Все от стрессов и праздников: в Татарстане стали больше пить

Производство спиртных напитков так же не отстает. Причина здесь и в стрессе
Производство спиртных напитков так же не отстает. Причина здесь и в стрессе, и в
политике, и в ухудшении экономического положения граждан, хотя последний фактор
может работать в обе стороны. Нюансы ситуации обсуждаем с экспертами.

В Татарстане в последние годы медленно, но стабильно растет уровень потребления и производства алкогольной продукции. В 2021 году в республике произвели 9 360 дал (декалитр = 10 литров. – Ред.) алкогольной продукции, в 2022 году – 10 709 дал. В этом году объемы производства спиртного держатся вровень с прошлогодними, сообщила KazanFirst начальник отдела контроля за оборотом алкогольной продукции и анализа состояния потребительского рынка Госалкогольинспекции Татарстана Ирина Камахина.

В 2021 году татарстанцам продали 5 620 дал алкогольной продукции, что на 1% меньше, чем в 2020 году, в 2022 году – 5 843 дал, что на 4% больше, чем в 2021 году.

– За девять месяцев 2023 года реализовано 4 350 дал алкогольной продукции, или 104% к аналогичному периоду прошлого года, – сообщила собеседница.

Удельный вес импортного алкоголя в общем объеме держится на уровне 17-18%.

За девять месяцев года в общем объеме проданного алкоголя водка занимает 46%, ликеро-водочные изделия – 13,4%, вино – 24,3%, коньяк – 7%, шампанское – 5%, слабоалкогольные напитки – 4,3%. По сравнению с прошлым годом эти доли поменялись незначительно – в пределах 1-2%.

Почему и что будет дальше: в Татарстане растет потребление алкоголя

Продажи пива тоже стабильно растут. В 2021 году татарстанцы купили 22 340 дал пенного, в 2022 году – 23153 дал. За первые девять месяцев 2023 года татарстанцы успели купить уже 101% от «нормы» того же периода в 2022 году.

Также мы запросили информацию у главного кита алкогольного рынка Татарстана – АО «Татспиртпром». По информации компании, за девять месяцев 2023 года «Татспиртпром» произвел ровно столько же продукции, как и в прошлом. Однако по сравнению с 2021 годом объем произведенной водки вырос на 19%, коньяка – на 65%, спиртных напитков крепостью выше 9% – на 59%. Отгрузки продукции компании за девять месяцев 2023 года выросли к 2022 году на 5%, а к 2021 году на 24%.

В части продаж на рынке республики, по данным за восемь месяцев 2023 года, продажи водки за год не изменились, а вот вина, шампанского и другого слабого алкоголя выросли на 4%, к уровню 2021 года произошел двузначный рост.

– Востребованный импорт не исчез полностью с полок торговых точек за счет поставок параллельного импорта. На реализацию продукции АО «Татспиртпром» импортный алкоголь влияния не оказывает, – сообщили KazanFirst в пресс-службе компании.

Уровень потребления алкоголя может зависеть от многих факторов – начиная от культурных традиций и заканчивая агрессивной рекламой. Однако она в нашей стране с некоторых пор противозаконна, но в последнее время активно обсуждается вопрос продажи алкоголя через интернет, что может сильно разогнать эту сферу.

Почему и что будет дальше: в Татарстане растет потребление алкоголя

Впрочем, если говорить о более фундаментальных причинах, многие во главу угла ставят стресс, с которым люди пытаются справиться, заливая в себя «горючее». Немаловажный фактор здесь и культурный – в России традиционно любое торжество или событие (хоть радостное, хоть печальное) считается поводом выпить.

Нельзя не отметить, что в последние годы все большую популярность и медийность обретает движение за ЗОЖ. Особенно это заметно в Татарстане и Казани, которая стала считаться спортивной столицей России, а власти города гордо заявляют, что половина жителей на регулярной основе занимается спортом.

Однако и статистика, и здравый смысл показывают, что многолетние привычки и традиции так просто не изжить. Есть мнение, что, учитывая развитие ЗОЖ с одновременным увеличением объемов потребления спиртного, можно говорить скорее не о выздоровлении общества, а о его поляризации. Малопьющие пьют все меньше, пьющие все больше погружаются на дно бутылки.

Отчасти это подтверждает и опрос, который мы провели в соцсетях. На вопрос: «Как часто вы употребляете алкоголь?» 24% категорично заявили, что никогда. Еще 29% ответили, что несколько раз в год по праздникам. 32% респондентов пьют по выходным, а еще 15% – каждый или почти каждый день.

Ответственный секретарь Экспертного совета по общественно-политическим и этноконфессиональным вопросам при КФУ, доктор политических наук Андрей Большаков напомнил, что потребление спиртных напитков уменьшалось в России с 2008 по 2021 годы.

– В 2022-2023 годах зафиксировано увеличение потребления. Это связано с ковидом, СВО, разными фазами экономического кризиса. Спиртное традиционно помогает бороться со стрессом, но насколько продлится рост его потребления в РФ, сейчас трудно прогнозировать, – отметил Большаков.

Почему и что будет дальше: в Татарстане растет потребление алкоголя

По его словам, общемировая тенденция демонстрирует увеличение приема спиртных напитков уже несколько лет. Особенно это характерно для стран Европы.

– Рост производства алкоголя пока скорее является причиной роста его потребления, но тенденция может измениться через несколько лет. Обычно, если благосостояние граждан ухудшается, потребление спиртного повышается. Такая тенденция сегодня почти незаметна в постсоветских странах, но более очевидной является в европейских экономиках, переживающих падение и стагнацию из-за выводов ряда промышленных активов в Северную Америку, Австралию, Океанию, – отметил собеседник.

Доктор исторических наук, председатель казанского отделения Международной независимой ассоциации трезвости Владимир Ловчев указал, что, с его точки зрения, экономическое положение населения и уровень потребления алкоголя связаны, но связь эта разнонаправлена.

– На многое влияет и расстановка сил в обществе. В первую очередь ухудшение экономического положения – люди находят утешение от тяжелой жизни и начинают больше пить. Но есть другая сторона: когда положение человека становится лучше, появляется больше денег, следовательно, он может больше выделять на спиртное. Есть такое понятие, как «алкоголизм менеджеров». Нередко от алкогольных и наркотических проблем страдают жены очень богатых людей, – рассуждает собеседник. – То же самое с другой стороны – если человек понимает, что у него не хватает денег, он урезает затраты денег на спиртное. Либо, если у человека материальное положение становится лучше, он начинает уделять время занятиям спортом, собирать деньги на улучшение жилья или хорошую туристическую поездку.

То есть, отмечает Ловчев, одна и та же экономическая ситуация может вызывать и сокращение, и увеличение потребления алкоголя. В такой ситуации влияние государства он называет своего рода равнодействующей различных общественных сил.

Почему и что будет дальше: в Татарстане растет потребление алкоголя

– В обществе есть сильные группы, заинтересованные в том, чтобы расширить торговлю алкоголем, – это те, кто занимается этим бизнесом или воспринимает эту сферу как источник пополнения бюджета. Есть и противники в обществе, как правило, менее организованные. Хотя и на самом верху находится немало деятелей, которые понимают, что в целом потребление алкоголя для общества убыточно, – указал эксперт.

Ссылаясь на данные исследований прошлых лет, Ловчев отметил, что на 1 единицу дохода от алкоголя 1,5-3 единицы приходится на то, чтобы нивелировать беды, которые приходят с последствиями: от преступности до больных детей.

Он напомнил, что в нулевых годах в стране развернулась борьба с праздниками пива, где Казань выступила пионером. По словам Ловчева, в 2002 году такое мероприятие в столице Татарстана хотели провести 25 мая, когда во всех школах города должен был прозвучать последний звонок. Однако власти города прислушались к общественности и праздник отменили. Спустя несколько лет от такого алкогольного наследия отказалась и Москва.

– Если происходит увеличение предложения, то это само собой увеличивает группы лоббирования. Это достаточно хороший бизнес с точки зрения заработка. Больше становится денег не только для тех, кто все это производит, но и для официантов, рекламщиков и т.д., – рассуждает эксперт.

Прямой зависимости между ухудшением экономического положения и увеличением употребления спиртного нет, вновь подчеркнул собеседник. Однако он выразил уверенность, что культурные коды, которые закладываются в традициях, литературе, других видах искусства (и их адаптациях) и даже в повседневной речи, могут влиять на поведение людей и их выбор по поводу алкоголя. И на это, убежден Владимир Ловчев, нужно обратить особое внимание.


Читайте также: Топ-5 заведений общепита, где жители Челнов готовы тратить деньги


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *