«Будешь работать на банкиров и разоришься»: как развивается аграрная логистика Татарстана

KazanFirst

Развитие логистической инфраструктуры способствовало росту цен на зерно в Татарстане в 2024 году. Однако заниматься пшеницей по-прежнему невыгодно. Аграриев спасают подсолнечник и рапс. Несмотря на это, а также на высокую ключевую ставку, в республике строят еще один гигантский элеватор.

31 одну баржу и 300 вагонов сельхозпродукции отгрузил новый элеваторный комплекс «Свияжск-зернопродукт» с момента своего запуска в июле этого года. Об этом стало известно в ходе пресс-тура на новый элеватор УК «Август-Агро».

Сегодня зерно из Татарстана через посредничество нового элеватора идет в Саудовскую Аравию, Египет, Иран, Турцию. Около 1 000 тонн гороха ушло в Индию, 500 тонн — в Пакистан. В общей сложности комплекс принял уже 165 тысяч тонн зерна и отправил 110 тысяч тонн. По словам генерального директора компании УК «Август-Агро» Айдара Галяутдинова, возросший спрос ощутимо отразился на стоимости пшеницы в республике.

— Мы на себе ощутили, что около «рубля» плюсом добавилось, то есть тысяча рублей за тонну плюсом элеватор нам дал. Есть такое ощущение. Когда отгрузим, все посчитаем, — сообщил он журналистам.

По его словам, зерно «подросло» в цене по сравнению с прошлым годом.

— В прошлом году, и даже в этом весной еще было совсем тяжело. До семи, до восьми [тысяч рублей за тонну] падала стоимость зерна. Сейчас хотя бы говорим об 11-12 рублях в зависимости от класса. Даже 13 рублей, — поделился спикер. 

Определенную роль сыграл трейдинг. 

— Покупаем чужое зерно, на этом зарабатываем. Это некая косвенная прибыль, доход, который нам обеспечивает наш собственный элеватор, — отметил он.

Интересно, что через элеватор проходит зерно Лениногорского и Муслюмовского районов. Еще летом в разговоре с KazanFirst многие фермеры Татарстана сомневались в эффективности такой бизнес-модели. Впрочем, и для руководства «Август-Агро» она стала «открытием».

— Никогда не думал, что из Муслюмово мы сюда зерно повезем. С другого конца республики. Если семечка — это все-таки выгодно, понятно, но пшеница. Результат вот этого элеватора — быстрая отгрузка и хорошие контакты с нашими партнерами — крупнейшими экспортерами России «Астон» и «Деметра-Холдинг» — дали такую цепочку, что нам интереснее было везти машинами сюда и отгружать, нежели продавать на востоке, — похвалил комплекс Галяутдинов.

KazanFirst

Тарифы растут

Однако извлекать прибыль из продажи пшеницы пока все равно не получается. «Либо ноль, либо небольшой убыток», — прогнозирует гендиректор «Август-Агро». Выручает подсолнечник, который в этом году демонстрирует высокие урожайность и цену. Определенные надежды компания связывает с рапсом. Нут и горох пока остаются нишевыми культурами зернохозяйственного бизнеса компании и не несут в себе ощутимой выручки. 

— Тарифы растут и у естественных монополий. В данном случае это РЖД. Сейчас 4,5 тыс. рублей за тонну доставка до южных портов. При цене зерна 11 тыс. рублей за тонну, — сетует Галяутдинов.

Другими словами, почти 40% стоимости пшеницы составляют транспортные расходы. В настоящий момент перед аграриями республики стоят две проблемы. Первая — это относительно невысокая урожайность.

— Мы ограничены урожайностью. Татарстан — не Краснодарский край. Здесь семь тонн может одно поле дать, может быть, два поля. Но получить [7 тонн] в среднем на наших 80 тысячах га не получится. Рисовать можно все что угодно. Четыре-четыре с половиной тонны, ну, пять пусть будет в лучшие годы. А себестоимость растет. Ресурсы все на следующий год и удобрения подорожают. Зарплаты надо индексировать. Мы сейчас делаем бюджет, посмотрим, посчитаем, что получится. Пшеница, к сожалению, она такая. 

Вторая проблема — логистика. Традиционно зерно из Татарстана везут в южные порты. В северных портах не было зерновых терминалов. «Порт Высоцкий» построил такой комплекс с пропускной способностью 200 тысяч тонн. Теперь он принимает зерно по железной дороге. На повестке дня водный путь, который во время навигации позволяет ощутимо экономить на транспортировке грузов. Но здесь большим препятствием остается Городецкий гидроузел в Нижегородской области. Он не может пропускать баржи водоизмещением больше двух тысяч тонн. В этом году компания предприняла смелый эксперимент. Перед гидроузлом с баржи водоизмещением в пять тонн татарстанское зерно перегрузили на судна поменьше. После того, как они прошли барьер, груз снова перегрузили на «пятитонник». Сейчас он уже дошел до места получения. Этот эксперимент показал, что маршрут рабочий и требует только относительно незначительной модернизации.

KazanFirst

Несмотря ни на что «Август-Агро» строит еще один элеватор

Среди негативных факторов, сковывающих развитие сельского хозяйства, Галяутдинов отметил высокую ключевую ставку. 

— С такой ключевой ставкой, которую установил Центробанк, никакой умный человек ничего покупать не будет. Он будет все деньги держать на депозите. Можете так и написать. Нельзя так делать. С такой процентной ставкой ты будешь работать на банкиров, все деньги отдавать банкам и разоришься в конце-концов, — заявил Галяутдинов. 

Здесь надо отметить, что «Август-Агро» в настоящий момент строит еще один элеватор в Бугульме. Новый комплекс по своим характеристикам почти не отличается от свияжского аналога. Однако он ощутимо дороже и обойдется компании в 4,2 млрд рублей (против 2,8 млрд за «Свияжск-зернопродукт»). Более того, элеватор на Волге пользуется преференциями особой экономической зоны и мультимодального логистического центра. Здесь налажена транспортная инфраструктура, проложены инженерные сети, ВЭБ выдал компании льготный кредит, и, наконец, есть определенные налоговые поблажки. В Бугульме ничего этого нет. Нет доступа и к водным путям сообщения. Все грузы будут отправляться железной дорогой. Тем не менее компания не отказывается от реализации проекта и твердо намерена запустить его к началу следующей уборочной кампании.

— У Бугульминского элеватора потенциал больше. Бугульма граничит с Башкирией, Екатеринбургом, Самарой. Татарстан сам по себе в той части много зерна сеет, — объяснил такую настойчивость Галяутдинов.

По его словам, срок окупаемости такого элеваторного комплекса может достигать 15 лет. В условиях высокой ключевой ставки этот проект трудно назвать особенно ликвидным. 

Всё самое интересное в наших группах Tелеграм и ВКонтакте.


Читайте также: Рынок зерна не будет прежним: сельское хозяйство Татарстана становится промышленным предприятием

Comment section

6 КОММЕНТАРИЕВ
  1. Вот удивительные конечно дела, с одной стороны хлеб всему голова и это императив безусловный и не подвергается сомнению, а с другой стороны заниматься выращиванием пшеницы очень хлопотно и мало прибыльно, такая вот «сцилла с харибдой» получается, не позавидуешь тут нашим аграриям

  2. Сложно рассчитывать на устойчивый рост и доходность при нынешних тарифах наших монополий, которые как бы естественные, РЖД давно пора раскулачивать и реформировать, тамошние «успешные манагеры» обеспокоены только скидыванием со своего баланса непрофильных активов в виде сокращения числа пассажирских поездов и электричек, многие областные и крупные города лишились привычных транспортных связей с центром страны и с другими регионами, а на оставшихся поездах цены на билеты постоянно растут, как впрочем и тарифы на грузоперевозки, так что получается РЖД у нас не локомотив экономического развития страны, а могучий и «успешный» тормоз

  3. Центробанк у нас тоже очень «переживает» за поступательное развитие бизнеса в стране, правильно в статье сказано, с такими ставками только на банкиров и будешь работать пока не раззоришься, других вариантов пока не просматривается

  4. Но тем не менее новые элеваторы строятся и это происходит несмотря ни на что, значит просчитали все риски, остается пожелать удачи нашим производителям

  5. Hi,

    I’m Bebelyn, a freelance SEO specialist from the Philippines. I’ve reviewed your website kazanfirst.ru, and see opportunities to boost its traffic significantly.

    I’m confident I can increase your website traffic by 300% within 60 days — guaranteed, or I waive my salary. I’m open to working with you full-time for $1,500/month or part-time if preferred.

    If you’d like me to write a FREE, SEO-optimized article tailored to your niche (designed to rank on Google within a week of posting), just reply to this email, and I’ll get started right away. This way, I can showcase my SEO skill to you, before hiring me.

    Looking forward to hearing from you!

    Best regards,

    Bebelyn

  6. Hi,

    My name is Qasim, and I am a full stack web developer and designer from Pakistan. I previously worked for a digital marketing agency in Singapore, but I have recently been retrenched.

    If you are looking to revamp your current site kazanfirst.ru or design a new website, I would be happy to offer my services. You can propose a price, and I will do my best to meet your expectations.

    Please let me know if you would like to see examples of my past work.

    Thank you,
    Qasim

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *