С начала осени таксистам в России необходимо иметь полис о страховании пассажиров во время поездки. Однако, согласно данным Минтранса РФ, 75% водителей не выполнили требования нового закона. В сервисе заказа такси, который работает в Татарстане, указывают, что 99% самозанятых не смогут приобрести полис. Стоит ли ожидать повышения цен и что еще нужно таксистам для работы – в материале KazanFirst.
С 1 сентября 2024 года в силу вступает закон для такси о наличии необходимого полиса ОСГОП — обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика такси перед пассажирами.
Договор ОСГОП должен быть заключен на каждый автомобиль, внесенный в региональный реестр легковых такси, а информация о его наличии должна быть в салоне транспорта. При его отсутствии в автосалоне предусмотрен штраф до 3 тысяч рублей для водителей и до 30 тысяч рублей — для организаций.
На его оформление отводится 60 дней. Тариф на полис, который установил ЦБ РФ, составит от 1,3 до 5,4 тысячи рублей в год в зависимости от рисков перевозчика. При его отсутствии работника таксопарка могут исключить из реестра перевозчиков или наложат штраф до 50 тысяч рублей. Для организаций сумма составит от 500 тысяч до 1 млн рублей. Эти меры должны обеспечить страховку для пассажиров. Сумма за вред, причиненный жизни, начинается от 500 тысяч до 2 млн рублей. В случае ДТП выплата по страховке за вред имущества составит до 23 тысяч рублей, за тяжкий вред здоровью или за смерть пассажира — до 2 млн рублей.
Закон предусматривает обязательные медицинские осмотры, заполнение путевых листов, а также предрейсовый или предсменный технический осмотр автомобиля. Водителям необходимо перекрасить транспорт в соответствии с цветами, которые установлены в регионе.
В «Яндекс Такси» резкого оттока водителей не ожидают. По их словам, у таксистов будет 60 дней на то, чтобы купить полис ОСГОП и уведомить об этом госорганы. Насколько им известно, страховые пока не начали продавать полисы ОСГОП для такси.
— Недавно таксисты получили возможность покупать краткосрочные полисы ОСАГО, действительные только в дни выхода на линию, а не на год. Мы готовы разрабатывать аналогичное решение для ОСГОП. В интересах пассажиров мы сохраняем наше страхование жизни и здоровья пассажиров и водителей по 2 млн рублей на человека в каждой поездке, пока полисы ОСГОП не станут повсеместными, — рассказали KazanFirst в пресс-службе «Яндекс Такси».
«Непрозрачная и очень негибкая тема»
Руководитель пресс-службы сервиса заказа такси «Максим» Павел Стенников сказал KazanFirst, что в стране критически не хватает пунктов предрейсовых осмотров, медиков и техников. Во многих населенных пунктах такие услуги полностью отсутствуют. По его словам, большинство водителей «по не зависящим от себя причинам не могут выполнить эти требования».
— Продажа таких полисов для такси еще не начиналась, механизмов и практики не наработано. Например, в общественном транспорте основанием для выплаты пострадавшему пассажиру [компенсации] по ОСГОП является билет, а в такси нет билетов. Как пострадавший докажет страховой, что он был пассажиром такси? Даже на этот принципиальный вопрос сейчас ни у кого нет ответа, — сообщает собеседник.
Стенников признался, что к введению ОСГОП к 1 сентября не готовы ни они, ни страховая отрасль в целом. По их словам, необходимо разграничить регулирование таксопарков и самозанятых перевозчиков с личными автомобилями, что позволит упорядочить рынок перевозок. Таким образом, государство и страховые компании «впервые получат достоверную статистику аварийности такси», на основе которой можно оценить ситуацию, «рассчитать справедливые тарифы страхования» и создать механизм для защиты пассажиров.
— Стоимость ОСАГО по тарифу для такси для физического лица (самозанятого) составляет примерно 30 тысяч рублей в год на автомобиль типа KIA Rio. Если это автомобиль таксопарка, то полис для юридических лиц и ИП стоит уже примерно 120 тысяч рублей. Прогнозная стоимость ОСГОП такси — 5 400 рублей в год, по данным Банка России. Итого только за страховые продукты водитель должен заплатить около 36 тысяч рублей. Для самозанятых водителей, у которых работа в такси не является основной, покупка ОСАГО и ОСГОП по тарифу для такси недоступна в принципе, – рассказали в пресс-службе.
За 11 месяцев действия закона о такси №580 в стране только 21 тысяча из 2,5 миллиона водителей получили разрешение на деятельность такси — такую статистику приводит сервис. По их подсчетам, это менее 1%, а значит, 99% самозанятых не сможет приобрести ОСГОП по формальным причинам. Отсутствие специальных полисов ОСАГО и ОСГОП является основанием для аннулирования разрешения на деятельность такси у тех, кто ранее его получил, но не может исполнить обязательные требования.
— Сервису «Максим» добровольная программа возмещения, подобная ОСГОП, обходится в 120 рублей в год на каждого водителя. При объявленной стоимости в 5 400 рублей ОСГОП стоит в 45 раз дороже, чем реально необходимо для покрытия страховых рисков. При том, что размеры выплат у нас равны, а в некоторых случаях и превышают максимальные выплаты по ОСГОП. Формирование страховых тарифов — непрозрачная и очень негибкая тема, применительно к сфере такси — это большая проблема, — поделился своим мнением Стенников.
По предположению сервиса, с ОСГОП ситуация будет такая же, как с ОСАГО в такси. По данным Российского союза автостраховщиков, в 2023 году по всей стране действовало 240 тысяч договоров ОСАГО в такси. В первом полугодии 2024 года заключено почти 162 тысячи договоров ОСАГО.
— Суммарно в Москве и Московской области в реестр внесено 192 тысячи легковых такси. В реестре легковых такси Санкт-Петербурга числится 53 тысячи машин. Основную массу ОСАГО по тарифам для такси приобретают таксопарки именно в этих трех субъектах РФ. В остальных регионах таких полисов ничтожное количество. Многие водители арендуют автомобили для работы и меняют их в течение года. В настоящее время возможность приобрести полис ОСГОП, который оформляется на конкретный автомобиль, менее чем на год законом не предусмотрена. Вероятно, при каждой смене автомобиля придется заново оформлять ОСГОП, платить полную сумму, — заключил представитель сервиса «Максим».
KazanFirst направил запрос в Миндортранс РТ, но на момент публикации ответа не поступило.
В Татарстане за первое полугодие насчитывалось 10 тысяч легковых такси, а в Казани — 7 тысяч. Об этом сообщал министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Фарит Ханифов. В республике в 2023 году было установлено требование к цветовой гамме кузовов такси: желтая или белая. Такое нововведение даст возможность работать в такси самозанятым, заключившим договор с агрегаторами. В этот же период вступил в силу закон о перевозках такси. Региональные власти должны вести три реестра: служба заказа такси, перевозчиков и легковых такси.
Одно из условий в нововведении — необходимость самозанятым или ИП-водителям самостоятельно вставать в реестр перевозчиков, получив разрешение на работу как такси. Такой пункт в работе самозанятых таксистов вызывает сложности, рассказал в беседе с KazanFirst таксист Степан.
— Машина должна быть зарегистрирована в реестре, значит, она должна быть либо желтого, либо белого цвета. У многих водителей, в том числе и у меня, машина не соответствует этому пункту. Вместо ОСАГО нужно будет покупать еще одну страховку, а это еще дополнительные расходы, — отметил таксист.
По мнению собеседника, это усложнит процесс работы, и часть водителей может отказаться от работы в новых условиях. Это повлечет за собой рост цен на поездки.
В июле в Татарстане стоимость такси составила 33,6 рубля за 1 км пути. По данным Росстата, по сравнению с июнем она выросла на 5%, или на 1,5 рубля. За год поездки на такси в республике подорожали на 22%. В июне прошлого года 1 км пути стоил 26,3 рубля. В Казани средняя цена поездки на такси за месяц выросла на 3,5% и составила 28,7 рубля за 1 км пути. За год она увеличилась на 9%.
Много вопросов, но мало ответов
Нововведение одобрили не все. Союз пользователей цифровых платформ «Цифровой мир», который представляет интересы крупных таксопарков и индивидуальных водителей, в середине августа обратился к председателю правительства РФ Михаилу Мишустину с просьбой сдвинуть дату вступления в силу нового требования для отрасли. Председатель Союза Валерий Корнеев сообщал, что для разрешения на работу необходимо выполнить ряд пунктов. Во-первых, перекрасить автомобиль в цвета, которые установлены в регионе. Во-вторых, таксистам нужно иметь документ о ежедневном медицинском и техническом осмотре.
— Где водители должны их проходить в таком динамичном режиме, неясно. В РФ нет инфраструктуры для того, чтобы самозанятые водители могли выполнить эти условия. По этой причине разрешение на работу получают в основном сотрудники таксопарков, — возмущался Корнеев.
Он сообщил, что, по данным агрегаторов, в такси работают 2,5 млн человек. Из них 1,5 млн — самозанятые. По данным Минтранса РФ, среди них число водителей, получивших разрешение на работу, составило 21 тысячу, от работников таксопарка — 600 тысяч. Таким образом, подсчитали в союзе «Цифровой мир», только 25% имеют разрешение на работу в такси, остальные 75% — нет.
Общественный совет по развитию такси просил отсрочку от этой нормы на 2028 год. Его представители опасаются оттока водителей из-за новых правил. Минфин РФ отказал в инициативе о перенесении сроков введения закона.
Можно подумать, что о пасапжирах беспокоятся.
Ну так
Стоимость полиса до 5 тыс рублей, что примерно 20 коп с каждой поездки и создавать проблему из-за этого не стоит
То есть, водитель совершает 25 тысяч поездок в год? Это более 2 тысяч в месяц, то есть, где-то 100 поездок за смену, если работать не каждый день, а с выходными всё-таки. Какова средняя длительность поездки? 6 минут?
В такси работать без полезно, машину только гробиш
ЦБ РФ только и надо чтоб вытащить деньги с граждан РФ . Приобретаешь авто под бешеный % как делают многие и убиваешь его в такси , с более 20+ % комиссий Яндекса + нововеденние , что остаётся самому водителю ??? Где логика ????