны Татарстан. В форуме приняли участие свыше 5,5 тысячи представителей из 24 стран и 57 регионов России, причем около 500 участников – граждане Китайской Народной Республики.

Открывая выставку, раис Татарстана Рустам Минниханов поблагодарил китайских партнеров, которые отозвались на приглашение поучаствовать в форуме.

— Сегодня благодаря личным усилиям двух государств – Российской Федерации и Китайской Народной Республики — есть возможность максимально активно работать не только на федеральном, но также на межрегиональном уровне. Важная задача, которую предстоит решить в ближайшее время, – повышение устойчивости производственной сферы в новых условиях. Китай выступает надежным партнером поставленных целей, — заметил лидер республики.

Первые «РОСТКИ»: Китайские электромобили, игра в го и новое производство в Челнах

Раис подчеркнул, что главная цель форума – достичь договоренностей и подписать соглашения о сотрудничестве между Россией и Китаем. А форум предложил сделать ежегодным и провести его в следующий раз 14-15 ноября.

«В Татарстане на высоком уровне развивается российско-китайское сотрудничество»

К участникам форума обратился также советник по торгово-экономическим вопросам посольства Китая в России Юй Хунчи. Он заметил, что в Татарстане развиты промышленность и сельское хозяйство, что создает благоприятные условия для китайско-российского сотрудничества предприятий в производстве бытовой техники, сборке автомобилей, торговле оборудованием.

Он добавил, что в республике на высоком уровне развивается российско-китайское сотрудничество, что создало благоприятные условия для взаимодействия Татарстана и Китая: Поднебесная активно поддерживает корпорацию Haier и другие китайские компании для расширения инвестиций в республику.

Кроме того, по словам господина Хунчи, сотрудничество развивается и на региональном уровне. Так, китайская провинция Шаньдун и Татарстан создали систему сотрудничества городов. В конце мая глава республики посетил Шанхай и достиг консенсуса с китайской стороной для расширения китайско-российского сотрудничества на региональном уровне.

Первые «РОСТКИ»: Китайские электромобили, игра в го и новое производство в Челнах

— Предприятия Китая воспользовались возможностью развития с Татарстаном. Они активно осваивают рынки и участвуют в социально-экономическом развитии региона. Надеемся, что правительство Татарстана и дальше будет наращивать поддержку китайских предприятий и актуализировать деловую и инвестиционную среду, — подчеркнул спикер.

Хунчи обратил внимание, что Китай на протяжении 13 лет служит главным торговым партнером России. Объем торговли России и Китая с января по июль 2023 года составил 134 миллиарда долларов и вырос на 36,5% по сравнению с аналогичным периодом 2022 года. А в прошлом году объем оборота торговли двух стран достиг 1,6 миллиарда долларов США.

Кадровые резервы «Татнефти», инвестиции СИБУРа и звезды китайского автопрома

После торжественного открытия форума почетные гости отправились осматривать выставку Russia-China Expo. Половина стендов остались еще с Татарстанского нефтегазохимического форума, который прошел на той же площадке неделю назад.

Первой VIP-делегация с участием раиса Татарстана, главы республики Коми Владимира Уйба и губернатора Кировской области Александра Соколова отправилась осматривать экспозицию «Татнефти». Здесь гостям рассказали об энергии созидания, которую генерирует компания, – большое внимание уделяют достижению ESG-показателей и экологическому воспитанию. Также нефтяной гигант вкладывается в научно-исследовательскую деятельность и подготовку кадров, сотрудничает с ключевыми вузами России и мира.

Гостям продемонстрировали модель кампуса Высшей нефтяной школы в Альметьевске. Он включает в себя эколабораторный исследовательский комплекс, общежитие для студентов и научных работников, учебный корпус, спортивный комплекс, подземную парковку. Вдохновлялись в компании успехами китайских партнеров, которые создают комплексы для комфортного обучения и проживания граждан.

Также в Альметьевске работает центр по изучению китайского языка, действует программа по обмену студентами, программы академического и партнерского обмена.

У стойки СИБУРа рассказали о модернизированной установке синтеза поликарбоната, которую недавно запустили на «Казаньоргсинтезе». В компании заявили, что модернизация позволила снизить количество вредных выбросов в атмосферу до 20%.

Генеральный директор «Казаньоргсинтеза» Айрат Сафин рассказал о некоторых будущих инвестиционных планах — продолжается строительство новой установки Этилен-600 в Нижнекамске, которую планируют запустить в конце 2024 года, и идет строительство мегапроекта — Амурского нефтегазохимического комплекса, который реализуется совместно с китайскими партнерами. Сафин подчеркнул, что, несмотря на уход западных партнеров, компания смогла быстро сориентироваться и импортозаместить большую часть катализаторов. Только за последние 1,5 года на «Казаньоргсинтезе» ввели в производство 80% катализаторов, остальные 20% находятся на этапе апробации.

Первые «РОСТКИ»: Китайские электромобили, игра в го и новое производство в Челнах

О совместных проектах с Китаем рассказали у стенда КНИТУ-КХТИ. Первый проект – образовательный, его вуз реализует совместно с Пекинским химико-технологическим университетом. По словам ректора КНИТУ-КХТИ Юрия Казакова, в казанском университете набрали группу из 14 человек – они изучают технологии переработки полимеров. Первые два года они обучаются в Казани, а два последних — в Пекине. По окончании университета они получат два диплома – российский и китайский.

После почетные гости отправились изучать достижения китайского автопрома. Посмотреть на автомобили из Поднебесной можно было не только внутри выставочного павильона, но и на парковке «Казань Экспо», где участникам даже разрешали устроить тест-драйв новинок (разумеется, при наличии водительских прав). 

Первые «РОСТКИ»: Китайские электромобили, игра в го и новое производство в Челнах

Всего дилерский центр «КАН-Авто» привез на площадку около 30 автомобилей марок Chery, EXEED, OMODA, VOYAH, TANK, Haval, Geely, BAIC, Changan. На суд гостям форума представили как флагманские модели, вроде Tank 500 стоимостью от 8 миллионов рублей, так и более «массовые» Kaiyi E5, Baic X35, Baic U5 Plus и Haval Jolion.

Игры в го, искусство и неуловимые китайцы

Заметим, что одной лишь деловой программой форум не ограничивался. В центре павильона, в котором проходила выставка, располагалась зона Молодежного фестиваля, который представлял собой настоящий микс русско-татарско-китайской культуры. На протяжении дня здесь звучали народные песни на трех языках, прошел татарско-китайский Сабантуй. В этой зоне можно было принять участие в различных мастер-классах: китайская чайная церемония, каллиграфия, создание фигур из бумаги.

Первые «РОСТКИ»: Китайские электромобили, игра в го и новое производство в Челнах

Любители интеллектуальных игр могли посоревноваться в го – игре, возникшей еще в Древнем Китае. Суть игры заключается в том, чтобы огородить на доске камнями своего цвета большую территорию, чем противник.

Первые «РОСТКИ»: Китайские электромобили, игра в го и новое производство в Челнах

В холле гостей ожидала выставка картин – тематика их так же была татарско-китайской. Вечером заядлые театралы могли насладиться постановкой по мотивам произведения китайского драматурга, а киноманы – посетить фильмы китайских режиссеров.

Интересно, что на китайско-российском форуме редко можно было увидеть китайцев. А если они появлялись, то их перехватывали татарстанские коллеги и уводили в комнаты для B2B-встреч и переговорные, скрытые от посторонних глаз. Но все же о некоторых результатах случившихся переговоров становилось известно прессе.

В Челнах запустят завод по производству подшипников

В Набережных Челнах появится завод по производству подшипников. Первая линия производства обеспечит нужды КАМАЗа, ее запустят в 2024 году, годовая мощность составит 700 тысяч экземпляров. Об этом во время пресс-конференции сообщил генеральный директор группы компаний «Далини» Руслан Нигматулин.

— Сейчас мы на стадии закупки станков и оборудования для нашего завода. Китайские партнеры готовы с нами делиться информацией, технологиями. Сотрудничество очень дружеское, — рассказал он.

По словам предпринимателя, общий объем инвестиций в проект на начальном этапе (без постройки завода) составит 1,5 миллиарда рублей.

— Мы видим большую заинтересованность в приобретении российских подшипников. Наш проект охватывает всего лишь 5% российского рынка. Мы начали с КАМАЗа, потому что это понятный, надежный клиент, имеет четкое понимание по количеству производимых машин. Но не ограничиваемся одним партнером и не делаем производство конкретно под один завод, — подчеркнул Нигматулин.

Первые «РОСТКИ»: Китайские электромобили, игра в го и новое производство в Челнах

По мнению предпринимателя, мероприятие служит отличной площадкой для знакомства и налаживания новых деловых связей.

— Из Китая приехали производители станков, оборудования, комплектующих. Удобно, что со всеми этими компаниями можно обсудить сотрудничество сразу в одном месте. Когда мы сами ездили в Китай, то за несколько дней не посмотрели и трети тех предприятий отрасли, которые здесь представлены. Пока мы в России не создали свои станки и оборудование, нам нужна поддержка партнеров из дружественного Китая, чтобы локализовать здесь производство, — заметил бизнесмен.

Нигматулин подчеркнул, что форум позволил китайским предпринимателям убедиться в перспективности российского рынка и они проявляют заинтересованность в нем.

«Просто нужно подойти к нужным людям и задать правильные вопросы»

Положительно оценил форум генеральный директор компании ООО ТК «Вэлд Плюс» Павел Борисов. Он заметил, что в прошлом году предприниматели ощутили резкий скачок производственных запросов – приходилось подстраиваться под меняющуюся экономику, искать новых поставщиков. Форум, по мнению бизнесмена, решает многие проблемы, помогает деловым партнерам найти друг друга и закрыть потребности.

— Мне нравится на выставках личное общение – люди понимают, что их проблеме есть решение, просто нужно подойти к нужным людям и задать правильные вопросы, — сказал Борисов.

Первые «РОСТКИ»: Китайские электромобили, игра в го и новое производство в Челнах

С целью поиска партнеров участие в выставке принял и конструкторско-производительный центр беспилотных летательных аппаратов Tonkor – компания базируется в казанском IТ-парке и Иннополисе и занимается сборкой дронов и квадрокоптеров из китайских комплектующих под военные и гражданские нужды.

— Мы располагаемся на выставке, чтобы найти партнеров из Китая. Сейчас есть сложности с поставками некоторых запчастей, мы ищем пути решения для оптимизации процессов логистики, — рассказал менеджер компании Тимур Сагдиев.

В разработке есть несколько дронов-исследователей, цель которых – спрогнозировать разрушение зданий, и дронов с изменением частот, которые станет практически невозможно обнаружить. Также в планах – полное импортозамещение компонентов на аналоги татарстанского производства.

Как бизнесу облегчить взаимодействие с таможней?

В рамках форума прошла дискуссия «Россия — Китай: таможня дает добро», посвященная внешнеторговой деятельности и особенностям таможенного законодательства. Начиная обсуждение, модератор встречи, председатель Совета Торгово-промышленной палаты Российской Федерации по таможенной политике Георгий Петров напомнил, что Китай – главный и основной торговый партнер нашей страны. Согласно прогнозам, товарооборот между Россией и Китаем достигнет 200 миллиардов долларов США.

— Во многом то, чтобы эта цель была реализована, зависит от того, как будут работать таможенные службы обеих стран, которые призваны, в том числе, содействовать развитию внешнеэкономической деятельности, — подчеркнул Петров.

Первые «РОСТКИ»: Китайские электромобили, игра в го и новое производство в Челнах

Об упрощении таможенных процедур рассказал начальник Управления торговых ограничений, валютного и экспортного контроля Федеральной таможенной службы (ФТС) России Сергей Шкляев.

Он напомнил, что задачу по содействию развитию российско-китайских отношений и взаимной торговли ставил президент России, а реализует ее ФТС в рамках совместных проектов между таможенными службами России и Китая. Приоритетность взаимодействия с таможенной службой Китая, в свою очередь, определяет стратегия развития ФТС России до 2030 года.

Первый механизм снижения административной нагрузки на законопослушных участников внешнеэкономической деятельности — упрощенный таможенный (зеленый) коридор. Его цель — сделать таможенные операции проще за счет получения российской таможенной службой предварительной информации от иностранной таможенной службы о перемещаемых товарах. Эти данные российская таможня использует для выборочной поверки рисковых перемещений. Компании, которые участвуют в этом проекте, могут получить оформление товаров в более краткие сроки, а также снизить контроль таможенной службы. Места пересечения торговой границы и номенклатуру товаров, перемещаемых по коридору, не ограничивают. Участвовать в проекте могут российские, китайские компании и их контрагенты, отличающиеся низкой степенью риска нарушения таможенного законодательства.

Первые «РОСТКИ»: Китайские электромобили, игра в го и новое производство в Челнах

По словам Шкляева, на данный момент в проекте участвуют 89 российских и 120 китайских компаний. За семь месяцев 2023 года в рамках проекта «Зеленый коридор» выпустили 424 экспортные и 53 импортные декларации.

Второй механизм — взаимное признание статуса уполномоченного экономического оператора. ФТС работает над расширением перечня специальных упрощений для таких операторов. Активное участие уполномоченных экономических операторов позволяет помимо уже полученных в рамках коридора упрощений пользоваться дополнительными преимуществами. Например, совершение таможенных операций и проведение форм таможенного контроля, если они назначаются в первоочередном порядке, выпуск товара до подачи декларации, временное хранение товаров на территории уполномоченных экономических операторов, выпуск товаров без предоставления обеспечения исполнения обязанностей по уплате таможенных платежей.

Спикер напомнил, что в пилотной стадии проект запустили в июле 2022 года, а в декабре он вступил в полномасштабный режим.

Еще один механизм — система межведомственного электронного взаимодействия. В настоящее время ФТС обеспечивает информационное взаимодействие с более чем 20 федеральными органами, выдающими разрешительные документы. Таможенные органы при совершении операций получают в системе всю информацию в автоматическом режиме.

— Результативность работы электронных сервисов сегодня составляет более 99%,-подчеркнул Шкляев.

Первые «РОСТКИ»: Китайские электромобили, игра в го и новое производство в Челнах

По его словам, стабильный информационный обмен позволил совместно с Минпромторгом России обеспечить в отношении лицензируемых товаров внедрение автоматизированного централизованного контроля с применением информационных ресурсов. Это упростило процессы для участников торговли за счет того, что ФТС отказалась от постановки лицензии на контроль, бумажного учета и перевела эти процессы в электронный вид.

Развитие российско-китайской торговли также ускорили меры, принятые правительством в России в целях снижения санкционного давления.  А именно упрощение ввоза товаров в части подтверждения безопасности и легализации параллельного импорта оригинальных товаров. 

Работа маркетплейсов не так проста, как кажется

Электронная торговля плотно вошла в нашу жизнь – представить мир без маркетплейсов уже невозможно. Об изменениях, которые внесла в таможенное регулирование e-commerse, рассказала заместитель начальника отдела Департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики Евразийской экономической комиссии Екатерина Бочарова. По словам спикера, ЕЭК формировала пакет новых таможенных правил для регулирования этого сегмента торговли на протяжении двух лет. Помимо государственных органов в этой работе участвовали представители бизнес-сообщества.

Суть нововведений в том, что товары, которые покупают на площадках электронной торговли, выделили в отдельную категорию – для них предусмотрели две логистические схемы: прямая поставка (заказ следует покупателю от заграничного продавца напрямую) и непрямая (погрузка товара происходит со склада на территории ЕЭК, куда его привозит продавец). Оператором электронной торговли может быть только юридическое лицо.

Первые «РОСТКИ»: Китайские электромобили, игра в го и новое производство в Челнах

Как пояснила Бочарова, при прямой поставке оператор действует от имени покупателя: подает декларацию, оплачивает таможенную пошлину и налоги. Все таможенные формальности может выполнять и сам покупатель. При втором способе все действия может выполнять только оператор. Товары на складе ЕЭК могут храниться без уплаты пошлины и налогов до трех лет. Декларировать их можно уже после доставки покупателю, а пока декларации нет, товар можно вернуть на склад.

— Товары электронной торговли нельзя вовлечь в коммерческий оборот – это будет контролироваться государственными органами, — подчеркнула спикер.

Оператором электронной торговли можно стать только после включения в соответствующий реестр. Для этого нужно иметь в собственности или долгосрочной аренде площади для размещения товаров, иметь информационную систему, внести обеспечение, иметь страховку и не иметь задолженности перед таможней.

Особенности таможенного оформления

О балансе между осуществлением должного контроля над безопасностью общества и содействием развитию бизнеса посредством максимального сокращения таможенных процедур рассказала коммерческий директор Таможенного холдинга «Группа Тарго» Евгения Данилина. По ее словам, за последние годы электронные сервисы ФТС России значительно улучшились – так, например, участник внешнеэкономической деятельности может подать декларацию, проконсультироваться и оплатить таможенный взнос через личный кабинет.

Данилина подчеркнула, что первоочередная задача таможенных органов – это мобилизация федерального бюджета и обеспечение фискальных таможенных платежей. С этой задачей ФТС справляется с помощью системы управления рисками. Эту систему перестроили в 2022 году – снизили периодичность, степень и объем таможенного контроля в отношении приоритетных для импорта товаров и продукции в России. При экспорте система контролирует введенные запреты на вывоз высокотехнологичных товаров и продукции.

В условиях падающего импорта внимание уделяют контролю таможенной стоимости товара, пояснила эксперт, так как именно с нее платятся таможенные платежи. В таможенную стоимость входит целый список сведений: внешнеторговый контракт, инвойс (общая стоимость товара, стоимость за единицу и другие сведения о товаре), банковские платежные документы, транспортные и страховые документы, счет за транспортировку, прайс-лист завода-изготовителя, документы, подтверждающие реализацию товаров на территории России, и информация о стоимости аналогичных товаров при ввозе в Россию.

Первые «РОСТКИ»: Китайские электромобили, игра в го и новое производство в Челнах

— Только при соблюдении условия, что все документы заполнены корректно, шансы оспорить корректировку таможенной стоимости в вышестоящих таможенных органах или суде возрастают, — обратила внимание Данилина.

Еще одна проблема при таможенном оформлении – правильность классификации товара в соответствии с номенклатурой. Она особенно важна при ввозе в Россию высокотехнологичного оборудования. Без решения классификации невозможно получить ставку ввозной таможенной пошлины ко всем компонентам оборудования. Кроме того, наличие этого решения прощает получение разрешительного документа на ввоз и минимизирует расходы на хранение, прохождение границы и другие таможенные расходы.

Программа форума продолжится 8 сентября. Свое участие в пленарном заседании подтвердили федеральные гости — заместитель председателя Совета Федерации Константин Косачев, министр экономического развития России Максим Решетников и заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации Алексей Груздев. Они обсудят экономическое сотрудничество Китая и России, совместные проекты и инфраструктурные перспективы.


Читайте также: Прогноз на ближайшую трехлетку: какие задачи социально-экономического развития стоят перед Татарстаном


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *