«Казань будет ассоциироваться с тем, что мы спозиционируем»

Казанский краевед рассказал о символах Татарстана и его столицы
Казанский краевед рассказал о символах Татарстана и его столицы, а также
прокомментировал, что не так с дизайном «казанской» купюры.

Центробанк России представил новую тысячерублевую купюру с изображением башни Сююмбике и Музея истории государственности татарского народа. «Казанская» купюра наделала много шума. В конце концов дизайн отправили на доработку. KazanFirst поговорил с краеведом и автором канала «Царь казанский» Марком Шишкиным о том, что можно считать символами Казани и Татарстана, почему случился скандал и что должно быть изображено на «казанской» банкноте. 

– Почему изображение Казани на «тысячной» купюре не совсем удачное? Как вы думаете, оправданны ли возмущения жителей республики? 

— Начнем с того, что основное возмущение последовало не со стороны жителей Татарстана, а со стороны спикеров из других регионов, которые довольно плохо представляют наши реалии. Кто-то принял башню Сююмбике за колокольню, с которой сняли крест и поставили полумесяц. Потом, вроде, разобрались, но все равно остался большой простор для домыслов. 

Представитель каждой религиозной конфессии имеет полное право задавать вопросы о статусе символов своей религии, но, живя в обществе, он должен понимать, что есть и другие религии, у которых другие символы и свои чувства. 

Историческое ядро нашего города на северной оконечности Кремлевского холма — это такое место, где раньше были мусульманские объекты: ханская мечеть и мавзолей. А затем уже там появился православный объект: церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы.

С точки зрения и мусульман, и христиан никакое здание просто так не может перестать быть мечетью или церковью. Поэтому сейчас там нейтральная территория: мемориальная зона и музей. Иначе перевес в сторону одной или другой религии вызовет множество ненужных споров. 

Без специального комментария в истории этого места не разберешься. И если авторы хотели показать символы разных религий в Казани, им следовало поискать более очевидные объекты. 

– Можно ли считать башню Сююмбике одним из главных символов столицы Татарстана? 

– Башня Сююмбике давно уже является одним из общепризнанных символов Казани. У нее по-своему красивый смысл: башня, построенная русскими мастерами в XVIII веке, стала символом ханского периода в истории нашего города. Эта традиция восприятия идет еще из XIX века, когда русские краеведы хотели «удревнить» историю башни, а татары рассказывали о ней разные предания. Такое совпадение предпочтений двух культур на одном объекте случается нечасто. Так что башня Сююмбике – нормальный казанский символ.

«Казань будет ассоциироваться с тем, что мы спозиционируем»

Основная волна претензий по 1000-рублевой купюре была к отсутствию креста на бывшей Дворцовой церкви, где сейчас работает Музей государственности татарского народа и Республики Татарстан. Если бы рядом с башней Сююмбике изобразили действующий Благовещенский собор, думаю, претензий бы не было. Всего-то надо было посоветоваться с казанскими экспертами. 

– Какие символы есть у Казани? На ваш взгляд, что гармоничнее бы смотрелось на купюре? 

– У нас очень разноплановая история. Варианты могут быть самые разные: исторические мечети и православные церкви, архитектурный ансамбль Казанского университета и здания других высших учебных заведений, традиционные татарские дома в Старо-Татарской слободе. А еще есть новые, не менее узнаваемые символы, такие как центр семьи «Казан». 

Лично мне нравится образ городской обсерватории Казанского федерального университета, которая теперь включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Здание довольно заметное. С одной стороны, оно отсылает нас к славному прошлому казанской науки, а с другой — устремлено в космические дали. А если вспомнить, что создатель обсерватории, Иван Михайлович Симонов, был одним из первооткрывателей Антарктиды, то здесь мы видим вклад нашего города и России в Великие географические открытия.  

– С чем у татарстанцев и жителей других регионов ассоциируется Казань? Совпадают ли эти образы? 

– Как практикующий экскурсовод говорю вам: Казань будет ассоциироваться с тем, что мы спозиционируем, о чем будем больше рассказывать. 

Вы думаете, если бы в Казанском Кремле сотрудниками музея-заповедника не была проведена титаническая работа по реставрации, музеефикации и включению в туристические маршруты, наш Кремль был бы так легко узнаваем? Панораму Старо-Татарской слободы на озере Кабан теперь знает вся Россия, но еще 20 лет назад там были депрессивные «заброшки», оставленные программой ликвидации ветхого жилья. Наша туристическая отрасль заинтересована в том, чтобы перечень объектов, с которыми ассоциируется Казань, год от года расширялся. 

Сами казанцы в какой-то степени тоже зависят от позиционирования города на внешнюю аудиторию, но есть и сугубо местные архитектурные символы в зависимости от района, где живет казанец. «Тюбетейка» на Московском рынке, серый дом на Павлюхина, вся улица Декабристов с эффектной сталинской архитектурой – это то, что не видят туристы, но за один миг узнают местные. 

«Казань будет ассоциироваться с тем, что мы спозиционируем»

– А если говорить не только о столице, но и о самом Татарстане, какие символы есть у республики? 

– Здесь, как и в Казани, большей узнаваемостью обладают те объекты, над которыми поработали профессионалы. И речь, конечно, о Болгаре и Свияжске. Но кто знает, может, через лет десять такими же узнаваемыми станут образы «Камского моря» в Лаишево или горы Лобач в Камском Устье?

– Стоит ли вообще размещать религиозные здания на банкнотах, если они вызывают много споров? 

— Религия – это такая же естественная часть жизни, как экономика, наука, семейные отношения, хобби и прочее. Зачем её как-то специально выделять или оттеснять? Поэтому считаю, что религиозные объекты можно изображать и на денежных знаках, и на картинах. Вот на бумажных календарях, которые прослужат год и идут на выброс, я бы иконы запретил изображать. 

Рано или поздно мы пройдем нынешний этап развития гражданского общества, когда религиозная атрибутика воспринимается как нечто подверженное угрозе, что нужно защищать. Появятся другие болезненные точки, из-за которых будут возникать шумные дискуссии, как и вокруг «тысячи» рублей.


Читайте также: Депутат ГД Ярослав Нилов: Скандала с изображением на банкноте могло и не быть, если бы разработчики согласовали с регионом


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *