Краевед Марк Шишкин вспомнил юбилей одного территориального расширения России и рассказал о главном герое этого юбилея — генерал-лейтенанте Исхаке Ислямове.
29 августа исполняется ровно 110 лет с того момента, как татарский исследователь Исхак Ибрагимович Ислямов присоединил к России её самую северную территорию — архипелаг Земля Франца-Иосифа.
Татарин в Северном Ледовитом океане командует кораблями Российской империи?
Нельзя сказать, что это совсем не известная история в Татарстане. Первые публикации об Ислямове вышли в журналах «Гасырлар авазы» и «Татарстан» ещё в 2003 и 2004 годах. В 2023 году увидело свет капитальное исследование капитана II ранга Шамиля Абдурахмановича Насерова «Генерал-майор флота Исхак Ислямов — потомству в пример», где биография татарского исследователя Арктики разобрана в деталях. Но до сих пор про норвежца Нансена и итальянца Нобиле у нас знают больше.
Татары принимали участие в жизни российского Военно-морского флота с самых первых лет его истории. Служилые татары со времен Петра I были обязаны заготавливать лес для постройки кораблей. Множество татар работало над строительством новой Северной столицы. На Балтийском флоте оказывались многие рекруты-татары, призванные из Поволжья. В Санкт-Петербурге и Кронштадте образовалась небольшая, но дружная татарская община. Исхак Ислямов стал самым успешным и заслуженным представителем этой общины.
Будущий генерал-майор корпуса гидрографов родился в 1865 году в Кронштадте в семье унтер-офицера Ибрагима Ислямова. Морское образование получил в Техническом училище морского ведомства и Николаевской морской академии. За свою карьеру выполнил множество задач. Проводил гидрографические исследования на Балтике, Каспии, Амуре, Ледовитом и Тихом океанах. Во время русско-японской войны сражался на броненосце «Севастополь».
Льды, погубившие «Титаник» и три российские экспедиции
В 1914 году капитану I ранга Ислямову было поручено возглавить большую спасательную операцию в Северном Ледовитом океане. За два года до этого в Арктике исчезли сразу три российские экспедиции:
- — экспедиция Георгия Седова на шхуне «Святой Фока» к 300-летнему юбилею династии Романовых должна была установить российский флаг на Северном плюсе;
- — экспедиция Георгия Брусилова (племянника известного генерала) на шхуне «Святая Анна» ставила задачу первыми из российских судов пройти Северным морским путем от Баренцева моря до Берингова пролива;
- — экспедиция геолога Владимира Русанова на судне «Геркулес» обследовала потенциальные месторождения угля на архипелаге Шпицберген.
Все они вышли в море в 1912 году, не возвратились и не выходили на связь. Ледовая обстановка была в тот год аномально сложной. Достаточно вспомнить, что именно тогда произошло столкновение с айсбергом легендарного «Титаника».
Эхо Первой мировой войны в Арктике
Спасательная экспедиция стартовала летом 1914 года. Главной базой был Александровск-на-Мурмане — ныне город Полярный в Мурманской области. В распоряжении Исхака Ислямова находилось целых три судна: шхуны «Герта» и «Андромеда» и вспомогательный пароход «Печора». На судне «Эклипс» поддержку поискам оказывал известный норвежский полярник Отто Свердруп. С этой экспедиции началась история арктической авиации: военный летчик Ян Нагурский совершал поисковые полёты на гидросамолёте «Фарман».
Размах предприятия мог быть ещё более масштабным, если бы Ислямову разрешили использовать первый в мире ледокол «Ермак», на котором он в 1899 году ходил в Арктике под руководством адмирала Макарова. Не разрешило морское министерство и взять с собой кинооператора, иначе у нас были бы уникальные кадры. Хотя фотограф был, а в команде парохода «Печора» был и архангельский художник Степан Писахов — больше всего он известен по своим литературным сказкам, на основе которых сняли мультфильм «Смех и горе у Бела моря» с закадровым голосом Евгения Леонова.
Летом 1914 года начались события, на фоне которых поиски полярников перестали быть новостью номер один. Началась Первая мировая война, или, как её называли тогда, Вторая Отечественная война. Северные порты охватили панические слухи о скором появлении военных кораблей Германии. Ислямов во всей округе оказался старшим по званию и вынужден был заниматься перехватом немецких торговых судов, организацией оповещения и решать трудный вопрос об уничтожении запасов угля на случай прихода немцев.
Тем не менее спасательная операция продолжалась. Сначала в сторону архипелага Новая Земля ушла шхуна «Андромеда». Там обнаружили место первой зимовки команды Георгия Седова и записку, что ещё в августе 1913 года «Святой Фока» отправился на Землю Франца Иосифа. Исхак Ислямов принял решение идти на «Герте» к самому суровому архипелагу Арктики. В пути его сопровождали сыновья Яков и Илья, в чьих именах легко угадываются татарские — Якуб и Ильяс.
Почему северные острова назвали в честь австрийского императора
Земля Франца-Иосифа не случайно получила название в честь императора, правившего Австро-Венгерской империей целых 68 лет. В 1873 году этот архипелаг открыла австрийская экспедиция лейтенантов Юлиуса Пайера и Карла Вейпрехта на судне «Тегетгофф». Что заставило жителей Центральной Европы покинуть свои теплые широты? Организаторы экспедиции придерживались теории немецкого географа Августа Петермана, что в Северном Ледовитом океане есть суша («Земля Петермана»), севернее которой начинается свободное ото льдов море. По этому морю легко перейти из Атлантики в Тихий океан.
«Земля Петермана» и «Открытое полярное море» так и остались в списке мифических географических объектов, а вот Земля Франца-Иосифа в конце XIX — начале ХХ века играла крайне важную роль. Здесь останавливались все исследовательские экспедиции из Великобритании, США, Норвегии и Италии. Отдых на архипелаге с обитающими на нем лишь белыми медведями, песцами, моржами и птицами, помогал первопроходцам во время гонки за покорение Северного полюса. Особенно удобным местом был мыс Флора.
Из российских исследователей в 1901 году первым на Земле Франца-Иосифа побывал Степан Осипович Макаров, учитель и наставник Исхака Ислямова. Хотя ещё до экспедиции австрийцев, в 1871 году, географ (и по совместительству теоретик анархизма) Пётр Кропоткин высказал гипотезу, что к северу от Шпицбергена и Новой Земли должна быть суша. Теперь татарский капитан шел среди льдин по следам адмирала Макарова, чтобы спасти Седова и его команду.
В процессе Исхак Ибрагимович делал путевые записки, некоторые из которых живописуют маршрут лучше, чем могли это сделать старые фотоаппараты:
«12 (25) августа. Ночью шел дождь. Днём мы наслаждались чудной феерической картиной, которую представляли собой нагромождённые там и сям торосы, сверкая своей белизной и окаймлённые сверху радугой. Разбросанные в самом прихотливом беспорядке, девственно белые, они отливали нежным синеватым светом в расщелинах, куда заглядывали холодные лучи полярного солнца; казалось, и оно любовалось ими, засмотрелось и не хочет заходить. Вдали, сквозь дымку тумана, льды принимали неясные очертания холмов, скал, избушек, занесённых снегом. Целая панорама, тихая, застывшая. Нет шума волн, нет брызг. И населено-то это тихое море, кажется, безмолвными зверями и птицами».
Судьба экспедиций Седова и Брусилова
29 августа по новому стилю (16-го по старому) шхуна «Герта» подошла к мысу Флора на острове Нортбрук в южной части Земли Франца-Иосифа — это был главный перевалочный пункт всех полярников. Здесь Ислямов обнаружил крест с надписью «Экспедиция Седова», на кресте жестянки, а в них записки с героическими и страшными подробностями.
Экспедиция Седова провела зиму 1913-1914 года не здесь, а в Тихой бухте у острова Гукера. За эту зимовку большинство полярников, включая Георгия Седова, заболело цингой и пришло в состояние крайнего истощения. Но Седов решил не менять планов и в феврале 1914 года с двумя матросами пошел к Северному полюсу на собачьих упряжках. Не дойдя до самого северного острова Рудольфа, Седов умер. Спутники его летом 1914 года стали возвращаться на своём корабле в сторону мыса Флора, а там приключилось неожиданное.
В это же самое время на мысе Флора приходили в себя измученные долгим переходом члены экспедиции Брусилова на шхуне «Святая Анна». Оказывается, их корабль был зажат льдами в Карском море и ушел в дрейф. Штурман Валериан Альбанов увел часть команды с судна, чтобы на свой страх и риск по льду дойти до Земли Франца-Иосифа.
До сих пор в точности неизвестно, чем было вызвано это решение. Либо это был рациональный выбор, чтобы сэкономить провиант на голодающем корабле. Либо между штурманом Альбановым и капитаном Брусиловым был конфликт за внимание единственной женщины на корабле — сестры милосердия Ерминии Жданко. Из ушедших со «Святой Анны» выжило только двое — сам Альбанов и матрос Конрад, остальные потерялись или погибли в пути.
Когда на берег сошел поисковый отряд, все выжившие в двух экспедициях уже подходили на «Святом Фоке» к Кольскому полуострову. Где-то в пути они разминулись с «Гертой».
Российский триколор из листового железа
Узнав о печальной судьбе Георгия Седова, спасении его команды и неожиданном повороте в судьбе экспедиции на «Святой Анне», капитан Ислямов пытался найти потерявшихся спутников штурмана Альбанова. Для этого «Герта» ходила вдоль берегов архипелага.
Но главное решение этой кампании было принято сразу на мысе Флора: ввиду начавшейся войны России и Австро-Венгрии Ислямов распорядился поднять над Землей Франца-Иосифа российский триколор и объявить её частью российских владений. Для прочности флаг был изготовлен из листового железа, а честь водрузить его выпала сыновьям Исхака Ибрагимовича.
Правительство, всецело занятое военными вопросами, не спешило закреплять новое приобретение официально, но первый шаг к освоению самых северных российских земель был сделан. Уже на 1915 год было запланировано строительство прототипа будущих полярных станций — русского дома-убежища на мысе Флора. Изображение дома под триколором появилось в журнале Главного гидрографического управления «Записки по гидрографии». Окончательно статус Земли Франца-Иосифа был определен в 1926 году, когда она была объявлена частью арктических владений СССР.
Почему забыли Исхака Ислямова?
Никто так и не узнал, что стало со шхуной «Святая Анна», её капитаном Георгием Брусиловым и оставшейся на борту командой. Это одна из нераскрытых морских загадок. Только через двадцать лет удалось узнать судьбу геолога Владимира Русанова и судна «Геркулес», когда в 1934 году на островке близ Таймыра нашли надпись «Геркулес. 1913».
Память об исследователе и флотоводце Исхаке Ислямове тоже затерялась в событиях ХХ века. В отличие от Георгия Седова, имя которого было увековечено в СССР наряду с самыми важными героями революции. Причина забвения — в том выборе, который Ислямов сделал в годы Гражданской войны.
Подробности жизни Ислямова после революции интересно рассказаны Шамилем Насеровым в биографии мореплавателя. Уйдя в отставку в звании генерал-лейтенанта в 1917 году, Ислямов включился в деятельность татарского национального движения. Был избран заместителем председателя Мусульманского военного совета Петроградского военного округа, участвовал в передаче верующим мусульманам Корана Османа, собирался вступить в Петроградский мусульманский батальон, создававшийся по инициативе Мулланура Вахитова.
Но эта деятельность не продолжилась долго из-за новостей, приходивших из Казани в начале 1918 года. Здесь выборные татарские органы оказались в конфликте с советской властью. Город был разделен на часть, подчинявшуюся Казанскому совету, и татарскую «Забулачную республику». Кровопролития удалось избежать, лидеры «Забулачной республики» были арестованы, а генерал-лейтенант Ислямов после этого отправился на Юг России к белым, где служил на Черноморском флоте в Одессе. Оттуда он уехал в Стамбул, где скончался в 1929 году.
Благодаря татарским общественникам и энтузиастам истории флота имя выдающегося исследователя больше не относится к числу забытых. А главное свидетельство его деятельности видно на любой географической карте России. Это Земля Франца-Иосифа — как 16 134 квадратных километра российской территории. Стратегический пункт для военных и экономических интересов России в Арктике, место притяжения научных экспедиций и туристов, сокровищница северной природы.
Автор материала Марк Шишкин
История уникальная вещь! Читаешь и думаешь как вообще это все было раньше, сопоставляешь факты, хорошо что есть люди разбирающиеся в истории, смотреть какие то фильмы, знать, понимать. Кайф
Ладно что у нас есть люди которые прям подкованы в вопросе истории и исторических фактов, хоть от них реально можно много что узнать. Я не люблю читать, а вот истории слушать да мое