Против «лживых карманов»: что дадут Нижнекамску масштабные городские реформы

Фото: архитектурное бюрю Wowhaus

Уже сейчас в городе ведутся масштабные дорожные работы. В планах — транспортная реформа, а также воплощение в жизнь идей и концепций амбициозного мастер-плана.

Индустриальные города, вроде Нижнекамска и Набережных Челнов, в свое время строились только для того, чтобы закрыть единственную потребность: обеспечить людей местом для ночлега между сменами на заводе.

Челны — в силу ограниченности подходов и свободных площадей — в чем-то продолжают существовать в подобной парадигме, постепенно превращаясь в каменные джунгли. Что особенно заметно по новым микрорайонам: все уплотняющаяся застройка высотными домами с минимумом благоустройства — пара качелей, скамеек и одно полумертвое деревце во дворе в лучшем случае.

Нижнекамск в этом плане можно смело отнести к городам неоиндустриальным, где жизнь крупных промышленных предприятий тесно переплетается с городской средой, которая должна становиться все более сложной и многофункциональной.

Фото: пресс-служба Нижнекамского района РТ

— Город закладывался и развивался разумно, поэтому сейчас не требуются кардинальные изменения. Нужно поддерживать сложившийся каркас и продолжать улучшать среду, — отмечает Татьяна Мурашко, ведущий архитектор бюро Wowhaus, разрабатывающего мастер-план Нижнекамска. — Мы видим в Нижнекамске как рекреационный, так и социально-экономический потенциал. Например, набережная. Город находится на Каме, хотя прямых обустроенных выходов к воде нет. Сделать ее общественным пространством и центром притяжения жителей и туристов — идея с огромным потенциалом.

В эпоху, когда важнейший ресурс для любой экономики — люди, парадигма «дом-работа» теряет свою эффективность. Важную роль получает «третье место», где можно отдохнуть, посвятить время хобби или самореализации вне основной деятельности, найти близкое по духу сообщество. Точки интереса, правильно сконструированное городское пространство, четкая экономика услуг в таком контексте приобретают совершенно иное значение.

Дороги: удобные и безопасные

Безусловно, при нынешней активной автомобилизации особого внимания требует дорожная инфраструктура. И не только с точки зрения отсутствия ям. Городские магистрали должны быть удобны и безопасны как для водителей, так и для пешеходов.

— Есть такое понятие, как «фронт дороги». Это основная дорога, зелень, внутриквартальные дороги, тротуары, примыкающие дороги. Это все определяет эстетику города, — рассказал в интервью проекту «Город говорит» мэр Нижнекамска Рамиль Муллин. — В рамках ремонта стараемся войти в этот фронт, чтобы была завершенность, эстетичность, удобство для автовладельцев.

Фото: KazanFirst

В рамках Национального проекта «Безопасные качественные дороги» в 2024 году на капитальный ремонт улицы Корабельной (2,4 километра) и улицы Студенческой (1,2 километра) выделено 480 миллионов рублей. Еще 1 миллиард рублей городу выделили из республиканского бюджета. Их направили на работы на улице Гагарина (2,4 километра) и улице Менделеева (2,6 километра). Еще около 200 миллионов рублей вложит в дороги муниципальный бюджет, что позволит построить тротуар с велодорожками на проспекте Мира, отремонтировать часть улицы Сююмбике, выполнить текущий ямочный ремонт.

При этом работы непосредственно влияют и на городское пространство, порой вызывая непонимание и недовольство у горожан.

— Хотим, чтобы основные магистрали были по одной траектории. Это эстетично, удобно. В рамках реконструкции пешеходной линии максимально стараемся обеспечить безопасность, — рассуждает мэр Нижнекамска. — Слышим много критики со стороны автолюбителей, когда говорим про карманы. Эти карманы сами по себе являются тормозом движения. Это высокий риск аварийности. Там, где мы сейчас убрали карманы, выровняли дороги, аварии практически отсутствуют.

Фото: пресс-служба Нижнекамского района РТ

Основная задача центральных улиц города — обеспечить пропускную способность, отмечает градоначальник. Поэтому «лживые карманы», только замедляющие поток, а также скоростные съезды, повышающие риск аварий, будут убирать. А вот в спальных районах четвертую полосу могут оставить под ночную парковку — такой вариант сейчас рассматривается.

Общественный транспорт: быстро и комфортно

Необходимость развития общественного транспорта в Нижнекамске специалисты отмечали еще в 2019 году. Исследование пассажиропотока, выполненное специалистами из Санкт-Петербурга, тогда показало, что в среднем на поездку местные жители тратят в районе 42 минут. Из которых примерно 17 минут тратят на ожидание транспорта. Другая любопытная цифра — 40% опрошенных в ходе исследования нижнекамцев заявили, что готовы пересесть на общественный транспорт, если интервал движения сократится.

В конце 2021 года город получил от правительства Татарстана 50 новых автобусов средней вместимости ПАЗ «Вектор». Два года эксплуатации привели к серьезному росту пассажиропотока: с 500 тысяч до 7 миллионов человек в год. В этом году автобусный парк пополнили девять автобусов большой вместимости LOTOS, которые вышли на нагруженные маршруты. Также были установлены 52 новых остановочных павильона.

Фото: KazanFirst

В планах на этот год — организация выделенной полосы для общественного транспорта. Разметку под проект, который пока будет действовать в пилотном режиме, уже начали готовить. Как и камеры фиксации контроля движения общественного транспорта.

Есть в планах и развитие трамвайного сообщения. Новая ветка может связать проспект Химиков с улицей Мира и Соболековской. Хотя, по словам мэра Муллина, возможно, его немного пересмотрят с тем, чтобы полностью перекрыть проспект Мира — довести линию до кольца Вахитова-Мира, спустить ее вдоль проспекта Вахитова, затем закольцевать в сторону промышленной зоны через Соболековскую трассу.

Интересно, что проект может быть реализован в рамках концессии. Нижнекамск тут не будет первооткрывателем: в Курске уже полностью модернизировали трамвайный маршрут по концессии в рамках федеральной программы.

Программа эта реализуется с 2023 года в 10 российских городах, общий бюджет — 256 миллиардов рублей. На Петербургском международном экономическом форуме председатель ВЭБ.РФ Игорь Шувалов отмечал заинтересованность регионов в реализации проектов развития городского электрического транспорта.

Фото: KazanFirst

— Спрос на эту программу огромный. Это сотни городов. <…> Многие потеряли свои трамвайные линии. Сейчас просят горожане, мэры, губернаторы восстановить и трамвайную сеть, и запустить новый парк трамваев, — отмечал Шувалов.

Правда, по словам гендиректора компании «Группа Мовиста» Алексея Зотова (организация занималась реализацией проекта в Курске и других городах), ключевая ставка в 16% может сказаться на популярности подобных вложений у частных инвесторов.

— Когда мы начинали все эти проекты, то на 7,5% нашего вклада, по условиям концессионного соглашения, ставка доходности на вложенный капитал была 12%, — рассказывает Зотов. — Тогда ключевая ставка была значительно ниже, поэтому это выглядело хорошим бизнесом. Это первое. Второе. Это все-таки длительный горизонт планирования, доходность на большой срок, надежность, потому что мы понимаем, как все будет строиться, как будет эксплуатироваться и как будет контролироваться. И в этом, собственно говоря, был коммерческий смысл таких сделок.

Высокая ключевая ставка делает привлекательнее для инвесторов другие инструменты. Правда, любая концессия не будет иметь смысла без поддержки со стороны государства. Судьба программы по развитию городского электротранспорта пока не решена, хотя и сообщалось, что ее могут включить в новый национальный проект «Транспорт». В случае положительного решения не исключено, что подобный проект по модернизации трамвая удастся реализовать в Нижнекамске.

Мастер-план Нижнекамска: опорная точка для будущего развития

Мастер-план — документ, который определяет то, как и в каком направлении будет развиваться город в долгосрочной перспективе. Понятие относительно новое. Хотя первый мастер-план (Пермь) и был разработан еще в 2010 году голландской компанией KCAP Architects&planners. Рекомендации иностранцев, пожалуй, порадовали бы многих жителей Нижнекамска: ограничить высоту зданий, уйти от расширения территорий и заняться обустройством уже застроенных участков.

Фото: вэб.рф

Потом была Москва (2012 год), но в целом подобные проекты лишь сейчас набирают популярность. Как отмечает руководитель ЦСП «Платформа» Алексей Фирсов, причин тому несколько.

— Некоторые территории стали развиваться в ускоренном темпе. И важную роль в этом развитии теперь играют несколько участников: администрации городов или регионов, бизнес, институты развития, местные жители. Тогда и возник запрос на гибкий документ, который позволял бы не только учитывать интересы всех стейкхолдеров, но и соотносить их с реальной деятельностью, — считает эксперт.

Один из успешных последних примеров воплощения мастер-плана в реальность — Тобольск. Было реконструировано и построено порядка 60 объектов, важных с точки зрения развития социальной и городской инфраструктуры. Такое благоустройство позволило связать знаковые места, точки притяжения, образовав своеобразный «каркас» для будущего развития города. Тот проект, так же, как и в Нижнекамске, разрабатывался командой архитектурного бюро Wowhaus при тесном взаимодействии компании СИБУР с городской администрацией и правительством региона.

Как пояснила KazanFirst генеральный директор архитектурного бюро Wowhaus Анна Ищенко, работа над концепцией мастер-плана Нижнекамска уже завершена. 16 мая прошла финальная презентация, итоговую версию проекта показали мэру Нижнекамска, городской администрации и представителям СИБУРа.

— Мастер-план – это набор рекомендаций, куда городу развиваться. Для его создания мы провели серию социологических опросов. Спрашивали людей, почему им нравится жить в Нижнекамске, почему они хотят уехать, при каких условиях они захотели бы остаться, — поясняет Ищенко. — Команда проекта провела серию встреч с разными группами городских жителей, в том числе с предпринимателями, сотрудниками СИБУРа. Одна из заключительных сессий прошла в феврале — мы презентовали проект представителям образовательной и медицинской сферы.

По словам собеседника KazanFirst, в скором времени начнется и строительство некоторых объектов, заложенных в мастер-плане: бюро занимается проектированием санатория «Корабельная роща» и улицы Соболековской, которая соединяет производство «Нижнекамскнефтехима» с центром города.

Фото: пресс-служба Нижнекамского района РТ

В основу проекта легли несколько концепций. Все они призваны сделать город привлекательным и удобным для горожан. Это и точки притяжения, и новые локации по всему Нижнекамску. И такая организация городского пространства, которая позволит в течение 15 минут добираться по маршруту «дом — работа — досуг». Что неразрывно связано с пешеходной и автомобильной инфраструктурой, развитием общественного транспорта. И продолжение освоения прибрежной зоны, и более тесная связь промышленности и города.

Стоит отметить, что мнение и взгляд горожан при реализации подобных проектов имеют особое значение. В конце концов, именно жители являются конечными пользователями подобного «продукта». В администрации Нижнекамска KazanFirst рассказали, что в августе 2024 года мастер-план вынесут на общественные обсуждения. А затем уже более полно стартует активная фаза его воплощения в жизнь.

Всё самое интересное в наших группах Tелеграм и ВКонтакте.


Бизнес-гиганты РТ проиграли банкам: депозит становится выгоднее реальной экономики

Comment section

6 КОММЕНТАРИЕВ
  1. Ну если за работу взялись архитектурные бюро значит заказчик в лице городских властей проблему осознает, озадачен ею и начал выстраивать план действий на будущее, понятно что город надо обустраивать, создавать удобную и комфортную среду обитания, времена изменились, запросы у людей тоже поменялись, не работой единой жив человек. Очень хочется надеяться, что планы преобразований действительно изменят образ города в лучшую сторону

  2. Надо разблокировать внутриквартальные дороги которые во многих местах перегорожены. Это позволит разгрузить основные дороги т улучшит связность и удобство внутриквартального сообщения как и предполагали проектировщики.

  3. Делиться надо с городом всем гигантам промышленным а не только за свою кубышку думать, должна же быть хоть какая то ответственность социальная

  4. На бумаге все красиво, слова такие правильные про жителей города которые конечные пользователи, а если еще и с трамваями все получится так вообще спасибо скажем, только чтобы вагоны новые как в Казани, чтобы людьми себя почувствовать

  5. Я не понимаю, почему не строятся под- или надземные пешеходные переходы (велосипедные дорожки). Ведь очевидно же, что для безопасности участников дорожного движения нужно разделять потоки и стремится, чтобы они не пересекались в одном уровне. Это также улучшит пропускную способность дорог, что не в последнюю очередь влияет на экологию. Понятно, что намного дешевле и проще поставить знак или светофор и нарисовать «зебру». Но, если посмотреть на отдалённую перспективу, то, по-моему, выиграют всё.

  6. Про карманы и разгонные полосы полный бред, хотят сказать что во всех городах миллионниках в том числе Казани они есть и вредят движению создают пробки. Там наоборот это плюс говорю как водитель. Статистику приплыли, еёнарисовать пять секунд. Там где не было пробок теперь будут….

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *