Казна РТ по итогам десяти месяцев этого года недосчиталась более 14 млрд рублей по налогу на прибыль, хотя еще месяц назад Рустам Минниханов говорил о снижении на 10 миллиардов. В Минфине РТ это связывают с ростом себестоимости продукции предприятий, высокой ставкой ЦБ и слабым рублем. Однако есть отрасли экономики, где поступления идут в плюс.
В январе-октябре 2024 года налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета Татарстана составили 439,4 млрд рублей. Из них 366,3 млрд рублей поступили непосредственно в республиканскую казну, а 73,1 млрд — в бюджеты муниципалитетов. Об этом сообщила заместитель министра финансов РТ Алла Анфимова.
Она уточнила, что в сравнении с аналогичным периодом прошлого года доходы выросли на 14,2%, или на 54,6 млрд рублей. В итоге Татарстан по объему собственных доходов оказался на шестом месте среди всех регионов России, уступив лишь Москве, Московской области, Санкт-Петербургу, Краснодарскому краю и Свердловской области.
При этом всего на территории республики за 10 месяцев было собрано почти 1,3 млрд рублей (с ростом на 21,5% к аналогичному периоду прошлого года). Но большую часть Татарстан традиционно отправляет в федеральную казну. За отчетный период центр получит от республики 828,1 млрд рублей. Это 65,3% всех собранных налогов.
Роста бюджетных доходов удалось достичь в первую очередь за счет налога на доходы физических лиц (НДФЛ). Поступления по нему в январе-октябре составили 142,2 млрд рублей (поступает как в казны региона, так и в местные бюджеты). Относительно 10 месяцев прошлого года сумма выросла на 21,5%, или на 249,9 млрд рублей.
— Основными причинами увеличения поступлений стали рост средней зарплаты, увеличение поступлений, полученных в виде дивидендов, — пояснила Анфимова.
По ее словам, зарплаты жителей республики за последний год увеличились примерно на 20%.
Поступления по налогу на прибыль, которые платят предприятия республики, наоборот, сократились. За 10 месяцев они составили 132,9 млрд рублей. Это на 9,5% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.
Слабый рубль, высокая ставка
Власти Татарстана уже много раз высказывали озабоченность этой тенденцией. Так, по итогам девяти месяцев раис РТ Рустам Минниханов указывал, что республика недосчиталась около 10 млрд рублей по налогу на прибыль, ситуацию он характеризовал как «напряженную».
Из выступления Аллы Анфимовой следовало, что теперь сокращение достигает уже 14 млрд рублей.
— У нас общая тенденция по большинству предприятий. Связано это в основном с курсовыми разницами, результатами перерасчета за прошлый год, а также с ростом себестоимости продукции, высокой кредитной ставкой (21%. — Ред.), — перечислила заместитель министра.
Анфимова заявила, что снижение прибыли наблюдается «в большинстве отраслей экономики».
Так, предприятия химической и нефтехимической отрасли сократили поступления на 40,8% (-7,95 млрд рублей), торговли — на 39,1% (-6,15 млрд рублей), строительства — на 22,9% (-1,56 млрд рублей), производства продуктов питания — на 21,2% (-787 млн рублей), транспорта, связи и информатизации — на 13% (-700 млн рублей). В нефтегазовом секторе поступления сократились на 5,4%, но сумма снижения так же оказалась внушительной — 2,5 млрд рублей.
Впрочем, есть сектора экономики, где прибыль растет. Так, поступления от кредитных организаций Татарстана увеличились на 15,3% (+755 млн рублей), от торговых центров и торговых сетей — на 30,6% (+350 млн рублей), а от страховых организаций — на 32,4% (+170 млн рублей). Если говорить о промышленности, то Анфимова упомянула лишь машиностроение. Предприятия этой отрасли увеличили поступления по налогу на прибыль на 5%, или на 235 млн рублей.
Другой замглавы Минфина РТ Гела Герасимова заверила, что текущая ситуация с бюджетом «позволяет обеспечить исполнение расходных обязательств в полном объеме». За десять месяцев расходы бюджета РТ и муниципалитетов составили 427,5 млрд рублей, или 74% от годового плана. Больше всего было потрачено на сферу образования, социальную политику и здравоохранение.
Безвозмездно погасили кредит
Также Герасимова отчиталась об успешной реализации национальных проектов в регионе. Она сообщила, что на новые проекты в 2025-2027 годах выделят 145,9 млрд рублей. Правда, с каждым годом будет расти доля софинансирования из бюджета республики. Например, в следующем году федеральный центр даст 24,6 млрд рублей, а республике придется добавить 19,8 млрд рублей. В 2027 году эти суммы составят 25,4 млрд и 27,7 млрд рублей. То есть за два года финансирование центра вырастет незначительно, а из казны республики — сразу на 40%.
Алла Анфимова сообщила, что общие безвозмездные поступления от федерального центра в следующем году составят 65,1 млрд рублей, в 2026 году — 76,5 млрд, а в 2027 году — 77,6 млрд.
По текущему году федеральное финансирование составляет 75 млрд рублей. Республика уже получила 63,7 млрд рублей, или 84% плана. Правда, 14,8 млрд рублей Татарстан сразу отдал обратно — произошло погашение бюджетного кредита, взятого годом ранее.
По данным Минфина РТ, на 1 ноября 2024 года госдолг РТ достиг 123,6 млрд рублей (увеличение за месяц составило 87 млн рублей). 100,9 млрд рублей республика должна федеральному центру по ранее взятым бюджетным кредитам. А 22,67 млрд рублей составлют гарантии, предоставленные Татарстаном по заемам предприятий.
— Рост доходов от НДФЛ в целом ожидаем, так как средняя заработная плата действительно демонстрировала рост. В Казани она достигла 89 тысяч рублей. Наибольшие доходы фиксируются в популярных для РТ профессиях, таких как IТ-сектор, сфера услуг и промышленные предприятия, — объясняет президент инвестиционной платформы «ИнвойсКафе» Геннадий Фофанов.
Однако, по его словам, «зафиксированное снижение налога на прибыль отражает ряд серьезных вызовов, с которыми сталкивается бизнес, в том числе и из-за общих экономических условий и санкционного давления».
«Парадоксально одновременно»
— Напомню, что особенно пострадали химическая и нефтехимическая отрасли, что вызвано ростом затрат, дальнейшим давлением на экспортный потенциал и нестабильными ценами на энергоресурсы, — говорит эксперт.
При этом он считает логичным, что кредитные организации, торговые сети и центры показали заметный рост, что «иллюстрирует нам высокую степень адаптации к сложным экономическим реалиям».
— Так, банковский сектор РТ имеет хорошие показатели в силу как раз высокого спроса на кредиты и финансовые услуги, что в условиях инфляции и адаптации потребителей к новым экономическим реалиям особенно остро востребовано. Торговые сети же, вероятно, выигрывают от диверсификации товаров и изменений в потребительских предпочтениях, но это и парадоксально одновременно, если оглянуться на общую экономическую нестабильность, — отмечает Фофанов.
По словам эксперта, объяснить сокращение прибыли в других отраслях (помимо нефтянки и химии) можно еще общими процессами замедления экономического роста, а также сворачиванием инвестиционных программ целым рядом предприятий.
— В целом текущая экономическая ситуация в РТ показывает, что регион продолжает активно развиваться в том числе и за счет роста доходов населения. Между тем сокращение поступлений от налога на прибыль создает определенные трудности для финансирования крупных региональных проектов и требует принятия дополнительных мер. Поэтому для стабилизации и укрепления экономики важно формировать условия поддержки ключевых отраслей, к примеру, через налоговые льготы или программы стимулирования экспорта. Зафиксированный же устойчивый рост в сферах финансов и ритейла дает основания для оптимизма, но для долгосрочного развития необходимо сосредоточиться на дальнейшей диверсификации и модернизации промышленного сектора, — резюмирует Геннадий Фофанов.
Директор по стратегии ИК «Финам» Ярослав Кабаков добавляет, что снижение налога на прибыль на 9,5% связано с ростом себестоимости продукции из-за удорожания сырья и логистики, высокой ключевой ставкой, увеличивающей стоимость заимствований для бизнеса, а также с курсовыми разницами. Он констатирует «дисбаланс между растущими доходами физических лиц и снижением эффективности бизнеса».
Банки получают выгоду
— Снижение прибыли наблюдается в различных отраслях, включая строительную и транспортную (-23% и -13% соответственно), что обусловлено снижением спроса из-за экономической неопределенности, санкциями и внешними ограничениями, влияющими не только на экспортные отрасли, но и на внутренний рынок, а также инфляцией и высокой ставкой ЦБ, сдерживающими инвестиции и потребительский спрос, — объясняет он.
В то же время, по словам Кабакова, кредитные организации пользуются выгодой от высокой ставки за счет увеличения доходов от кредитования и операций с государственными облигациями, а страховые компании получают выгоду от спроса на страхование жизни и активов. Торговые центры восстанавливаются благодаря оживлению розничной торговли после пандемии и росту арендных ставок.
— Для бюджета это означает стабильный рост НДФЛ, поддерживающий доходы, но снижение налога на прибыль может ограничить финансирование долгосрочных программ, — приходит к выводу аналитик.
По словам Кабакова, риски для бизнеса из-за долговой нагрузки и снижения маржинальности могут усилить фискальное давление. Поэтому становится очевидной необходимость диверсификации доходов бюджета, чтобы компенсировать снижение прибыли в ключевых отраслях. Эксперт заключает, что это потребует мер поддержки для секторов, которые столкнулись с максимальным падением рентабельности.
Шестое место по объему собственных доходов среди регионов России – это весомое достижение. Татарстан продолжает демонстрировать высокий уровень управления финансами.
Конечно, рост зарплат – это приятно, но важно, чтобы этот рост сопровождался реальным улучшением уровня жизни. Если цены на товары и услуги растут быстрее зарплат, то люди не почувствуют улучшений.
а у кого выросли-то?
Средняя зарплата в 89 тысяч рублей в Казани – это серьезный показатель. Люди начали больше зарабатывать, а значит, могут позволить себе больше товаров и услуг, что поддерживает экономику
Если сейчас госдолг уже превышает 123 млрд рублей, что будет через несколько лет? Погашение долгов за счет новых поступлений выглядит как попытка затыкать дыры вместо создания долгосрочного плана.