Это что за ГэВэСэ: челнинцы жалуются на перебои с горячей водой

Из-за стареющей зарубежной техники городу предрекают коммунальный апокалипсис. Запчасти в условиях санкций не достать, чем заменить автоматизированные тепловые пункты в домах — пока тоже непонятно. А вот как поступить, если с перебоями пришлось столкнуться уже сейчас, вполне ясно. Практические советы о том, как получить перерасчет, дали эксперты ЖКХ, юрист и представители УК.

Горячая вода — это после отопления, пожалуй, самое дорогое, что есть в коммунальных услугах. В Казани, например, цена кубометра горячей воды для населения колеблется от 102,65 до 152,36 рубля. При нормативе в 3-4 куба в месяц на человека три жильца (то есть среднестатистическая семья) в конце месяца только за ГВС могут получить счет более чем на полторы тысячи рублей.

В Набережных Челнах все сложнее. Здесь горячая вода в квартиру поступает не напрямую от источника тепла, а производится в подвалах многоквартирного дома (МКД) в автоматизированных индивидуальных тепловых пунктах (АИТП). Потому и цена воды для жителей МКД определяется по двухставочному тарифу: есть компонент на теплоноситель (воду) и на тепловую энергию.

Теплоноситель сейчас стоит 41,46 рубля за кубометр, тепло — 2093,26 рубля за Гкал. Счет потребителю предъявляется в зависимости от того, сколько кубов он потратил и сколько тепла затрачено на подогрев. Потому сумма индивидуальна, но редко меньше, чем в Казани. А то и больше.

Потому-то нам и очень больно (прежде всего морально), если с ГВС начинаются серьезные проблемы. А они начинаются. Именно серьезные.

Полдома без «горяченькой»

В одной из пятиэтажек Челнов половина дома (11 подъездов из 25) страдает от хронической недопоставки горячей воды. Фактически из крана течет. Но временами — кипяток, а иногда слишком холодная: впору ставить на плиту и греть.

Можно предположить, что сбились настройки в АИТП. И сбились после пуска отопления в дом, потому что перебои начались в октябре. И, в основном, прекратились к середине января. Хотя эпизодические жалобы из квартир раздаются до сих пор.

Управляющая компания, естественно, не сидела сложа руки. Но два месяца хронических перебоев людей просто разозлили — они стали требовать перерасчета. Рассчитывали, что сумма будет серьезная.

Перерасчет сделали. Но такой, что его или не заметили, или диву дались. Например, 9 рублей.

— К сожалению, в данном случае перерасчет и не может быть большим. Вода ведь поступала, поэтому возвращаются деньги, затраченные на подогрев, которого не было, — объясняет директор УК «Уютный двор» Галина Трушкова.

Сумму возврата определяли не в УК, а в «Татэнерго». И, вероятно, минимизировали время недопоставки. Люди ведь не сразу стали подавать заявки.

— Технически мы никак не сможем определить точно и объективно, сколько времени потребителю поставлялась некорректно нагретая вода, — раскрыл нюанс заместитель директора Набережночелнинских тепловых сетей Василий Головко.

В подвалах МКД те самые АИТП состоят из импортного западноевропейского оборудования. Все датчики, чтобы подготовить воду до нужной температуры в плюс 60 градусов, есть. А вот термометра, который бы контролировал температуру воды на выходе, нет.

В продолжение разговора о технической стороне дела. Головко предрекает маленький, но горячий апокалипсис. Ведь зарубежному оборудованию скоро потребуются импортные запчасти.

— В АИТП в первую очередь могут полететь клапаны, — говорит Василий Юрьевич.

Но развитие России в последние два года показывает, что наши проблемы — это наш шанс. Кто сказал, что в той же «Татэнерго» или где-нибудь в Татарстане невозможно наладить собственное производство нужного оборудования?

Что делать, если горячая вода — не горячая

Но пока энергетики разбираются с техническими задачами, потребители продолжают ощущать на себе проблемы. С этим как быть?

— Согласно федеральным правилам, в случае обнаружения ненормальной температуры горячей воды следует немедленно сообщить об этом в диспетчерскую службу УК. В течение двух часов после этого к вам должны прибыть специалисты. Заявка будет оформлена, факт недопоставки задокументирован, перерасчет обеспечен, — подсказывает челнинский юрист Виктор Михайлов.

Заявку подать можно, но что делать в 6 часов утра или в 23 часа ночи? На работу не идти или спать не ложиться? Например, если температура «играет»? Включаешь утром — минут 15 течет холодная, а потом горячая? Или приходишь ночью с работы, а вода еле теплая, впору греть?

— В таких случаях вы можете пригласить двух соседей, с ними составить акт о том, что вода ненормальная, и подать заявку в УК. Заявку должны зафиксировать и сообщить вам ее номер. Если меры не будут приняты или вы будете неделю наблюдать по утрам холодную воду, то, опираясь на подписанные соседями акты, вы можете заявить, что горячей воды у вас не было всю неделю! Пусть за неделю и делают перерасчет, — говорит Михайлов.

Кстати, директор одной из УК в Челнах (просила ее не называть), подтвердила правоту юриста. Были случаи, когда горожанам удавалось добиться перерасчета за целый месяц.

Директор Национального жилищного конгресса РФ Татьяна Вепрецкая уточнила, что в зависимости от температуры плату за горячую воду могут взыскать и как за холодную. Но упомянула и еще об одном важном обстоятельстве.

— Перед началом отопительного сезона в домах очень часто делают ремонты. Меняют трубы, разводки. Словом, готовятся к зиме. Но нередко бывает так, что из-за некорректного ремонта проблемы с горячей водой возникают у соседей. В этом случае управляющая компания имеет право предъявить затраты на устранение неполадок тому, кто нарушил обеспечение ГВС, — сказала Татьяна Павловна.

А вот подтверждение ее слов. Из дома, о проблемах с ГВС в котором говорится в начале публикации. Обследовали квартиру, из которой поступали жалобы. Оказалось, что установлен кран на байпасе радиатора, который был перекрыт. Это как раз и способствовало некорректной работе по данному стояку на всех пяти этажах.

Автор материала — Сергей Исичко, фото — KazanFirst

Читайте также: Износ теплосетей, нехватка работников ЖКХ и рост зарплат: Минстрой РТ подвел итоги года