Без денег и кадров: сможет ли комитет Гущина спасти наследие, которого нет нигде в России

Фото tatarstan.ru

Комитет по охране объектов культурного наследия Татарстана подвел итоги ушедшего 2023 года и обозначил планы на наступивший 2024-й. И они более чем амбициозные. Как республиканское наследие примарафетят к БРИКС и почему планы могут пойти снежному барсу под хвост – в материале KazanFirst.

Чистополь хотят сделать туристическим центром, однако есть несколько ‎но

Само заседание коллегии Комитета прошло в чистопольском доме культуры. Выбрали Чистополь из-за того, что он один из 45 городов по всей России, обладающих статусом исторического поселения, имеющего особое значение для истории и культуры РФ. Кстати, еще один город в республике с аналогичным статусом – Елабуга.

Со слов главы Чистопольского района Дмитрия Иванова, в муниципалитете насчитывается 204 памятника, из которых шесть – федерального, 55 – республиканского и большинство – местного (городского) значения.

  • – Наша цель – сохранить исторический облик центральной части города и сделать [Чистополь] одним из туристических центров республики, – заявил спикер.

Для этого планируется отремонтировать 11 музеев, расположенных в 18 зданиях. Предполагается реставрация в полном объеме с благоустройством территорий, площадей, гостиниц, а также реставрация фасада, кровли и фундамента у шести зданий XIX века, в которых сейчас обитают органы власти. Кроме того, планируется передача инвесторам 32 объектов, обладающих статусом ОКН (объект культурного наследия). По части из них все хорошо. Но по некоторым объектам есть большие сложности. Первое – нежелание со стороны инвестора «‎брать»‎ объект. Причина простая – высокая стоимость работ по приведению здания в порядок, а также длительный и сложный процесс согласования проекта. Однако есть и те, кого сложно назвать честными инвесторами, – так, за год было зафиксировано несколько случаев, когда якобы инвестор выкупал здание, а потом или пытался продать подороже, или как будто не специально затягивал процесс согласования проекта.

  • – Самое сложное – это деревянные строения. На некоторые из них не можем найти инвесторов по несколько раз – желающих нет. Стоимость проектов отпугивает, а здания теряют свои свойства, – сетует Иванов.

Если говорить о перспективе стать туристическим центром, то у Чистополя есть задачка со звездочкой. Пристань, на строительство которой выделили почти 500 миллионов рублей, готова лишь на 75%, но проблема в другом – глубина дна недостаточная для швартовки больших теплоходов.

Вот только вместо поддержки вице-премьер Татарстана Лейла Фазлеева раскритиковала жалобщиков за их позицию: «‎Это не я, это все они»‎.

  • – За прошедший год Чистополь абсолютно точно просел по турпотоку. Когда мы говорим о падении турпотока Чистополя, абсолютным отсылом является только одно – он уменьшился из-за отсутствия теплоходов. Мои дорогие коллеги, я думаю, что… эту тему можно взять отдельным вопросом. Абсолютно точно, что интерес к продукту возникает у наших жителей в том числе благодаря сарафанному радио, когда люди приезжают, рассказывают, как прекрасен Чистополь. И если Елабуга может похвалиться ростом, спасибо, коллеги, за формат работы, который вы предлагаете туристам, – сказала Фазлеева. – И тот самый рост, который виден и о котором говорят. И когда произносят «Татарстан» – сегодня точно его знают по Елабуге – это работа муниципалитета, учреждений культуры, обращения, работа каждого жителя Елабуги, чтобы о его городе, историческом поселении знали. И я думаю, что в одиночку главе никогда не справиться. В связи с этим те форматы работы, которые есть в Елабуге, могут и должны быть представлены [в других городах].

Резюмируя, Фазлеева заметила, что экономика исторических поселений — вопрос сложный, но если получилось у Елабуги, то должно получиться и у Чистополя. Тем более что КФУ и КГАСУ уже разработали программу по экономическому развитию подобных поселений. Представить ее, к слову, планируется в I квартале этого года.

Проблемы есть, а решения нет

Пока же у Татарстана есть ряд не менее важных проблем. О первой из них заявил замглавы исполкома Елабуги. Речь идет о многоквартирных домах, обладающих статусом объекта культурного наследия. Последние приводить в нормативное состояние слишком дорого. В качестве решения чиновник предложил разработать специальный механизм выделения субсидий.

Напомним, что об этой проблеме глава комитета по сохранению ОКН Иван Гущин говорил еще в ноябре 2023 года, во время прямого эфира программы «Татарстан онлайн». Тогда Гущин приводил в пример так называемый Дом со звездой» в Адмиралтейской слободе Казани. В тот раз чиновник заявлял о дилемме между расселением людей из подобных домов, обладающих статусом ОКН, и несоизмеримыми тратами на реставрацию подобных зданий. Судя по тому, что проблема была озвучена повторно, да еще и на итоговой коллегии, решения так и не нашлось.

О второй проблеме заявил уже председатель финансово-хозяйственного управления московского патриархата епископ Наро-Фоминский Никандр. Так, по словам представителя духовенства, он отчетливо видит нехватку специалистов, которые могли бы заниматься реставрацией объектов культурного наследия. Со слов Никандра, вопрос особенно остро стоит в отношении «рабочих специальностей», а не инженеров. В качестве решения проблемы глава комитета ОКН Гущин предложил создать в Татарстане некую образовательную площадку, которая поможет решить эту задачу. Однако обошелся без конкретики. Возможно, надвигающийся саммит стран БРИКС поможет решить эту проблему, как в свое время это сделала Универсиада 2013 года. Тогда была создана так называемая Академия FISU, которая собрала со всех стран-участниц лучшие практики в сфере спорта и далее передавала их, как передавал огонь Прометей.


Читайте также: Закрасьте, пожалуйста! Уличным художникам предлагают разрисовать Челны правильно