Александр Бастрыкин о мигрантах: Если они граждане России, пожалуйста, на передовую

Что делать с мигрантами – сейчас одна из самых обсуждаемых в России тем. Теракт в «Крокус сити холле», в котором исполнителями оказались выходцы из Таджикистана, высветил клубок проблем в миграционной сфере, которые копились годами. Одна из них – незаконное получение мигрантами гражданства России в нарушение действующих законодательных норм и процедур.

Очевидно, что такое может быть возможным только при наличии явной коррупции в органах ФМС. При этом, как выясняется, большинство новоявленных граждан России не торопятся исполнять свою важнейшую обязанность – проходить службу в армии. С началом специальной военной операции России (СВО) против Украины эта проблема обострилась, так как подавляющее большинство мигрантов, недавно получивших российские паспорта, не спешат вставать на воинский учет.

Глава Следственного комитета России Александр Бастрыкин жестко высказался на эту тему.

– Тревожная статистика по миграции, – отметил главный следователь России. – Она увеличилась на много позиций… По итогам 2022 года у нас находилось 14,5 миллиона мигрантов, в 2021 году – 12 миллионов, то есть количество мигрантов увеличивается. И резко увеличивается количество тяжких преступлений, совершенных мигрантами. Было 11 тысяч в 2021-м, в 2022-м – 15 тысяч. Убийств на 18 процентов стало больше. Проявляется больше всего в крупных городах. И в комментариях, которые я стараюсь читать в наших сетях Следственного комитета, вот такая идея высказывается людьми: пока русские на фронте, мигранты атакуют наши тылы. Люди предлагают, если они граждане России, получили гражданство, пожалуйста, на передовую. Не пошел на передовую, не выполняешь свой гражданский долг, пожалуйста, к себе на родину…

Тема необходимости привлечения мигрантов для службы в зоне СВО стала активно обсуждаться еще в прошлом году. В этом же на фоне обострения миграционной проблемы она вновь привлекла к себе внимание.

Депутат Госсовета Татарстана, доброволец СВО Эдуард Шарафиев после теракта в «Крокус сити холле» сделал ряд предложений в рамках решения миграционной проблемы, среди которых была необходимость ужесточения получения гражданства России для гастарбайтеров. При этом депутат предлагает максимально ограничить основания для получения ими гражданства, предоставив в качестве одного из немногих возможных путей – подписание мигрантами контракта с Минобороны или с добровольческим подразделением с последующей службой в зоне СВО.

– Если мигрант подписал контракт с Минобороны или добровольческим корпусом, отслужил в зоне СВО, то он должен иметь право в упрощенном режиме получить гражданство России. И тогда у него появится право ввезти свою семью, – заявил нашему изданию Эдуард Шарафиев.

Впрочем, сказать, что мигранты не служат в зоне СВО, тоже нельзя. Они там есть – как в добровольческих частях, так и в войсках Минобороны. Хотя, как утверждают те, кто проходит там службу, их количество в целом невелико. Кроме того, в тех же добровольческих частях воюют выходцы из стран Средней Азии и Закавказья, многие из которых уже имеют гражданство России, а потому они не воспринимаются как мигранты, они уже свои. Боевое братство связывает людей такими крепкими узами, при которых твоя национальность и страна происхождения большого значения уже не имеют. И в этом смысле специальная военная операция является хорошей школой по сплачиванию людей и их воспитанию в духе патриотизма и верности России, независимо от того, какими изначальными мотивами руководствовался мигрант, подписавший контракт с добровольческим корпусом.

При этом следует отметить, что в зоне СВО вопрос с мигрантами имеет более широкий контекст, чем принято считать в тыловой части России, где под мигрантами чаще всего понимают гастарбайтеров из Средней Азии. Воюющие в зоне СВО на стороне России иностранцы являются выходцами не только из республик бывшего СССР, но и многих стран Европы, Азии, Африки и Америки. И все они являются мигрантами.

Эдуард Шарафиев, занимающий должность замполита бригады Святого Георгия Союза Добровольцев Донбасса, на наш вопрос, как много служит мигрантов в зоне СВО, ответил следующим образом.

– В нашей бригаде Святого Георгия есть добровольцы из разных стран ближнего и дальнего зарубежья, – заявил Шарафиев. – Не буду называть точную цифру – эта информация закрытая, но для понимания – их несколько десятков человек. Из бывших республик СССР у нас воюют выходцы из Казахстана, Узбекистана, Киргизии, Таджикистана, Грузии, Армении, Белоруссии. Про Украину говорить не буду, потому что все они – и украинцы, и этнические русские из разных областей Украины – считают себя русскими (россиянами), люто ненавидят бандеровский режим и готовы бороться до конца, до его полного уничтожения. Это идейные, высокомотивированные бойцы. Из стран дальнего зарубежья у нас есть серб, у него такой и позывной – Серб.

В других добровольческих подразделениях, входящих в Добровольческий корпус, отмечает Эдуард Шарафиев, есть бойцы из Китая, Непала, есть турки, африканцы и даже японец. В составе бригады «Пятнашка» воевал американец Уилмер Пуэлло-Мот, который сейчас подписал контракт с Минобороны. Также немало воюет сербов, которые являются нашими идейными союзниками, многие из них уже с российскими паспортами.

Эдуард Шарафиев считает, что федеральные и региональные власти должны усилить работу с проживающими в России мигрантами, чтобы увеличить их количество в добровольческих подразделениях и частях Минобороны. При этом, считает депутат, следует жестко пресекать всякую деятельность иностранных государств, которые препятствуют своим соотечественникам, находящимся в России, подписывать контракт для службы в зоне СВО.

– Я помню, как в 2022 году, – заявил Шарафиев, – лидер одного из узбекских землячеств на Урале обратился к своим соотечественникам с призывом поддержать Россию и сформировать узбекский добровольческий батальон имени Тимура. Тут же последовала негативная реакция из посольства Узбекистана в Москве, где пригрозили уголовным наказанием. Честно говоря, мне была непонятна беззубая позиция нашего МИДа, который не одернул иностранных дипломатов. Ведь это касается людей, находящихся на территории России. Сам лидер узбекского землячества, как я понимаю, является гражданином России. Поэтому заявление посольства Узбекистана было вмешательством в дела России. Такого быть не должно.

Объективности ради следует сказать, что воюющие в рядах Добровольческого корпуса и Минобороны выходцы из Казахстана и Средней Азии, как и из многих других стран, рискуют у себя на родине попасть под уголовное преследование. По этой причине многие из них рассчитывают получить или уже получили российское гражданство. Для таких людей, безусловно, путь к российскому паспорту должен быть максимально коротким, так как эти люди, рискуя собственной жизнью во имя России, заслужили право быть россиянами.

Российский военный блогер Борис Рожин (Colonelcassad) привел в своем Telegram-канале мнение одного бойца ЧВК «Вагнер» о таджиках и других иностранцах, воевавших в рядах этого подразделения.

– Мне довелось воевать вместе с таджиками. Из иностранцев в проект «К» из колоний ушли в основном представители этого народа. Из разговоров с ними я сделал вывод, что эти ребята мечтали получить российское гражданство после выполнения контракта. Это было их основным стимулом. Как воевали? Как все остальные. Ни лучше, ни хуже. Из сотни бойцов, упомянутых в «59 дней штурмовика», как минимум было пять таджиков. Турок – мой второй командир. Я прошел с ним пару километров территории (упомянутая «пара километров» – это расстояние в процессе осуществления штурмовых действий, по меркам этой войны – это большое расстояние. – Ред.). Он вел меня в первый штурм на позицию С-35. Погиб, подорвавшись на растяжке, оставленной противником. Еще у троих не запомнил позывные. Они так и записаны: Таджик один, два и три. Первого и второго встретил на ПВД (пункт временной дислокации). Они оба после ранений возвращались на фронт. Третий, с перебитой осколком левой рукой, был у меня в группе. Через пару дней был вновь ранен и ушел на эвакуацию. Шрек – он был в расчете «Утеса». Шустрый, безотказный, исполнительный парень. Жил в одном блиндаже с Мистерией, командиром расчета. Еще были двое в группе Пятачка. Позывные не помню. Один был тяжело ранен в ногу. Я встретил его в Луганске после своего первого ранения. Он очень обрадовался, угостил меня фруктами и сладостями. Лежал в соседней палате. Позывной у него был – фамилия известная. В госпиталях были парни-таджики. Много. Как они радовались в Анапе новым российским паспортам. У МВД был лимит и иностранцам паспорта выдавали в первую очередь. Практически всеми этими иностранцами были таджики. Тяжелая, конечно, тема, но как-то так.

О воюющих в добровольческом батальоне «Енисей» мигрантах из Средней Азии нам рассказал депутат Казанской городской думы, доброволец СВО, ветеран данного батальона Альфред Валиев.

Он отметил среди своих боевых товарищей таджиков с позывными Азим, Баламут, Талиб, а также узбека Баха два. Из них только Баламут имеет российский паспорт. Особенно тепло Альфред Валиев отозвался об узбеке Бахе два. Все они, и Баха два в том числе, много времени провели в окопах в районе села Богдановка под Бахмутом. Баламут был сильно ранен.

Также с особой теплотой Валиев отзывается о командире роты, таджике с позывным Моджахед.

– Моджахед участвовал в боях под Соледаром и под Клещеевкой. Он командир второй роты. Под Моджахеда пришло много таджиков, он очень авторитетный у них. Постоянно проживает в Москве, имеет российское гражданство. И сейчас он уже в третий раз зашел на СВО (трижды подписывал полугодовые контракты. – Ред.). Имеет медаль «За отвагу». Когда в первый раз Моджахед зашел на СВО, тогда батальоном командовал Бай – тоже таджик, бывший полковник КГБ еще с советских времен, тоже очень авторитетный мужик. Когда Моджахед стал командиром роты, под него пришло не менее десяти таджиков. Некоторых я уже упомянул – Азим, Баламут, Талиб.

Конечно, в добровольцы люди идут по разным мотивам, отмечает Валиев. Кто-то по идейным соображениям, многие – за деньгами. Но у таджиков главный интерес – это получение гражданства.

– Что хочу сказать по узбекам, – продолжил свой рассказ Валиев, – у нас было два узбека, один из них мой друг Баха два. Он сам казанский, у него дочь живет в Казани, она россиянка, и скоро Баха должен получить гражданство России. Он когда пришел, сначала был поваром, кормил весь батальон на пункте ротации. Был там месяц-полтора, но у него все внутри кипело, и он пошел на передок. Была очень сложная ситуация под Богдановкой (это я знаю по рассказам, сам уже не участвовал) – Баха там 13 человек спас. Его представили к ордену Мужества, но поскольку он иностранец, ему отказали в награде. Такая же ситуация была и с таджиками, которые тоже совершили подвиги, но госнаград не получили. Это большая проблема. Вообще непонятно: если эти люди имеют право воевать за Россию, то почему они лишены права на получение российских госнаград. Я, как депутат, хочу поднять этот вопрос.

Альфред Валиев также рассказал о еще одном своем друге, тоже казанце Реджепе. Ему 62 года, он туркмен, но давно имеет российский паспорт. В свое время воевал в Афганистане в составе Ограниченного контингента советских войск. В связи с преклонным возрастом его не взяли на контракт с Минобороны, и он через Валиева попал в добровольческий батальон «Енисей». На днях Валиев встретил своего боевого товарища, вернувшегося домой по окончании контракта добровольца.

В завершение нашей беседы Альфред Валиев заявил, что намерен обратиться к президенту России Владимиру Путину с тем, чтобы глава государства решил проблемы, которые затрагивают интересы мигрантов, воюющих в добровольческих формированиях. Во-первых, это предоставление им права на получение госнаград в случае совершения ими подвигов. Во-вторых, большая проблема, по его словам, с их медицинским обеспечением – в случае ранения добровольцам, не имеющим гражданства, крайне сложно получить квалифицированную медицинскую помощь. В этой части, заявил Валиев, они находятся на правах второсортных, чего не должно быть.

  • Использованы видеоматериалы: diplomatru.ru, telegram-канала «Первый казачий», Альфреда Валиева

Минскобад не получился: депутат из Татарстана об опыте белоруссов

Comment section

5 КОММЕНТАРИЕВ
  1. Ну в Крокусе не мигранты виноваты конечно. Есть только один путь — не пускать их к нам совсем. Готовы сами мыть полы, чистить туалеты, месить раствор на стройках?

  2. Это вопрос к москвичам скорее. В регионах, особенно в малых городах нет денег, нет мигрантов. Местные сами всю подобную работу делают, так как большинство просто малоимущие. Я уж молчу про сельскую местность.

  3. У нас коррупция везде. миграционная служба не исключение. Получить гражданство России за реальные заслуги, а не за взятку очередному чинуше гораздо правильнее и справедливее

  4. В городе набережные челны по проспект Сююмбике 73 кв.361 здают квартиру эмигрантам задолбали уже шуметь в 12 часов ночи музыка и болтовня их надоела

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *