Банкрот подумал сдать назад: «Тулпар Эйр» готова к мировой со своим основателем

Фото: KazanFirst

Бизнес-перевозчик ТАИФа «Тулпар Эйр» и его основатель Азат Хаким намерены заключить мировое соглашение. Именно требование Хакима доплатить ему более 800 млн рублей заставило ТАИФ начать банкротство своей «дочки». При этом Хакима обвинили в ущербе авиакомпании на 250 млн рублей. Эксперты KazanFirst считают, что теперь «Тулпар Эйр» может избежать распродажи имущества, поскольку банкротство «вызвано именно корпоративными спорами».

Арбитражный суд Татарстана отложил рассмотрение заявления ООО «Авиакомпания «Тулпар Эйр» (группа ТАИФ) о взыскании 251 млн рублей с его бывшего учредителя Азата Хакима в рамках дела о банкротстве перевозчика.

На переносе заседания настояли обе стороны. Представитель ТАИФа Михаил Раскин (коллегия адвокатов «Раскин, Жихарев, Гатауллин») напомнил, что сейчас в апелляционной инстанции рассматривается еще один спор между «Тулпар Эйр» и Хакимом (основатель требует 890 млн рублей, а авиакомпания просит признать недействительным его выход из состава учредителей).

— Наметилось возможное мирное разрешение спора путем отказа от взаимных претензий, — пояснил юрист.

По словам Раскина, если удастся достичь компромисса в этом деле, то требовать с Азата Хакима возмещения ущерба в рамках дела о банкротстве уже не будет необходимости.

Руководитель юридического отдела «Татюринформа» Всеволод Нестеров (представляет интересы Хакима) подтвердил, что между сторонами идут переговоры.

Авиакомпания «Тулпар» была создана в 1991 году, стала первым частным перевозчиком Татарстана. Ее основал авиатор Азат Хаким, который долгие годы был председателем совета директоров компании. Впоследствии бизнес-перевозки были выделены в отдельное направление группы — так и образовалась авиакомпания «Тулпар Эйр».

В 2023 году Хаким вышел из состава учредителей (ранее ему принадлежало 49% ООО «Авиакомпания «Тулпар Эйр»). Единоличным собственником стал ТАИФ (бенефициарами холдинга являются Айрат и Радик ШаймиевыАльберт Шигабутдинов и Рустем Сультеев), который прежде владел 51%. Азат Хаким продолжает заниматься авиабизнесом. Он и его сын Айдар Хаким владеют управляющей компанией «Тулпар Аэро групп», которая руководит одноименной группой.

Азат Хаким (справа) и Альберт Шигабутдинов. Фото: tatarstan.ru

«Исключительно благодаря Хакиму…»

ТАИФ выплатил Хакиму при его уходе 419,6 млн рублей. Но бывший учредитель потребовал еще более 800 млн рублей и подал иск в суд. Арбитражный суд РТ постановил доплатить основателю авиакомпании еще 451,5 млн рублей и 61,4 млн рублей набежавших процентов (всего почти 513 млн рублей). Решение в силу не вступило, поскольку его оспорили обе стороны. Ближайшее заседание в 11-м Апелляционном арбитражном суде в Самаре по этому делу запланировано на 29 мая.

Победа Хакима в суде первой инстанции, по сути, и стала основанием для начала банкротства «Тулпар Эйр». Заявление о несостоятельности в суд подала сама авиакомпания.

— Хаким свое получил… А теперь пытается представить себя бедной овечкой… Исключительно благодаря Хакиму и возник этот иск, — пояснял другой представитель «Тулпар Эйр» и ТАИФа Эмиль Гатауллин.

Раскин и он указывали, что имущество бизнес-перевозчика находится в залоге у банка «Аверс» (обслуживает компании группы «ТАИФ»). По их мнению, если Хакиму выплатить дополнительно более 500 млн рублей, то компания не сможет исполнить обязательства перед другими кредиторами и в любом случае станет банкротом.

Впрочем, представители Хакима настаивали, что стоимость активов «Тулпар Эйр» значительно выше, чем долговые обязательства авиакомпании. Для расчета с бывшим учредителем достаточно продать воздушное судно. Азат Хаким назвал банкротство основанной им авиакомпании фиктивным.

Тем не менее судья Арбитражного суда РТ Энже Сунеева 26 марта 2025 года ввела в ООО процедуру наблюдения (начальная стадия банкротства). Временным управляющим был назначен Роман Маврин.

Фото: tatarstan.ru

ТАИФ потребовал 1,5 миллиарда от своей «дочки»

В рамках банкротства свои требования к «Тулпар Эйр» предъявила его материнская компания — АО «ТАИФ». Она заявила о долгах на общую сумму почти в 1,5 млрд рублей. Они образовались в том числе по договорам открытия кредитных линий. Кроме того, претензии выставили ООО «Эр-Эс-Эйч Групп» (57 млн рублей за поставку запчастей), ООО «Карсар» (61,9 млн рублей) и ООО «Вулкан» (84,4 млн рублей по договору аренды воздушного судна).

Сама авиакомпания 16 апреля подала заявление о взыскании 66 млн и 185 млн рублей убытка, причиненного в разные временные периоды. Среди ответчиков (помимо Хакима) — бывшие генеральные директора компании Олег Захаров и Сергей Трифонов, а также УК «Тулпар Аэро Групп». По мнению нынешнего руководства «Тулпар Эйр», авиакомпания могла получить больше прибыли, если бы не действия Азата Хакима и его соратников.

На предыдущих судебных заседаниях стороны также говорили о возможности мирного разрешения споров. Всеволод Нестеров на этом основании предлагал отложить рассмотрение заявления «Тулпар Эйр» о начале банкротства. Однако Эмиль Гатауллин тогда заявил, что «мировое соглашение настоящего процесса вообще никак не касается» — компания в любом случае должна быть признана несостоятельной.

— Теперь понятно, зачем они эту бодягу с мировым соглашением затеяли, — возмущался тогда юрист ТАИФа.

Фото: tatarstan.ru

Вместе с тем теперь, по информации KazanFirst, речь идет о возможном прекращении банкротства «Тулпар Эйр», в случае если стороны действительно откажутся от претензий друг к другу.

Михаил Раскин не стал комментировать KazanFirst этот вопрос. Директор «Татюринформа» Марат Камалов ответил, что «стороны связаны соглашением о конфиденциальности» переговоров.

«Такое случается редко, но бывает»

— Если причиной самого банкротства авиакомпании стал долг перед основателем компании, то урегулирование вопроса задолженности может послужить основанием для прекращения процедуры банкротства. Такое случается редко, но бывает, — разъяснил KazanFirst партнер юридической фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Клеточкин.

По его словам, «в выигрыше останутся все стороны».

— Авиакомпания не обанкротится, а основателю не придется защищать и более ранние платежи, а также не придется возвращать ранее полученные деньги. Предполагаю, что сумма компенсации будет существенно уменьшена, — указал эксперт.

С ним соглашается руководитель юридической компании USHAKOV GROUP Андрей Ушаков, который считает, что это «попытка выйти из конфликта без взаимных потерь».

— Однако в данном случае речь идет не просто о корпоративном споре, а о ситуации, которая стала толчком к банкротству целой авиакомпании. Может ли мировое соглашение остановить банкротство? Теоретически — да. Закон о банкротстве допускает прекращение дела о банкротстве, если основание его инициирования отпадает, — говорит он.

Эксперт добавляет, что если стороны урегулируют спор и откажутся от взаимных претензий, «Тулпар Эйр» сможет избежать процедуры конкурсного производства. Однако для этого необходимо будет доказать, что компания восстановила платежеспособность или имеет реальные перспективы её восстановления.

— На практике такие случаи нечасты, но и не уникальны. Особенно в делах, где банкротство вызвано именно корпоративными спорами, а не объективной неспособностью вести бизнес, — отмечает Ушаков.

Фото: tatarstan.ru

По его словам, при сохранении за Хакимом судебного решения на 513 млн рублей, он рискует остаться без удовлетворения — в конкурсной массе может просто не оказаться активов. А для «Тулпар Эйр» и ТАИФа — это «шанс остановить процедуру банкротства, сохранить лицензии, репутацию и при необходимости — возобновить деятельность». Кроме того, это уменьшает риски привлечения других лиц к ответственности, в том числе субсидиарной.

Андрей Ушаков не исключает, что Азат Хаким может отказаться от исполнения судебного решения или согласиться на его пересмотр в меньшем объеме. Авиакомпания и ее текущие бенефициары могут отказаться от иска о взыскании 250 млн рублей.

— Прогнозировать вероятность прекращения банкротства «Тулпар Эйр» вследствие заключения мирового соглашения возможно при наличии согласия ключевых участников спора и подтверждения возможности исполнения соглашения, — согласился руководитель группы «Юридическая помощь «Онлайн» Александр Бударагин.

Всё самое интересное в наших группах Tелеграм и ВКонтакте.


Читайте также: Зиганшину припомнили нагретый стадион: банкротства ПСО «Казань» добиваются из Самары

Comment section

2 КОММЕНТАРИЯ
  1. Мировое соглашение позволит «Тулпар Эйр» избежать ликвидации и сохранить бизнес.

  2. Если ТАИФ и Хаким договорятся, другие кредиторы (банки, поставщики) могут остаться без выплат.

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *