Сериал «Слово пацана» подтвердил необходимость цензуры

Депутат Госсовета РТ от КПРФ Николай Атласов в авторской колонке
Депутат Госсовета РТ от КПРФ Николай Атласов в авторской колонке, написанной
специально для KazanFirst, рассуждает о том, как романтизация криминала в
кинематографе ставит вопрос о необходимости цензуры.

«Вы должны твердо помнить, что из всех искусств для нас важнейшим является кино», – сказал в 1922 году Владимир Ильич Ленин в беседе с наркомом просвещения Анатолием Луначарским.

Сейчас многие россияне уже забыли, в каком смысловом контексте основатель Советского государства произнес эту фразу. Ленин имел в виду необходимость развития нового советского кинематографа, который, по его мысли, должен был стать одним из важнейших инструментов пропаганды в массах социалистических идей и советского строя. Такое понимание предполагало, что советская кинематография, при сохранении разнообразия в жанрах и сюжетах, должна была развиваться в определенных идеологических рамках. А наличие этих рамок означало создание механизма контроля, то есть цензуры.

Знаменитая ленинская фраза о кино вновь стала актуальной в контексте развернувшихся дискуссий вокруг криминального сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте», повествующего о молодежных группировках Казани конца 1980-х годов. На прошлой неделе раис Республики Татарстан Рустам Минниханов в ходе еженедельного аппаратного совещания подверг очень жесткой критике данный сериал. Можно сказать, что тем самым власти республики окончательно сформулировали свою позицию твердого неприятия романтизации молодежного криминала на экранах России.

«Слово пацана»

Как заявил Минниханов, «в последнее время стали выходить фильмы, которые романтизируют период истории нашей страны, связанный с появлением подростковых группировок. Мы это предполагали. К сожалению, ни к чему хорошему это не приводит… Мы это проходили, и мы не имеем права допустить повторения событий прошлого. И вообще, мы должны отреагировать на такие сюжеты, такие фильмы… Мы должны донести до руководства страны, что такие фильмы не соответствуют той политике, которую мы преследуем».

В этих словах проявилась не только боль за Татарстан, который с подачи падких на «горячие» сюжеты кинопродюсеров незаслуженно очерняется в глазах всероссийского зрителя, но и обеспокоенность за нравственное здоровье молодого поколения россиян. Ведь подобные киносюжеты способны в значительной мере подорвать плоды той воспитательной работы, которая ведется в России в сфере молодежной политики. И это не пустые слова, учитывая, что уже появились факты, когда нынешние дети и подростки стали брать за образец криминальную модель поведения киногероев сериала «Слово пацана» (случай в Сармановском районе Татарстана, криминальный случай в Иркутске и др.).

Жесткая оценка Миннихановым сериала «Слово пацана» ставит в повестку вопрос об идеологических рамках творческой деятельности, в данном случае, в сфере кино. Вновь возникает вопрос о допустимых этических границах творчества, о соотношении свободы самовыражения и нравственных ограничений. Ведь ту же проблематику молодежной, да и не только молодежной, преступности можно преподносить по-разному. В советское время о криминале тоже снималось много фильмов и сериалов, причем чрезвычайно популярных, как «Место встречи изменить нельзя». Но все их сюжеты подавались в контексте романтизации правоохранительной деятельности, где преступность, в том числе молодежная, рассматривалась как однозначное общественное зло, с которым необходимо бороться. Но такой подход был возможен только в условиях официального внедрения в сферу творчества идеологических рамок и механизма контроля, которые именуются цензурой.

«Слово пацана»

В постсоветское время с отменой цензуры де-факто постепенно отменили и этические рамки. Но это был не столько результат реализации принципов свободы творчества, сколько следствие коммерциализации этой сферы. Стало возможным писать и снимать обо всем, но деньги на издание книг и съемку фильмов давали прежде всего под сюжеты, которые хорошо продавались. Среди них в числе самых популярных – криминальные сюжеты, причем не столько с позиции правоохранительных органов, сколько в русле романтизации самого криминала. Оборотной стороной этой популярности стало смещение этических границ, когда криминальное поведение, прежде однозначно признаваемое аморальным, вдруг для многих молодых людей стало служить образцом. Пожалуй, наибольший вред нравственному воспитанию молодежи нанес популярный отечественный сериал 2002 года «Бригада».

И такой же ущерб нравственному здоровью молодежи грозит нанести новый сериал «Слово пацана». Так что не случайно, что против него выступили власти Татарстана. Причем выступили уже давно, так как еще на этапе подготовки к съемкам отказались дать разрешение снимать данный сериал на территории республики. Насколько известно, активную роль в этом сыграл руководитель администрации раиса РТ Асгат Сафаров, который в прежние годы, будучи министром внутренних дел республики, внес большой вклад в разгром основных криминальных группировок в Татарстане. В итоге сериал «Слово пацана» снимали в Ярославле.

«Слово пацана»

Романтизация молодежного криминалитета, как я уже сказал, ставит вопрос о целесообразности введения в какой-либо форме цензурных ограничений. Говорить об этом необходимо, так как эта проблема актуальна, и не замечать ее – это равносильно тому, чтобы ставить себя в позицию страуса, спрятавшего голову в песок. Нужно признать очевидные факты: цензура в той или иной мере в нашей стране давно существует, просто она проявляется не в тех институциональных формах, какие были в годы советской власти. Например, одним из важнейших механизмов цензуры является госфинансирование творческой деятельности в соответствии с определенными рамочными требованиями, которые носят этический и даже идеологический характер. Необходимо только расширить эти рамки, выведя за их пределы, например, съемки фильмов, романтизирующих криминальную культуру. Возможно, есть необходимость ввести законодательный запрет на съемки и демонстрацию подобных фильмов, спектаклей и другой творческой продукции. Ведь запретили же у нас пропаганду ЛГБТ во имя нравственного здоровья населения и, прежде всего, молодежи. Так почему же не принять на федеральном уровне аналогичный закон, уравнивающий пропаганду криминала с пропагандой ЛГБТ? И тогда уже не нужно создавать никаких художественных советов, то есть де-факто цензурных органов, которые будут контролировать кинопродукцию. Само появление и распространение такой продукции будет приравнено к преступлению.

Думаю, что именно в этом направлении будет развернута работа в ближайшем будущем. Стоить напомнить, что раис Татарстана Рустам Минниханов дал поручение председателю Государственного Совета Республики Татарстан Фариду Мухаметшину выйти с официальной инициативой на федеральный уровень, чтобы поднять вопрос о введении ограничений на романтизацию криминалитета в сфере культуры. Учитывая, что наша страна в последние годы ведет активную работу по укреплению традиционных нравственных ценностей, в том числе с точки зрения борьбы с криминальной субкультурой, полагаю, что будущая инициатива Госсовета РТ получит поддержку на уровне Федерального собрания РФ. И будет лучше, если эту инициативу поддержат на уровне федерального закона.


Читайте также: По следам «Бригады»: воспитает ли сериал «Слово пацана» новых преступников в Татарстане


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *