Сбор вторсырья в обход регоператора: все еще легальная схема для заработка?

Спущенную сверху «мусорную» реформу могут спасти сами горожане
Спущенную сверху «мусорную» реформу могут спасти сами горожане, а эффективную
систему раздельного сбора отходов — ТОСы и управляющие компании.

В Набережных Челнах в «мусорной» реформе наметился переворот. Произошло вот что. Эту реформу в стране разработали и внедрили чиновники, функционеры исполнительной власти. Конечная цель – внедрение эффективной системы раздельного сбора отходов (РСО).

Но поскольку внедряла реформу власть, то и подходы к развитию нужных систем властные. В 2019 году экоактивисты предложили за счет бюджетной программы «Наш двор» строить контейнерные площадки для РСО. Общественники исходили из того, что вместе с установкой площадок будет организована мощная пропагандистско-организационная работа по переводу людей на раздельный сбор отходов.

Не получилось. Пропагандой и организацией РСО функционеры не занялись. В итоге контейнеры на площадках не появились, а сами площадки оказались завалены старыми автопокрышками и крупногабаритными отходами. Закончилось тем, что площадки начали целенаправленно ликвидировать. То есть внедрение РСО «по-чиновничьи» превратилось в малополезную трату денег налогоплательщиков.

Сбор вторсырья в обход регоператора: все еще легальная схема для заработка?

Одновременно с этим челнинцы увидели, как экопредприятие «Проминдустрия» стало убирать с улиц свои контейнеры для раздельного сбора отходов. Забили тревогу уже председатели ТОС: система РСО, начавшая в 2010-е годы бурно развиваться, в 2023-м стала бурно сворачиваться.

Но, как выяснилось, «Проминдустрия» (если вдуматься) действует во благо. По словам финансового директора компании — депутата Госсовета Татарстана Николая Атласова, в связи с плохим состоянием на ремонт было убрано 18 контейнеров из 169. Они были испорчены граффити или вовсе превратились в стихийные свалки мусора. При этом в Челнах продолжает функционировать развитая система сбора вторичных отходов: 129 сетчатых контейнеров, 10 пунктов сбора вторичного сырья, 12 трехсекционных контейнеров, установленных в рамках акции «Зеленая улица».

— Сейчас мы принимаем заявки от ТОСов на установку контейнеров. Тем не менее мы хотим, чтобы было взаимодействие в самом полном смысле этого слова, чтобы работали на благо города рука об руку. Только от горожан и ТОСов зависит, как будут эксплуатироваться наши контейнеры, — подчеркнул господин Атласов. — Как вы могли заметить, большинство контейнеров остается на месте, ими челнинцы успешно продолжают пользоваться. В те микрорайоны, где жители готовы использовать контейнеры по назначению, содержать их в порядке, мы так же с радостью их установим. Процесс возврата контейнеров уже идет. Например, один был установлен в микрорайоне «Притяжение». Однозначно вернутся и остальные, чтобы служить на благо нашего города и горожан.

Сбор вторсырья в обход регоператора: все еще легальная схема для заработка?

То есть теперь в какой-то части ответственность за внедрение РСО перекладывается (самим течением жизни) на ТОСы, общественных активистов и саму общественность. На население, на граждан. Этому способствует и законодательство.

— По закону согласование регоператора и собственника земельного участка требуется при установке контейнеров на зарегистрированной контейнерной площадке. Это необходимо для обеспечения чистоты на площадке и периодичности вывоза собранных отходов. «Гринта» поддерживает все инициативы, которые продвигают раздельный сбор, поэтому только приветствует установку контейнеров для раздельного накопления ТКО. Если речь о коммерческих пунктах и павильонах приема вторсырья на прочих территориях, то это уже не является зоной ответственности регоператора. Но согласование собственника земельного участка, на котором такой пункт устанавливается, в любом случае необходимо, — в свое время пояснял тогдашний пресс-секретарь регоператора «Гринта» Ильдус Шакирзянов.

Растолкуем для ясности. Есть стойкое мнение, что регоператор – монополист по обращению с отходами и развитию РСО. И только он решает (и разрешает), где и какие контейнеры устанавливать.

На самом деле региональный оператор – монополист только на такую услугу, как вывоз ТБО. А где, какие контейнеры устанавливать, кому и как сдавать отходы, решают собственники МКД, ТОСы и (если земля муниципальная) исполком города. Экоактивистам стоит взять это на вооружение.

Сбор вторсырья в обход регоператора: все еще легальная схема для заработка?

В жизнь давно напрашивается вполне законная и реализуемая система РСО. Люди устанавливают контейнеры у себя во дворах. Раздельно собранные отходы – это не мусор, а вторсырье. Управляющие компании собирают это вторсырье, отвозят его переработчикам и получают за него деньги. Деньги (дополнительные) идут на текущий ремонт подъездов, на благоустройство придомовых территорий.

— Есть законодательством установленный порядок формирования тарифов на услуги регоператора. Значения утверждаются Госкомитетом Татарстана по тарифам. Существует методика, по которой рассчитывается эта цифра. Она федеральная. Реализация вторсырья «сидит» в тарифе регоператора. Это его доходы, и он их не уступит никакой УК, – на условиях анонимности предупреждает директор одной из УК.

Да, тариф за вывоз ТБО установлен жестко, его никто не может изменить, кроме правительства, и мы вынуждены сполна его оплачивать. Но при этом закон не запрещает нам выстраивать собственную систему РСО. Устанавливать на придомовой территории нужные контейнеры, раздельно собирать и с помощью УК сдавать вторсырье переработчику – это наше право, регоператор здесь ни при чем. И если мы сможем монетизировать хотя бы часть ТБО (в виде вторсырья), то мы сможем в какой-то степени компенсировать себе расходы на вывоз ТБО. Общественным активистам это тоже стоит взять на заметку.


Читайте также: Разделяй без власти: как идет мусорная реформа в Челнах


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *