Депутат Госсовета Татарстана от КПРФ Николай Атласов в авторской колонке, написанной специально для KazanFirst, рассуждает об отчете Кабмина РТ о работе за год и результатах реализации нацпроектов в республике.
Кабинет министров Республики Татарстан направил депутатам Государственного Совета РТ отчет о своей работе за 2024 год. Это ежегодная процедура, предваряющая публичное выступление главы правительства республики на заседании парламента перед депутатами.
Мое внимание в этом отчете привлекла прежде всего оценка итогов реализации в Татарстане национальных проектов. Учитывая, что на их реализацию направлялись огромные суммы денег, вполне справедливо ожидать от правительства республики развернутого отчета, демонстрирующего не просто голые цифры, а оценки эффективности проделанной работы.
Согласно отчету, с 2019 года Татарстан участвовал в реализации 50 региональных проектов в составе 13 национальных, ориентированных по трем приоритетным направлениям:
— «Человеческий капитал» («Здравоохранение», «Образование», «Демография», «Культура», «Наука и университеты»);
— «Комфортная среда для жизни» («Жилье и городская среда», «Экология», «Безопасные качественные дороги», «Туризм и индустрия гостеприимства»);
— «Экономический рост» («Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», «Цифровая экономика», «Производительность труда», «Международная кооперация и экспорт»).
Каждый нацпроект и составляющие его федеральные проекты (в регионах они называются региональными проектами) имеют паспорта, в которых содержатся ключевые параметры, – целевые показатели, отражающие планируемый результат на тот или иной период времени.
В Татарстане в рамках завершившего свою реализацию в 2024 году нацпроекта «Экология» с 2019 года реализовывался региональный проект «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами». В паспорте данного проекта есть конкретные целевые показатели, которых необходимо было достигнуть к концу 2024 года.
Например, если на конец 2018 года в Татарстане обрабатывалось (сортировалось) 93,3 тысячи тонн отходов, то к концу 2024 года этот целевой показатель должен был составить 1,184 млн тонн, то есть вырасти более чем в 12 раз. Таким образом, к концу 2024 года в Татарстане 99% от всего объема образуемых ТКО должны были подвергаться обработке. Кроме того, чтобы обеспечить такой объем обработки ТКО, необходимо было ввести в эксплуатацию соответствующий объем сортировочных мощностей. И еще один важный целевой показатель указанного проекта – на 2024 год уровень утилизации ТКО должен был достигнуть 44%.
Что же в реальности? В отчете Кабинета министров РТ эта тема никак не отражена. И понятно почему. Потому что ни один из целевых показателей в рамках регионального проекта «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами» не достигнут. За шесть лет с момента действия данного проект не построено ни одной сортировочной мощности, также нет никаких достижений по введению в строй мощностей по утилизации ТКО. Те мощности, которые появились у некоторых частных компаний, действуют автономно и не вовлечены в систему обращения с твердыми коммунальными отходами. По этой причине правительство РТ в своем отчете предпочло обойти стороной данную тему, потому что хвастаться нечем.
Я уж не говорю про многострадальный проект строительства мусоросжигательного завода (МСЗ). Уже несколько лет глава правительства Татарстана, ежегодно выступая перед депутатами Государственного Совета РТ, слышит в свой адрес один и тот же вопрос: какова судьба проекта МСЗ в Осиново? И каждый раз в ответ нам говорят: республика сделала все от нее зависящее, дело за инвестором. А проект тем временем зависает, грозя превратиться в объект незавершенного строительства. На эту мысль наталкивают неоднократно отодвигаемые сроки его ввода в эксплуатацию. Еще в прошлом году нам озвучили очередную крайнюю дату – конец 2026 года. Но совсем недавно в кулуарах Госсовета Татарстана прозвучало, что инвестор планирует ввести в строй объект в 2029 году. Если это правда, то эпопея с МСЗ будет длиться уже добрый десяток лет. Хотя и этот срок тоже не кажется окончательным. Складывается ощущение, что ни инвестор, ни правительство республики не знают, что делать с этим проектом. С одной стороны, здравый смысл подсказывает, что его надо закрывать. Но в строительство МСЗ уже вложено столько денег, что закрывать его становится себе дороже.
Если более детально проанализировать отчет Кабинета министров РТ, заметно, что в нем упор сделан на отражение количественных показателей, а не качественных. Например, в разделе, посвященном реализации нацпроекта «Здравоохранение», перечислено множество достижений – сделано столько-то, построено столько-то, закуплено оборудования столько-то и т.д. Однако ни одна из этих цифр ничего не говорит нам о качественном изменении ситуации прежде всего с точки зрения достижения целевых показателей в рамках нацпроекта. Поэтому адекватно оценить представленные количественные показатели невозможно. Что, к примеру, может сказать такой показатель, как количество прошедших диспансеризацию, – 2 973,3 тыс. человек? Это формальное число, не привязанное ни к какому оценочному параметру. Наверно, этот показатель должен отражать степень выявления заболеваний на ранней стадии, ведь именно для этого проводится диспансеризация.
Есть вопросы и к другим разделам, например, к информации об уровне достижения государственных программ (по состоянию на 31 декабря 2024 года), где эффективность реализации все-таки показана в процентном отношении к плановым показателям. Но, к сожалению, нет никакой более детальной расшифровки содержания этого показателя. Поэтому и возникает вопрос, как следует понимать, к примеру, выполнение программы «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах в Республике Татарстан» на 103,34%. Что скрывается за этим показателем, непонятно.
Хотелось бы, чтобы впредь отчеты Кабинета министров РТ были более информативными с точки зрения оценочных суждений, прежде всего в разрезе реализации нацпроектов. Да и проблемные вопросы не стоит обходить стороной. Потому что замалчивание проблемы до хорошего не доводит.
Тут палка о двух концах и вложено много, а сколько еще ещё предстоит вложить!
А нужен ли вообще нам мсз, если постоянно что-то происходит? То оборудования нет, то денег. Может и без него обойдёмся
Да пусть как можно дольше не находятся инвесторы для него! Для экологии с ним лучше не будет