Шведская IKEA продлила регистрацию своего товарного знака в России. Эксперты считают, что компания готовится к возвращению, в том числе на рынок Татарстана, когда будут сняты санкции. Покупатели испытывают ностальгию по любимым товарам, но для бизнеса РТ возвращение IKEA усилит конкуренцию, говорят собеседники KazanFirst.
Нидерландское юрлицо Inter IKEA Systems B.V. зарегистрировало новый товарный знак. Его изображение представляет надпись IKEA черным цветом на белом фоне. По данным Роспатента, исключительное право зарубежной компании на товарный знак будет длиться до 28 июля 2033 года. Бренд зарегистрирован в отношении 18 видов товаров и услуг, среди которых различная мебель и лакокрасочные изделия. Заявка подавалась еще в конце июля 2023 года.
Напомним, IKEA — крупнейшая в мире розничная сеть торговли товарами для обустройства дома, основана в 1943 году в Швеции. 4 марта 2022 года остановила продажи в России. К осени 2023 года компания продала свои российские фабрики, торговые центры «Мега» выкупил Газпромбанк, товарные остатки приобрел «Яндекс.Маркет».
Всего иностранная компания подавала четыре заявки на регистрацию товарных знаков IKEA и ИКЕА, а также двух вариантов изображения. Один из товарных знаков уже был зарегистрирован в феврале этого года.

Ранее IKEA уже объясняла продление регистрации товарного знака в России необходимостью защищать свои права на интеллектуальную собственность.
«Возвращение брендов — процесс небыстрый»
В феврале 2025 года вице-президент Союза торговых центров (СТЦ) Павел Люлин сообщал, что в ближайшие несколько лет точно не стоит ждать IKEA. Компания продала все активы и разорвала все контракты с поставщиками. Для изначально ориентированной на большие пространства IKEA попросту не осталось свободных площадей.
— Возвращение брендов — процесс небыстрый. И даже если санкции снимут прямо завтра и он запустится в полную силу, все надлежащие процедуры займут не меньше года. Поэтому, на мой взгляд, возвращение ушедших брендов до 2026 года практически исключено, — отмечал эксперт.

Кроме того, Люлин рассказывал, что «иностранные бренды действительно изъявляют желание вернуться в Россию». Уже ведутся переговоры, но до обсуждения процесса с конкретными площадками дело пока не дошло.
— Пока что нет основного триггера. Им должно стать начало отмены санкций — прежде всего тех, которые касаются трансграничных барьеров по оплате, по поставкам товаров и так далее. Но заинтересованность есть, причем как у российских торговых центров, так и у самих брендов, — рассказал Люлин.
Ограничением должно стать наличие российских аналогов, к которым люди уже привыкли, добавил Люлин. Так, подняв цены, иностранные бренды рискуют попросту проиграть в конкурентной борьбе.
«Для магазинов это будет вызов»
Зарегистрированный торговый знак еще не говорит о том, что компания возвращается, рассказал первый заместитель председателя торгово-промышленной палаты Татарстана (ТПП РТ) Артур Николаев. По его словам, IKEA страхуется, чтобы, когда она вернулась, торговый знак был уже зарегистрирован.
Он подчеркнул, что процедура регистрации — «не быстрое событие, а делается обычно в течение года». Кроме того, есть ряд западных компаний, которые «в принципе не работают, но закрепление за собой права использовать товарный знак оставили».

— Если представить, что IKEA вернется, то это даст дополнительный импульс для наших производственных компаний, потому что наш ряд компаний работали с IKEA и поставляли продукцию по их заказу. Это довольно-таки большие, серьезные заказы. Поэтому для наших производителей это интересно. Для потребителей это тоже интересно. Например, возможность подобрать себе по проверенному качеству, технологиям изготовленную продукцию, — сообщил собеседник.
Компания давно на слуху у всех, а товар довольно-таки востребованный, выделил Николаев. С его слов, до сих пор в маркетплейсах пишут, что шкафы изготовлены IKEA, показывая определенный функционал и качество продукции. В свою очередь, несмотря на возможное расширение рынка, для магазинов это будет вызов.
Первый зампред ТПП РТ рассказал, что им придется «более трепетно подходить к качеству изготавливаемой продукции», что усилит позицию производственников.

Возможное возвращение IKEA может привести к росту конкуренции в республике. После ухода компании вся ее ниша последние годы заполнялась республиканским бизнесом. Об этом KazanFirst рассказал председатель совета Ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса РТ Фарид Сафин.
Он отметил, что конкуренция ведет не к росту цен, а наоборот — к их снижению. Кроме того, бизнес из Беларуси начал заходить на рынок России, поэтому «будет идти борьба» между компаниями.
— IKEA славится тем, что они активно разрабатывают новые модели, направления. С ее приходом вышло очень много новых изделий, удобных для квартир, для домов, поэтому спрос будет однозначно. Для потребителей, конечно, это была потеря, когда компания ушла, потому что многие привыкли к их товарам. Для предпринимателей будет как конкуренция, — заключил Сафин.
«С IKEA очень непросто работать»
Заместитель председателя комитета Госсовета РТ по экономике Марат Галеев положительно относится к возможному возвращению бренда. По его словам, вряд ли «будут какие-то очень большие барьеры выставляться, препятствующие возврату, потому что у нас были очень хорошие отношения в принципе с IKEA».
— Часть заказов для наших предприятий шла от этой компании, то есть это будет означать улучшение загрузки для наших предприятий. Их производственные программы на рынке — это очень высоко конкурентный продукт для массового потребителя. Наверное, обострится конкуренция для наших предприятий. Но я считаю, это положительно в данном случае, — рассказал KazanFirst депутат Госсовета.

Он отметил, что для Татарстана «любой уход такого серьезного игрока на рынке — это чувствительно». Галеев согласен, что «ее продукция пользовалась широким спросом».
— Это широкий сегмент рынка потребителей для нашей республики. Потребители выражали ностальгические нотки по уходу IKEA, это я сам слышал. Наоборот — я думаю, ее возврат не приведет к росту цен. Ведь с IKEA очень непросто работать. Заказы они дают только тому, у кого очень низкие покупные цены, — заключил собеседник.
Пока IKEA лишь защищает свои права на товарный знак, но о реальном возвращении речи не идет. Однако если компания решит возобновить работу в России, это серьезно изменит рынок мебели и товаров для дома, в том числе в Татарстане.
Обожала их фрикадельки. Давайте назад их!
Да, икея была классной, у меня полквартиры из икеи обставлено. Аналог найти трудно. Я за возвращение
Вообще все равно, ни разу даже не заходил туда. Жена че-то покупала, могла часами там бродить, так что как по мне, нет и нет. Больше денег экономим, не тратим на безделушки всякие типа вазочек и пуфиков
Икея классная, а если еще и со старыми ценами вернется, то вообще огонь будет. А то многие, кто вернулся, ценники до небес задрали