Где служили первые лица Набережных Челнов

Ко Дню защитника отечества собрали армейские фото и истории некоторых весьма известных — сейчас или в прошлом — жителей автограда.

В преддверии Дня защитника Отечества во дворце культуры «Энергетик» в Челнах прошел большой праздничный концерт. Традиционно 23 февраля отмечают довольно скромно — без парадов и массовых гуляний. Тем не менее значимость тех, кто действительно стоит на страже Родины, сложно переоценить. Особенно сейчас, в период проведения специальной военной операции (СВО) на Украине.

— Попытки стереть с лица земли наше Отечество были всегда, но усилиями наших дедов, отцов мы отстояли Родину и благодаря им живем в сильном, мощном государстве. Спасибо вам, уважаемые ветераны Великой Отечественной войны! Славные традиции ветеранов продолжили следующие поколения — мы чтим участников боевых действий в Афганистане, Чечне, Северном Кавказе и других локальных конфликтах. Они многое делают для воспитания подрастающего поколения, — обратился к собравшимся в зале ДК мэр Челнов Наиль Магдеев. — Сегодня проходит специальная военная операция, наши бойцы с честью выполняют свой воинский долг. Более двух тысяч челнинцев сейчас находятся там, на передовой. Бывая там, мы видим, что наши бойцы делают все, чтобы защитить наше Отечество. Мы доказываем словом и делом: народ и армия — едины.

В зоне СВО глава города бывает регулярно. Посещает и подшефные воинские части Черноморского флота. Однако сам регулярную службу не проходил, хотя и мечтал о военной карьере и даже дослужился до звания полковника.

— После школы поступал в летное училище, но не прошел медкомиссию — у меня была повреждена носовая перегородка из-за того, что боксом занимался, — рассказывал «Вестям КАМАЗа» Магдеев. — Потом был приписан в воздушно-десантные войска. И если бы не поступил в вуз, то в сентябре меня забрали бы в армию.

Однако в Ленинградской лесотехнической академии, где учился будущий мэр Челнов, была военная кафедра. В результате после окончания вуза — 90 дней сборов, лейтенантские погоны и военная специальность: командир взвода мотострелковых войск. Дальше — переподготовка, масштабные командные учения в начале 2000-х годов. И внеочередное воинское звание — полковник.

Предшественник Магдеева, ныне заместитель премьер-министра Татарстана Василь Шайхразиев признавался, что дембельский альбом у него всегда под рукой. Весной 1981 года будущий политик попал в пограничные войска Краснознаменного Дальневосточного военного округа, провел два года в Хабаровске.

— Армия научила работать в команде. Понял, что быть лидером — значит, нести ответственность не только за собственные действия, но и за своих подчиненных. Я был старшиной Школы сержантского состава, выезжал с курсантами на границу. Помню и свой «курс молодого бойца», — вспоминает экс-глава Челнов. — На учебную тренировку мы — молодые «погранцы», соскучившиеся по домашней еде, — попали в самый сезон рыболовства. Застава на Амуре встречала нас кетой. На столах — чашки, полные икры. И так все 25 дней! Не раз вспоминали «Белое солнце пустыни»: «Опять ты мне эту икру поставила! Не могу я ее каждый день, проклятую, есть».

По словам Шайхразиева, служба в погранвойсках его закалила. А к уклонистам заместитель премьер-министра Татарстана относится отрицательно — бояться армии не стоит, ведь дедовщина и прочие негативные моменты остались в прошлом.

К слову, служить на Черноморский флот в свое время отправился и зять тогда еще мэра Челнов Шайхразиева, сын депутата Госсовета Сергей Рачков.

— Отношусь к решению зятя полностью положительно, — отмечал тогда градоначальник.

Еще один экс-мэр Челнов Ильдар Халиков срочную службу проходил в Забайкайльском военном округе в войсках противовоздушной обороны. Как рассказывали родители, будущего главу города забрали спустя два месяца учебы в КАИ. Служба проходила во время войны в Афганистане, но туда Халиков не попал.

— Отец поехал провожать Ильдара в Казань. Приехал обратно поздно ночью и сообщил, что сына направили в Читинскую область, в Забайкальский округ. Говорит, был вариант с Харьковом, но почему-то туда не взяли. Мне так обидно стало, что Ильдар в теплую Украину не попал, а отправили его в Нерчинск, куда раньше декабристов ссылали, — вспоминала мама Лузея Халикова. — Тут в апреле случилась Чернобыльская трагедия. Думаю: а ведь Бог, оказывается, его спас.

За два года службы Халиков ни разу не был в увольнительной. Не из-за строгости командиров — просто идти было некуда: кругом тайга, болота. На пункт противовоздушной обороны зимой добирались по льду, а летом — только вертолетом.

Успел Халиков и отличиться, и даже получить в награду боевую медаль за отличие в воинской службе. Во время его дежурства советский самолет случайно нарушил китайскую границу. Засекли инцидент шесть постов, летчику сообщили информацию. Он быстро «вернулся на Родину», пока китайцы этого не заметили. После крупного расследования в Москве выяснилось, что первыми нарушение границ обнаружили солдаты поста, где дежурил будущий мэр Челнов. Они же сообщили самые точные координаты и доложили во все нужные инстанции.

Поделился с KazanFirst своим армейским фото и Вячеслав Нилов. На снимке он второй справа. С 1979-го по 1994-й он был главным архитектором КАМАЗа, с 1994-го по 2000-й — главным архитектором города в Набережных Челнах. Сейчас— пенсионер.

— Это 1973-й год, мы — на военных сборах в Калининграде после окончания Казанского инженерно-строительного института, — объясняет Вячеслав Степанович.

После сборов он стал старшим лейтенантом, командиром взвода реактивной артиллерии. Ныне его звание — капитан.

А вот и снимок времен службы доктора Юлия Бунова. На фото он пока еще рядовой. Сейчас — известный в Набережных Челнах, в Татарстане и даже в Росси врач. Фитотерапевт, нутрициолог, инфекционист.

— Это я в учебке в Виннице. Фото перед присягой. Две недели прослужил, — рассказывает Юлий Альбертович.

Служил он в 1978-1980 годах. Попал во взвод разведки отдельного инженерного (мостового) батальона. После учебки их отправили в Могилев-Подольск — это там же, в Винницкой области.

— Служба шла нормально. Офицерами у нас были люди, которые прошли войну и дошли до Берлина. Дисциплину они держали жестко, никакой «дедовщины» не было, — продолжает Бунов.

Нормально, но с «чудесами», отмечает собеседник KazanFirst. Начал он разведчиком, а стал «медбратом». И даже после демобилизации экзамены в мединститут сдавал в форме медслужбы.

— Нас в разведвзводе было человек 12, а комната взвода — рядом с медпунктом. Там служили два человека: офицер и старший сержант. Сержант демобилизовался за полгода до меня. А с офицером-медиком мы часто вместе дежурили по штабу. Это был интеллектуал, интересный человек. Он знал, что я уже пробовал поступить в мединститут, знал, что я разбираюсь в травах. Предложил мне заменить помощника. Взять на себя простейшую первичную медпомощь. Еще под мой контроль попала кухня. Я следил за чистотой посуды, снимал пробы с готовых блюд, вел журнал, — раскрывает секрет превращения доктор.

В медпункте он из рядового сразу поднялся в младшие сержанты. Должность была такой. Младшим сержантом Юлий Бунов и закончил свою службу. Хотя звезды и карьера его никогда особо не интересовали — служить людям, Отечеству можно и без всяких «научных степеней».

Фото: предоставлены героями материала, nabchelny.ru, vk.com/wall-37981844_34875