Депутаты объявили «наливайкам» бой: как Татарстан отреагирует на сокращение времени работы баров

Госдума РФ приняла закон, позволяющий властям каждого отдельного субъекта страны автономно регулировать работу так называемых наливаек, расположенных в многоквартирных домах. Инициатором новеллы выступил депутат нижней палаты парламента России от Татарстана Максим Топилин.

  • — Сегодня у субъектов Российской Федерации есть право запрещать работу общепита в многоквартирных домах, и это право жесткое и негибкое. И субъекты, за исключением Чечни и Ингушетии, не пользуются им, потому что большое количество ресторанов и баров [располагаются там]. Глобально это более гибкое право субъекта, которое надо будет реализовывать не просто вводя ограничения, а прописать условия и порядки, чтобы все было прозрачным и шло от населения, не создавало давления на бизнес, — отметил Топилин в разговоре с журналистом KazanFirst. — Это не к теме о том, больше или меньше будут употреблять спиртных напитков, это к теме общественного порядка и соблюдения права на отдых.

По данным Госалкогольинспекции Татарстана, на сегодняшний день в республике 373 предприятия общественного питания, расположенных в МКД. Из них около 40% — так называемые наливайки. Как отмечает начальник контрольно-инспекционного отдела Госалкогольинспекции Татарстана Татьяна Хабибуллина, проблема стоит особенно остро в Авиастроительном районе и в «спальной части» Вахитовского района. С ее слов, чаще всего люди, живущие по соседству с подобными барами, возмущены не самим их наличием, а контингентом, который там ошивается. Именно эти люди, приняв на грудь, орут, танцуют до утра, а порой даже запускают салюты. При этом Хабибуллина уверена, что закрытием таких баров, ограничением времени работы «наливаек» и полными запретами всего плохого проблему алкоголизма не решить. 

  • — Если закроем и законодательно запретим все такие наливайки, может быть перекос в сторону «серого рынка». Есть определенная категория людей, которые хотят выпить. Если не будет легального алкоголя и легального общепита, они пойдут покупать где-то из-под полы, — уверена Хабибуллина. 

Как поясняет собеседница, деятельность подобных микробаров достаточно строго регламентирована. Так, «Бары 24» должны быть площадью не менее 50 квадратных метров, внутри должны быть созданы все условия для употребления — столы и стулья, посуда для распития, а главное — закуски. Кстати, для Набережных Челнов площади подобных баров должны быть больше — 100 квадратных метров. Вместе с барами в многоквартирных домах вопросы вызывают и те, что расположены по соседству, в отдельно стоящих зданиях.

  • — Бар открывается — все нормально [по ГОСТу]. Туалет работает, закуска какая-то есть. На деле — закусок нет, особенно ночью, а туалет закрыт, — рассказывает Хабибуллина.

Есть еще одна особенность работы таких баров. Как отмечает собеседница, предприятия общепита, к которому относятся и «Бары 24», обязаны продавать алкоголь только с условием вскрытия каждой бутылки и банки и создания условий для распития на месте. Но если покупатель-посетитель приобрел напиток и вышел, никто ответственности нести не будет, ведь продавец не обязан бежать за выпивохой и за шкирку тащить его обратно в бар. 

  • — Мое мнение как представителя контролирующего органа — это социально ответственный бизнес. Не с той точки зрения, что делает людям хорошо. А с той, что надо отвечать за людей, за то, чем ты занимаешься. Чтобы твоя деятельность не приносила вреда жизни и здоровью других людей. Я бы хотела, чтобы в таких предприятиях продажа алкогольной продукции была ограничена до 23:00. Магазины закрылись, бары закрылись, все тихо-мирно пошли спать, — заявляет Хабибуллина и тут же отмечает. — Мое личное мнение — я бы такие бары там вообще не хотела видеть.

Депутат Госсовета Татарстана Марат Галеев отмечает, что говорить о каком-то конкретном эффекте от принятия этого закона на республику пока рано. Тем не менее, со слов депутата, Россия очень многообразна, условия у каждых регионов индивидуальные. Так, замечает Галеев, регионы Кавказа идут по пути полного запрета продажи алкоголя, в том числе по религиозным причинам. 

  • — Есть трезвенники, и если их слушать — народ начинает пить бурду и травиться. Просто ограничение не решает проблему. Поэтому государство не идет на полное ограничение. Это не ведет к уменьшению потребления, а ведет к увеличению числа отравлений. Кажется, что можно что-то административно запретить и ситуация улучшится, но нет, это не так. Это будет предмет больших обсуждений, — считает Галеев.

  • Читайте также: Есть регионы, где за наводку на пьяных платят, у нас пока нет: ГИБДД Казани о телеграм-боте