Кабмин Татарстана в 2025 году сможет самостоятельно, без правок закона, направлять дополнительные средства на оборону и поддержку экономики. Кроме того, чиновники смогут превысить установленный дефицит бюджета и лимит госдолга в случае крупного ЧП. Эксперты KazanFirst считают, что основной риск для региона — это возможное снижение цен на нефть.
Проект закона «Об установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Республики Татарстан в 2025 году» внес в Госсовет депутат от «Единой России» Леонид Якунин. Он возглавляет парламентский комитет по бюджету, налогам и финансам.
Документ предусматривает, что в следующем году власти Татарстана могут превысить ограничения по государственному долгу и размеру дефицита бюджета в случае определенных обстоятельств. В частности, у Татарстана могут появиться незапланированные расходы казны, связанные «с предотвращением влияния ухудшения геополитической и экономической ситуации на развитие отраслей экономики».
Кроме того, в республике могут быть проведены «дополнительные мероприятия в сфере национальной обороны и национальной безопасности». Речь идет о необходимости оказания «мер социальной поддержки отдельных категорий граждан», ликвидации «чрезвычайных ситуаций федерального и межрегионального характера и их последствий». В том числе это могут быть неотложные аварийно-восстановительные работы и помощь жителям Татарстана, у которых было «утрачено» или повреждено жилье, сказано в проекте.
Аналогичные особенности исполнения бюджета устанавливаются и для муниципальных образований республики. Кабмину Татарстана дается право перераспределять средства «без внесения изменений в закон о соответствующем бюджете». Также утрачивает силу статья Бюджетного кодекса, которая регулирует прогнозирование расходов бюджета.
Напомним, что бюджет на 2025 году уже принят Госсоветом Татарстана в начале ноября. Закон подписал раис Татарстана Рустам Минниханов. Из документа следует, что в 2025 году доходы Татарстана составят 472 млрд рублей, а расходы — 485,6 млрд рублей соответственно. Министр финансов РТ Радик Гайзатуллин сообщал, что продолжают сокращаться поступления налога на прибыль: если в 2023 году они достигали 183 млрд рублей, то в этом году в проекте предусмотрено около 140 млрд. В 2025 году в бюджете прогнозируются поступления в размере 128 млрд рублей.

На 1 октября этого года госдолг Татарстана достигал 123,5 млрд рублей. Из них 100,9 млрд рублей — бюджетные кредиты, взятые у федерального центра. Еще 17 млрд рублей составляют госгарантии. По решению премьер-министра РФ Михаила Мишустина, в следующем году Татарстану должны списать 9,5 млрд рублей за счет реализации в регионе крупных проектов, которые генерируют налоговые поступления в федеральный бюджет.
«Вон в Курской области напали…»
Возможности превышать установленные лимиты по дефициту бюджета и государственному долгу ранее были предусмотрены на федеральном уровне. Фактически Госсовет Татарстана дублирует эти нормы в республиканских законах.
По словам Леонида Якунина, озабоченность федерального центра объяснима.
— Вон в Курской области напали… Мало ли какие ситуации… Тем более Запад дальнобойные ракеты разрешил, — сказал он KazanFirst.
Что касается Татарстана, то снятие ограничений в бюджете может быть полезно «на все случаи жизни», считает депутат.
— Это непредвиденные ситуации. Если экономика упадет резко. Или что-то такое случится… Мало ли? Затопление… Сколько примеров было в РФ, когда в пожарах поселки сгорали, — перечислил Якунин.
Председатель комитета отметил, что его законопроект прежде всего расширяет полномочия исполнительной власти, которая сможет «сразу принимать меры, а не ждать, когда изменения в закон внесут».
Он добавил, что реализация таких мероприятий необязательно приведет к дефициту бюджета или заимствованиям. Средства в экстренных ситуациях могут быть потрачены из резервного фонда Кабмина либо перераспределены между статьями бюджета.
Леонид Якунин напомнил, что такая практика уже была в предыдущие годы, в том числе в 2023-м, а еще ранее — в пандемию COVID-19. При этом каких-то серьезных дополнительных расходов у бюджета республики не было.
— Каких-то расходов на ЧП не было. Но перераспределяли деньги с одного на другое, — объяснил депутат.

Отметим, что в 2023 году Госсовет РТ снимал также ограничения по формированию резервного фонда правительства, из которого финансируются «непредвиденные расходы». Если прежде его размер не мог превышать 3% от бюджетных расходов, то затем эта планка была отменена. А на 2024 год дополнительные расходные обязательства предусматривались в связи с «оказанием содействия в подготовке и проведении выборов президента РФ», а также принятием дополнительных мер социальной поддержки граждан.
«Зависимость экономики Татарстана от нефтяной отрасли»
— Татарстан, как и многие другие регионы, ожидаемо, может столкнуться в следующем году с существенными бюджетными вызовами, — согласился президент инвестиционной платформы «ИнвойсКафе» Геннадий Фофанов.
По его словам, основные риски связаны с экономическими, социальными и долговыми факторами. Эксперт напомнил, что Татарстан подвержен влиянию внешнеэкономической ситуации. В их числе снижение цен на нефть, ослабление рубля и рост расходов, вызванный социальными обязательствами и возможными чрезвычайными ситуациями. При этом ключевым фактором риска является зависимость экономики РТ от нефтяной отрасли.
— Снижение цен на нефть и дальше будет негативно сказываться на поступлениях в бюджет, что уже неоднократно наблюдалось в предыдущие годы. Кроме того, ослабление рубля увеличивает стоимость импортных товаров и услуг, что закономерно сказывается на инфраструктурных и социальных расходах, — объяснил Фофанов.

Собеседник KazanFirst добавил, что среди потенциальных угроз также возможно снижение объемов федерального финансирования. Поэтому изменения в распределении дотаций и субсидий могут вынудить республику активнее использовать собственные ресурсы. При этом увеличение социальных расходов, необходимость ликвидации последствий ЧС и аварийных ситуаций так же усиливают бюджетное давление.
При этом Геннадий Фофанов обращает внимание, что запланированный дефицит бюджета на 2025 год в размере 13,5 млрд рублей составляет менее 3% от общего объема бюджета, что «в целом не страшно, так как укладывается в допустимые параметры». Однако «госдолг в размере более чем 120 млрд рублей становится обременительным».
— Для смягчения этих рисков Татарстану следует активизировать работу по диверсификации доходов. Развитие высокотехнологичных отраслей и сельского хозяйства может помочь снизить зависимость от нефтяной отрасли. Одновременно важно оптимизировать расходы, увеличивая прозрачность реализации крупных проектов и программ, что позволит эффективнее распределять бюджетные средства. Также важным шагом станет формирование резервов для защиты от возможных экономических и социальных шоков, — заключает эксперт.
Леонид Якунин сообщил KazanFirst, что его законопроект будет рассмотрен на заседании Госсовета РТ до конца декабря.











Интересные такие конечно, там затопило, там поселок сгорел, траты понадобятся, аргументы убийственные, так если бардак и никто ни за что не отвечает конечно будет и гореть и затапливать, а работать нормально не пробовали?
Загодя значит решили соломки подстелить, мотивацию можно конечно понять, по нашей жизни только и ждешь когда где-нибудь случится новая засада
Цены на нефть ведь могут и подняться и вот вопрос, а куда в таком случае пойдут дополнительные доходы? А вообще надо учиться жить по средствам, а то расслабились, деньги бюджетные налево и направо тратятся на всякие непонятные и мутные проекты и видимо это не случайно, понятно для каких целей делается
Ну что мне хочется сказать… молодцы
Лучше перебдеть и заранее подготовится к форсмажорам, они ведь могут произойти, а могут и не случиться. Всегда надо иметь в запасе план Б, а еще лучше когда есть план В и Г
В принципе понятна его логика, слишком уж не стабильное время настало…