Site icon KazanFirst

Первые «РОСТКИ»: китайские электромобили, игра в го и новое производство в Челнах

В Казани впервые проходит российско-китайский форум «РОСТКИ»
В Казани впервые проходит российско-китайский форум «РОСТКИ», который в будущем
обещает стать ежегодным. Сотрудничество развивается стабильно: по итогам восьми
месяцев товарооборот между странами достиг 1,6 млрд долларов, но есть куда расти
— партнеры из Поднебесной готовы инвестировать в республику.

Название форума получилось из комбинации трех слов: «Россия», «Китай», а буква «т» в середине – объединяющий две страны Татарстан. В форуме приняли участие свыше 5,5 тысячи представителей из 24 стран и 57 регионов России, причем около 500 участников – граждане Китайской Народной Республики.

Открывая выставку, раис Татарстана Рустам Минниханов поблагодарил китайских партнеров, которые отозвались на приглашение поучаствовать в форуме.

— Сегодня благодаря личным усилиям двух государств – Российской Федерации и Китайской Народной Республики — есть возможность максимально активно работать не только на федеральном, но также на межрегиональном уровне. Важная задача, которую предстоит решить в ближайшее время, – повышение устойчивости производственной сферы в новых условиях. Китай выступает надежным партнером поставленных целей, — заметил лидер республики.

Раис подчеркнул, что главная цель форума – достичь договоренностей и подписать соглашения о сотрудничестве между Россией и Китаем. А форум предложил сделать ежегодным и провести его в следующий раз 14-15 ноября.

«В Татарстане на высоком уровне развивается российско-китайское сотрудничество»

К участникам форума обратился также советник по торгово-экономическим вопросам посольства Китая в России Юй Хунчи. Он заметил, что в Татарстане развиты промышленность и сельское хозяйство, что создает благоприятные условия для китайско-российского сотрудничества предприятий в производстве бытовой техники, сборке автомобилей, торговле оборудованием.

Он добавил, что в республике на высоком уровне развивается российско-китайское сотрудничество, что создало благоприятные условия для взаимодействия Татарстана и Китая: Поднебесная активно поддерживает корпорацию Haier и другие китайские компании для расширения инвестиций в республику.

Кроме того, по словам господина Хунчи, сотрудничество развивается и на региональном уровне. Так, китайская провинция Шаньдун и Татарстан создали систему сотрудничества городов. В конце мая глава республики посетил Шанхай и достиг консенсуса с китайской стороной для расширения китайско-российского сотрудничества на региональном уровне.

— Предприятия Китая воспользовались возможностью развития с Татарстаном. Они активно осваивают рынки и участвуют в социально-экономическом развитии региона. Надеемся, что правительство Татарстана и дальше будет наращивать поддержку китайских предприятий и актуализировать деловую и инвестиционную среду, — подчеркнул спикер.

Хунчи обратил внимание, что Китай на протяжении 13 лет служит главным торговым партнером России. Объем торговли России и Китая с января по июль 2023 года составил 134 миллиарда долларов и вырос на 36,5% по сравнению с аналогичным периодом 2022 года. А в прошлом году объем оборота торговли двух стран достиг 1,6 миллиарда долларов США.

Кадровые резервы «Татнефти», инвестиции СИБУРа и звезды китайского автопрома

После торжественного открытия форума почетные гости отправились осматривать выставку Russia-China Expo. Половина стендов остались еще с Татарстанского нефтегазохимического форума, который прошел на той же площадке неделю назад.

Первой VIP-делегация с участием раиса Татарстана, главы республики Коми Владимира Уйба и губернатора Кировской области Александра Соколова отправилась осматривать экспозицию «Татнефти». Здесь гостям рассказали об энергии созидания, которую генерирует компания, – большое внимание уделяют достижению ESG-показателей и экологическому воспитанию. Также нефтяной гигант вкладывается в научно-исследовательскую деятельность и подготовку кадров, сотрудничает с ключевыми вузами России и мира.

Гостям продемонстрировали модель кампуса Высшей нефтяной школы в Альметьевске. Он включает в себя эколабораторный исследовательский комплекс, общежитие для студентов и научных работников, учебный корпус, спортивный комплекс, подземную парковку. Вдохновлялись в компании успехами китайских партнеров, которые создают комплексы для комфортного обучения и проживания граждан.

Также в Альметьевске работает центр по изучению китайского языка, действует программа по обмену студентами, программы академического и партнерского обмена.

У стойки СИБУРа рассказали о модернизированной установке синтеза поликарбоната, которую недавно запустили на «Казаньоргсинтезе». В компании заявили, что модернизация позволила снизить количество вредных выбросов в атмосферу до 20%.

Генеральный директор «Казаньоргсинтеза» Айрат Сафин рассказал о некоторых будущих инвестиционных планах — продолжается строительство новой установки Этилен-600 в Нижнекамске, которую планируют запустить в конце 2024 года, и идет строительство мегапроекта — Амурского нефтегазохимического комплекса, который реализуется совместно с китайскими партнерами. Сафин подчеркнул, что, несмотря на уход западных партнеров, компания смогла быстро сориентироваться и импортозаместить большую часть катализаторов. Только за последние 1,5 года на «Казаньоргсинтезе» ввели в производство 80% катализаторов, остальные 20% находятся на этапе апробации.

О совместных проектах с Китаем рассказали у стенда КНИТУ-КХТИ. Первый проект – образовательный, его вуз реализует совместно с Пекинским химико-технологическим университетом. По словам ректора КНИТУ-КХТИ Юрия Казакова, в казанском университете набрали группу из 14 человек – они изучают технологии переработки полимеров. Первые два года они обучаются в Казани, а два последних — в Пекине. По окончании университета они получат два диплома – российский и китайский.

После почетные гости отправились изучать достижения китайского автопрома. Посмотреть на автомобили из Поднебесной можно было не только внутри выставочного павильона, но и на парковке «Казань Экспо», где участникам даже разрешали устроить тест-драйв новинок (разумеется, при наличии водительских прав). 

Всего дилерский центр «КАН-Авто» привез на площадку около 30 автомобилей марок Chery, EXEED, OMODA, VOYAH, TANK, Haval, Geely, BAIC, Changan. На суд гостям форума представили как флагманские модели, вроде Tank 500 стоимостью от 8 миллионов рублей, так и более «массовые» Kaiyi E5, Baic X35, Baic U5 Plus и Haval Jolion.

Игры в го, искусство и неуловимые китайцы

Заметим, что одной лишь деловой программой форум не ограничивался. В центре павильона, в котором проходила выставка, располагалась зона Молодежного фестиваля, который представлял собой настоящий микс русско-татарско-китайской культуры. На протяжении дня здесь звучали народные песни на трех языках, прошел татарско-китайский Сабантуй. В этой зоне можно было принять участие в различных мастер-классах: китайская чайная церемония, каллиграфия, создание фигур из бумаги.

Любители интеллектуальных игр могли посоревноваться в го – игре, возникшей еще в Древнем Китае. Суть игры заключается в том, чтобы огородить на доске камнями своего цвета большую территорию, чем противник.

В холле гостей ожидала выставка картин – тематика их так же была татарско-китайской. Вечером заядлые театралы могли насладиться постановкой по мотивам произведения китайского драматурга, а киноманы – посетить фильмы китайских режиссеров.

Интересно, что на китайско-российском форуме редко можно было увидеть китайцев. А если они появлялись, то их перехватывали татарстанские коллеги и уводили в комнаты для B2B-встреч и переговорные, скрытые от посторонних глаз. Но все же о некоторых результатах случившихся переговоров становилось известно прессе.

В Челнах запустят завод по производству подшипников

В Набережных Челнах появится завод по производству подшипников. Первая линия производства обеспечит нужды КАМАЗа, ее запустят в 2024 году, годовая мощность составит 700 тысяч экземпляров. Об этом во время пресс-конференции сообщил генеральный директор группы компаний «Далини» Руслан Нигматулин.

— Сейчас мы на стадии закупки станков и оборудования для нашего завода. Китайские партнеры готовы с нами делиться информацией, технологиями. Сотрудничество очень дружеское, — рассказал он.

По словам предпринимателя, общий объем инвестиций в проект на начальном этапе (без постройки завода) составит 1,5 миллиарда рублей.

— Мы видим большую заинтересованность в приобретении российских подшипников. Наш проект охватывает всего лишь 5% российского рынка. Мы начали с КАМАЗа, потому что это понятный, надежный клиент, имеет четкое понимание по количеству производимых машин. Но не ограничиваемся одним партнером и не делаем производство конкретно под один завод, — подчеркнул Нигматулин.

По мнению предпринимателя, мероприятие служит отличной площадкой для знакомства и налаживания новых деловых связей.

— Из Китая приехали производители станков, оборудования, комплектующих. Удобно, что со всеми этими компаниями можно обсудить сотрудничество сразу в одном месте. Когда мы сами ездили в Китай, то за несколько дней не посмотрели и трети тех предприятий отрасли, которые здесь представлены. Пока мы в России не создали свои станки и оборудование, нам нужна поддержка партнеров из дружественного Китая, чтобы локализовать здесь производство, — заметил бизнесмен.

Нигматулин подчеркнул, что форум позволил китайским предпринимателям убедиться в перспективности российского рынка и они проявляют заинтересованность в нем.

«Просто нужно подойти к нужным людям и задать правильные вопросы»

Положительно оценил форум генеральный директор компании ООО ТК «Вэлд Плюс» Павел Борисов. Он заметил, что в прошлом году предприниматели ощутили резкий скачок производственных запросов – приходилось подстраиваться под меняющуюся экономику, искать новых поставщиков. Форум, по мнению бизнесмена, решает многие проблемы, помогает деловым партнерам найти друг друга и закрыть потребности.

— Мне нравится на выставках личное общение – люди понимают, что их проблеме есть решение, просто нужно подойти к нужным людям и задать правильные вопросы, — сказал Борисов.

С целью поиска партнеров участие в выставке принял и конструкторско-производительный центр беспилотных летательных аппаратов Tonkor – компания базируется в казанском IТ-парке и Иннополисе и занимается сборкой дронов и квадрокоптеров из китайских комплектующих под военные и гражданские нужды.

— Мы располагаемся на выставке, чтобы найти партнеров из Китая. Сейчас есть сложности с поставками некоторых запчастей, мы ищем пути решения для оптимизации процессов логистики, — рассказал менеджер компании Тимур Сагдиев.

В разработке есть несколько дронов-исследователей, цель которых – спрогнозировать разрушение зданий, и дронов с изменением частот, которые станет практически невозможно обнаружить. Также в планах – полное импортозамещение компонентов на аналоги татарстанского производства.

Как бизнесу облегчить взаимодействие с таможней?

В рамках форума прошла дискуссия «Россия — Китай: таможня дает добро», посвященная внешнеторговой деятельности и особенностям таможенного законодательства. Начиная обсуждение, модератор встречи, председатель Совета Торгово-промышленной палаты Российской Федерации по таможенной политике Георгий Петров напомнил, что Китай – главный и основной торговый партнер нашей страны. Согласно прогнозам, товарооборот между Россией и Китаем достигнет 200 миллиардов долларов США.

— Во многом то, чтобы эта цель была реализована, зависит от того, как будут работать таможенные службы обеих стран, которые призваны, в том числе, содействовать развитию внешнеэкономической деятельности, — подчеркнул Петров.

Об упрощении таможенных процедур рассказал начальник Управления торговых ограничений, валютного и экспортного контроля Федеральной таможенной службы (ФТС) России Сергей Шкляев.

Он напомнил, что задачу по содействию развитию российско-китайских отношений и взаимной торговли ставил президент России, а реализует ее ФТС в рамках совместных проектов между таможенными службами России и Китая. Приоритетность взаимодействия с таможенной службой Китая, в свою очередь, определяет стратегия развития ФТС России до 2030 года.

Первый механизм снижения административной нагрузки на законопослушных участников внешнеэкономической деятельности — упрощенный таможенный (зеленый) коридор. Его цель — сделать таможенные операции проще за счет получения российской таможенной службой предварительной информации от иностранной таможенной службы о перемещаемых товарах. Эти данные российская таможня использует для выборочной поверки рисковых перемещений. Компании, которые участвуют в этом проекте, могут получить оформление товаров в более краткие сроки, а также снизить контроль таможенной службы. Места пересечения торговой границы и номенклатуру товаров, перемещаемых по коридору, не ограничивают. Участвовать в проекте могут российские, китайские компании и их контрагенты, отличающиеся низкой степенью риска нарушения таможенного законодательства.

По словам Шкляева, на данный момент в проекте участвуют 89 российских и 120 китайских компаний. За семь месяцев 2023 года в рамках проекта «Зеленый коридор» выпустили 424 экспортные и 53 импортные декларации.

Второй механизм — взаимное признание статуса уполномоченного экономического оператора. ФТС работает над расширением перечня специальных упрощений для таких операторов. Активное участие уполномоченных экономических операторов позволяет помимо уже полученных в рамках коридора упрощений пользоваться дополнительными преимуществами. Например, совершение таможенных операций и проведение форм таможенного контроля, если они назначаются в первоочередном порядке, выпуск товара до подачи декларации, временное хранение товаров на территории уполномоченных экономических операторов, выпуск товаров без предоставления обеспечения исполнения обязанностей по уплате таможенных платежей.

Спикер напомнил, что в пилотной стадии проект запустили в июле 2022 года, а в декабре он вступил в полномасштабный режим.

Еще один механизм — система межведомственного электронного взаимодействия. В настоящее время ФТС обеспечивает информационное взаимодействие с более чем 20 федеральными органами, выдающими разрешительные документы. Таможенные органы при совершении операций получают в системе всю информацию в автоматическом режиме.

— Результативность работы электронных сервисов сегодня составляет более 99%,-подчеркнул Шкляев.

По его словам, стабильный информационный обмен позволил совместно с Минпромторгом России обеспечить в отношении лицензируемых товаров внедрение автоматизированного централизованного контроля с применением информационных ресурсов. Это упростило процессы для участников торговли за счет того, что ФТС отказалась от постановки лицензии на контроль, бумажного учета и перевела эти процессы в электронный вид.

Развитие российско-китайской торговли также ускорили меры, принятые правительством в России в целях снижения санкционного давления.  А именно упрощение ввоза товаров в части подтверждения безопасности и легализации параллельного импорта оригинальных товаров. 

Работа маркетплейсов не так проста, как кажется

Электронная торговля плотно вошла в нашу жизнь – представить мир без маркетплейсов уже невозможно. Об изменениях, которые внесла в таможенное регулирование e-commerse, рассказала заместитель начальника отдела Департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики Евразийской экономической комиссии Екатерина Бочарова. По словам спикера, ЕЭК формировала пакет новых таможенных правил для регулирования этого сегмента торговли на протяжении двух лет. Помимо государственных органов в этой работе участвовали представители бизнес-сообщества.

Суть нововведений в том, что товары, которые покупают на площадках электронной торговли, выделили в отдельную категорию – для них предусмотрели две логистические схемы: прямая поставка (заказ следует покупателю от заграничного продавца напрямую) и непрямая (погрузка товара происходит со склада на территории ЕЭК, куда его привозит продавец). Оператором электронной торговли может быть только юридическое лицо.

Как пояснила Бочарова, при прямой поставке оператор действует от имени покупателя: подает декларацию, оплачивает таможенную пошлину и налоги. Все таможенные формальности может выполнять и сам покупатель. При втором способе все действия может выполнять только оператор. Товары на складе ЕЭК могут храниться без уплаты пошлины и налогов до трех лет. Декларировать их можно уже после доставки покупателю, а пока декларации нет, товар можно вернуть на склад.

— Товары электронной торговли нельзя вовлечь в коммерческий оборот – это будет контролироваться государственными органами, — подчеркнула спикер.

Оператором электронной торговли можно стать только после включения в соответствующий реестр. Для этого нужно иметь в собственности или долгосрочной аренде площади для размещения товаров, иметь информационную систему, внести обеспечение, иметь страховку и не иметь задолженности перед таможней.

Особенности таможенного оформления

О балансе между осуществлением должного контроля над безопасностью общества и содействием развитию бизнеса посредством максимального сокращения таможенных процедур рассказала коммерческий директор Таможенного холдинга «Группа Тарго» Евгения Данилина. По ее словам, за последние годы электронные сервисы ФТС России значительно улучшились – так, например, участник внешнеэкономической деятельности может подать декларацию, проконсультироваться и оплатить таможенный взнос через личный кабинет.

Данилина подчеркнула, что первоочередная задача таможенных органов – это мобилизация федерального бюджета и обеспечение фискальных таможенных платежей. С этой задачей ФТС справляется с помощью системы управления рисками. Эту систему перестроили в 2022 году – снизили периодичность, степень и объем таможенного контроля в отношении приоритетных для импорта товаров и продукции в России. При экспорте система контролирует введенные запреты на вывоз высокотехнологичных товаров и продукции.

В условиях падающего импорта внимание уделяют контролю таможенной стоимости товара, пояснила эксперт, так как именно с нее платятся таможенные платежи. В таможенную стоимость входит целый список сведений: внешнеторговый контракт, инвойс (общая стоимость товара, стоимость за единицу и другие сведения о товаре), банковские платежные документы, транспортные и страховые документы, счет за транспортировку, прайс-лист завода-изготовителя, документы, подтверждающие реализацию товаров на территории России, и информация о стоимости аналогичных товаров при ввозе в Россию.

— Только при соблюдении условия, что все документы заполнены корректно, шансы оспорить корректировку таможенной стоимости в вышестоящих таможенных органах или суде возрастают, — обратила внимание Данилина.

Еще одна проблема при таможенном оформлении – правильность классификации товара в соответствии с номенклатурой. Она особенно важна при ввозе в Россию высокотехнологичного оборудования. Без решения классификации невозможно получить ставку ввозной таможенной пошлины ко всем компонентам оборудования. Кроме того, наличие этого решения прощает получение разрешительного документа на ввоз и минимизирует расходы на хранение, прохождение границы и другие таможенные расходы.

Программа форума продолжится 8 сентября. Свое участие в пленарном заседании подтвердили федеральные гости — заместитель председателя Совета Федерации Константин Косачев, министр экономического развития России Максим Решетников и заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации Алексей Груздев. Они обсудят экономическое сотрудничество Китая и России, совместные проекты и инфраструктурные перспективы.


Читайте также: Прогноз на ближайшую трехлетку: какие задачи социально-экономического развития стоят перед Татарстаном


Exit mobile version