Правами брошенных кошек и собак занялись депутаты: зачем это нужно

В России может появиться уполномоченный по правам животных. С соответствующей инициативой выступил депутат Госдумы РФ Ярослав Нилов. С его слов, Татарстан в вопросе соблюдения прав животных тоже не без грешка. В пример он приводит Лаишевский район, где люди на летний сезон приезжают на дачи, подкармливают бездомных собачек (или берут домашних собак с собой), а с наступлением осени-зимы уезжают, по сути, бросая животных на улице. А потом брошенные питомцы сбиваются в стаи и в поисках еды начинают нападать на людей.


По данным системы «Народный контроль», по итогам 2023 года в Татарстане было зафиксировано 874 жалобы на бездомных животных. В эту категорию входят в том числе нападения на людей. Наибольшее количество жалоб поступило из Казани — 378, следом Альметьевский район — 106 обращений, Лаишевский и Зеленодольский — по 60. В Набережных Челнах на бездомных животных жаловались 42 раза, а в Высокогорском районе — 35 раз.

По словам Нилова, речь идет не о появлении «нового чиновника», а о возложении дополнительных обязательств на члена Общественной палаты в каждом регионе страны. Последний должен будет работать на безвозмездной основе.

  • — Речь идет о том, чтобы один из членов Общественной палаты был закреплен за вопросами, связанными с защитой животных. Это касается бездомных и домашних животных, а также животных, задействованных в сельском хозяйстве. У нас много случаев нарушения прав. Кроме того, проблема бездомных животных сейчас является очень актуальной, — отметил Нилов в разговоре с KazanFirst.

Избрание на должность, поясняет депутат, не должно проводиться методом слепого тыка, и в идеале уполномоченным должен стать член Общественной палаты, который лично заинтересован в этой деятельности и знаком с проблематикой сферы. Вместе с этим Нилов предлагает активно вовлекать зооактивистов и зоозащитников, у которых множество здравых идей и хороших предложений, хотя власти их почти не слышат. 

  • — Например, когда говорится о разведении собак бойцовских пород или нарушениях правил выгула. У меня в парке гуляет собака такой породы без намордника и ошейника. Когда спрашиваешь, почему так происходит, то отвечают, что собака добрая. Но ведь у нее инстинкт может сработать, она может почувствовать опасность и напасть на ребенка. Еще стоит вопрос чипирования, регистрации, вопрос лицензирования ветеринарных клиник, разведения животных особенных пород, — уточняет Нилов. 

С его слов, если новшество не оправдает надежд, то закон может быть изменен.

Интересно, что зооактивисты и зоозащитники Татарстана и других регионов сомневаются в эффективности меры, однако даже такие движения называют положительными изменениями в области обращения с животными. 

Юрист «Альянса защитников животных» в Ижевске (Удмуртия) Варвара Васильева в разговоре с KazanFirst прокомментировала создание подобной должности.

  • — Такой институт назначенных общественных уполномоченных нам не нужен. Тем более из Общественной палаты, которая, на мой взгляд, является карманным учреждением. Я думаю, что это будет бесполезно. [Назначат] чиновника из какого-нибудь управления ветеринарии, который особо ничего полезного для бездомных животных не сделает. Поэтому хорошо бы назначать на эту должность активистов, которые знают проблемы. Такой уполномоченный нужен, вопрос только в том, кто им будет, — очередной бесполезный чиновник нам не нужен. Главное, чтобы он не подходил к решению проблем формально, — уверена Васильева. 

Зоозащитница из Нижнекамска Любовь Плеханова уверена, вместо придумывания новых законов лучше бы сконцентрировались на повышении эффективности и работоспособности уже существующих. 

  • — Например, программа отлова бездомных животных. Что вообще сейчас с этой программой, кто будет отловом заниматься. Думаю, что никакого эффекта не будет. Лучше бы издали нормальный закон. У нас есть закон о жестоком обращении с животными, 245-я статья — доведите лучшее ее до ума, не надо втягивать что-то. Сделайте хотя бы одно нормально, а потом уже за другое беритесь, — считает Любовь.

Известная в Татарстане зоозащитница Эльвира Кутуева солидарна с коллегами в вопросе того, что избираться на эту должность человек должен из числа тех, кто находится в теме и обладает необходимыми опытом и заинтересованностью. 

  • — Если там сядет какой-нибудь нелюбитель животных, он может начать тянуть это все на дно, — считает Кутуева. — Есть партия «Защиты животных» — можно из числа их членов выбирать, меня можно выбрать, можно Искандера Анваровича (Гиниятуллина) выбрать, который возглавляет партию, если говорить о чиновниках, ведь он работает в исполкоме Казани. Если это будет кто-то не в теме — это будет неконтролируемо. В любом случае если в Общественной палате будет свой человек, то это точно плюс, — резюмировала Кутуева.

В свою очередь те самые «чиновники», о которых так переживают активисты, поделились между собой на два лагеря. Так, первый в России менеджер по развитию дог-френдли среды (окружения, лояльного к собакам. — Ред.) Дарья Раек активно поддерживает появление уполномоченного по кошечкам и собачкам.

  • — Инициатива прекрасная. Система работы с непродуктивными животными (домашними и бездомными) давно требует пересмотра и создания отдельного ведомства и отдельных специалистов, — считает Раек.

С ее слов, подобные изменения потребуют не просто перемен в нормативно-правовой базе, но и использования положительных практик по обращению с животными из различных сфер.

При этом руководитель проекта «Защита животного мира» и замруководителя исполкома Казани Искандер Гиниятуллин заявил, что выступает категорически против создания данного института.

— Такой уполномоченный не нужен. Это лишняя штатная единица. Создавать какую-то еще одну единицу? Для чего? Чтобы по телевизору показывали? Может быть, если только для этого. Я не вижу смыла в этой должности, — раскритиковал инициативу Гиниятуллин.

Вместо этого собеседник предлагает отменить поправки, которые разрешают регионам отклоняться от требований гуманного отношения к животным. Речь идет о поправках, которые поддержал комитет по экологии Госдумы РФ. По ним с начала 2024 года власти каждого конкретного региона самостоятельно решают, что делать с бездомными животными. Так, в нескольких регионах России власти разрешили их отстрел, что вызвало небывалую бурю негатива.

  • — Надо развивать инфраструктуру, должны появляться выгульные площадки для собак, приюты для животных, соответствующее финансирование должно быть на их строительство и содержание. Должны появляться программы, например, ветеринарные, по бесплатной или льготной стерилизации для определенной категории граждан-владельцев, программы по бесплатной регистрации животных. Вот сельскохозяйственные животные регистрируются в обязательном порядке, а домашние — нет. В городе источником пополнения уличной стаи являются домашние питомцы, которые из-за безалаберности приносят нежелательный приплод, который дальше сбегает и продолжает размножаться, — уточняет Гиниятуллин. — Есть закон «Об ответственном отношении к животным» и его надо выполнять. Нужно, чтобы статья работала, и этого должны добиваться правоохранительные и надзорные органы. Статья есть, и она должна работать. Кроме этого, дикие животные — зоопарки, цирки, везде, где нарушаются права животных, — вся мера ответственности за содержание таких животных так же прописана законом, и его надо просто выполнять.

  • Читайте также: Экоактивисты подозревают власти Челнов в саботаже федеральной «мусорной» реформы