Китайские инвестиции в Татарстан: как республика развивает отношения с восточным партнером

Проекты с участием бизнеса из Китая стали развиваться в РТ еще до пандемии. Но сейчас экономические отношения с КНР для республики стали особенно важными. Разбираемся, где в республике применяются китайские инвестиции и какая от этого выгода для обеих сторон.

Товарооборот Татарстана с Китаем по итогам 2023 года вырос вдвое и превысил $3 млрд. Об этом заявил раис Татарстана Рустам Минниханов в ходе своего визита в КНР этим летом.

Тенденция роста торгового оборота России с Китаем фиксируется последние несколько лет. По итогам 2021 года, когда пандемия COVID-19 пошла на спад, он увеличился на 35,8% и достиг $146,88 млрд, а в 2022 году этот показатель вырос еще на 29,3%, до $190,2 млрд. Санкции, последовавшие после начала СВО, ускорили этот процесс. По данным таможни Китая, за 11 месяцев 2023 года его товарооборот с Россией достиг исторического максимума в $218,2 млрд, сообщает Коммерсант. 

Татарстан стремится держаться в авангарде российской экономики: в 2022 году объем торговли с Китаем здесь вырос более чем на 58% и достиг рекордных для региона $1,6 млрд. В первом полугодии 2023 года этот показатель достиг $1,47 млрд, или 92% от уровня всего 2022 года. В итоге за прошлый год торговый оборот с КНР вырос почти вдвое.

— У нас путь только в сторону Китая, и мы активно будем двигаться, — заявил Минниханов на полях форума РОСТКИ осенью 2023 года.

Тогда же он анонсировал, что в ноябре 2024 года пройдет второй форум. Среди заявленных есть такие непростые темы, как: «Китайский автопром: захват рынка России», «Объединяя просторы: о развитии транспортного сообщения между Татарстаном и Китаем по маршруту «Западная Европа – Западный Китай», «Россия и Китай: международные валютные операции и другие».

Татарстан достаточно давно наводит мосты к восточному соседу России. В 2012 году Казань и Шэньчжэнь назвались городами-побратимами, а в 2014 году Татарстан и китайская провинция Хунань заключили соглашение о сотрудничестве. Не последнюю роль в этом процессе сыграет и присутствие председателя КНР Си Цзиньпиня на саммите БРИКС, который пройдет этой осенью в Казани.

По словам Минниханова, у Татарстана подписано семь соглашений с китайскими провинциями и множество документов между муниципальными образованиями. Казань поддерживает побратимские связи с шестью городами КНР. Глава Агентства инвестиционного развития Татарстана Талия Минуллина говорила, что самые частые гости республики — делегации из Китая.

Кооперация по всем направлениям

— Укрепление сотрудничества с Азией для республики очень важно. Хочу отметить высокий уровень взаимоотношений нашей республики с Китаем, — отмечал в свою очередь вице-премьер республики — министр промышленности и торговли Олег Коробченко в июле этого года, когда Казань в очередной раз посетили чиновники и бизнесмены КНР.

По словам Коробченко,  Татарстан развивает кооперацию с Китаем по разным направлениям. Это не только инвестиции и промышленность, но и наука, образование, гуманитарные связи. Так, в Казани обучаются 2,5 тысячи китайских студентов. А китайский язык учат чиновники АИР.

KazanFirst

Заместитель главы АИР Марина Епифанцева сообщала, что китайские компании уже инвестировали в республику более $225 млн. Но конкретные данные за последний год чиновники не сообщают.

На фоне санкций официальные показатели иностранных инвестиций в Татарстан невелики. По информации KazanFirst, вложения из Китая составляют около 20% от общего объема иностранных инвестиций.

Особенно много вложений китайских инвесторов в территории опережающего развития (ТОР) в Набережных Челнах и Нижнекамске. Здесь есть производство крупногабаритных полимерных изделий «Индел», производство тонколистовой окрашенной рулонной стали «Камасталь», завод по производству стекла для бытовой техники «Кама Технология», производство строительных металлических конструкций «ЦМК», а также ряд других предприятий.

Китай целится в автопром

Китай инвестирует в автомобильную отрасль нашей страны. К 2024 году КАМАЗ выпустил 5 тысяч легких коммерческих грузовиков «Компас». Автомобиль собирается методом крупноузловой сборки из комплектующих китайского JAC. Компания делает большую ставку на этот проект. Традиционно в сегменте LCV доминировал Горьковский Автозавод. Челнинский гигант намерен отнять у нижегородцев хотя бы четверть рынка. Добиваться этого намерены за счет наращивания масштаба локализации производства, а также расширения продуктовой линейки.

В КАМАЗе рассчитывают, что через 6 лет завод будут продавать до 26 тысяч «Компасов». И если JAC будет поддерживать татарстанскую компанию как прежде, есть основания считать, что такая цель достижима. Однако, по сути, китайский автопром потеснит отечественных производителей.

KazanFirst

Противопоставить китайцам автомобильным компаниям России практически нечего, констатирует главный редактор «За рулем» Максим Кадаков.

— Выдержать прямую конкуренцию с китайским автопромом практически невозможно. Там мощности 30 млн автомобилей в год и рынок доходил до потребления такого объема. Сейчас выпускается 23-25 млн автомобилей в год. У нас дай бог если будет 1,5 млн, тогда мы будем прыгать и визжать от счастья. 1,5 млн и 25 млн — совершенно несопоставимые объемы, совершенно разные вложения, совершенно другие мощности и гораздо ниже себестоимость. Все, что мы делаем здесь, по себестоимости намного превышает продукцию из Китая. Поэтому прямая конкуренция просто обречена.

Отметим, что АвтоВАЗ регулярно требует повысить утилизационный сбор. Из этого следует, что продукция геополитического партнера России выталкивает тольяттинского гиганта в бюджетный, низкомаржинальный сегмент автомобильного рынка. Повышения утильсбора ждут и на КАМАЗе. Под натиском китайских грузовиков теряет свою долю рынка и его продукция. Впрочем, защищают российские предприятия не только пошлины. Для развития российско-китайской кооперации нужна эффективная система путей сообщения и логистические хабы.

В Мамадыш через Париж

В мае этого года должен начать работу логистический комплекс имени Дэн Сяопина в особой экономической зоне (ОЭЗ) «Алабуга». В мае 2023 года было подписано соглашение между ОЭЗ «Алабуга» и ПАО «ТрансКонтейнер», согласно которому оказание терминальных услуг начнется 1 сентября 2024 года. Предполагается, что терминал будет способен обрабатывать до восьми контейнерных поездов в сутки. Грузооборот составит 100 тыс. контейнеров, или 2,4 млн тонн грузов в год. Начальная площадь проекта — 65 гектаров, длина контейнерной площадки — 1,05 км. Шесть железнодорожных путей длиной 1,1 км каждый и складские помещения общей площадью 100 тыс. кв. м.

KazanFirst

Есть ли доля китайских инвестиций в этом проекте, сказать невозможно. Даже проекты, на реализацию которых он ориентирован, пока не афишируются. Поскольку терминал входит в состав промпарка «Этилен 600», очевидно, что первоначально он будет загружен продукцией «Нижнекамскнефтехима», которая теперь везется в Китай.

Но маловероятно, что комплекс ограничится только этим. Директор ОЭЗ «Алабуга» Тимур Шагивалеев заявлял ранее, что терминал будет отправлять полимеры и принимать компоненты для различных предприятий, а также товары для электронной коммерции. «Будет обеспечена возможность разгружать и растаривать сборные контейнеры на экспорт и импорт коммерции», — цитирует его «Коммерсантъ». Из открытых источников известно, что на реализацию проекта выдан кредит суммой 56 млрд рублей, но источник финансирования не указан.

Раньше китайские товары попадали к нам через Европу.

— Было несколько маршрутов. Самый дешевый через Европу, через Германию или через Голландию. Срок — 65 дней. Ставки там были самые низкие в отличие, например, от автомобильных перевозок. Выходило дешевле, чем везти через границу, через Забайкальск какой-нибудь или морем до Дальнего Востока, а потом по России железкой. Мы тоже возили до Англии, — делится воспоминаниями создатель и руководитель компании «ФЭЙ»  Артур Файзрахманов. 

Сейчас товары поставляются в Россию континентальными путями. 

— До Москвы больше скоростных поездов, когда не надо вагоны держать на узловых станциях, ждать накоплений каких-то. Идут экспрессы с разных точек, с Дальнего Востока и т.д. Есть и внутренние маршруты. Для поставок в наш регион мы часто используем Екатеринбург. Везем скорым поездом до Екатеринбурга и оттуда уже автовозами к нам. Быстрее получается на неделю, — рассказал собеседник KazanFirst.  

Одним словом, пока транспортная инфраструктура оказалась плохо подготовлена для экспансии китайского торгового капитала.

— Если бы у нас с вами были железные дороги как в Китае, мы бы до Москвы доезжали за три часа, а мы едем целую ночь. Теряем время и стоимость, — жалуется Файзрахманов.

По его словам, добрую половину времени поставки товары проводят на узловых станциях. Это с неизбежностью отражается на их цене. 

— Когда товары лежат на границе, это ведет к их удорожанию, — сетует он. — Моменты, связанные с транспортом, с логистикой, необходимо улучшать, — убежден собеседник. 

Однако здесь неплохо чувствует себя финансовый капитал.

Один путь на Восток

— Китайским компаниям выгодно инвестировать в Россию, а конкретно в Татарстан, по нескольким причинам. Во-первых, это удобное географическое положение. Татарстан находится на пересечении торговых путей между Европой и Азией, что делает регион важным логистическим узлом. Во-вторых, Татарстан обладает развитой транспортной инфраструктурой, промышленным и научным потенциалом, а также благоприятным инвестиционным климатом. Эти факторы способствуют росту деловой активности и упрощают логистику в рамках инициативы «Один пояс, один путь»,  — сказал KazanFirst директор по стратегии ИК «Финам» Ярослав Кабаков.

Важнейшую роль в этом процессе играет работа органов государственной власти республики.

— В рейтинге инвестиционной привлекательности регионов Татарстан никогда не опускался ниже третьего места, — отметил Артур Николаев. — Это тоже показатель, в том числе для китайских компаний. Здесь проходят различные международные мероприятия, тот же российско-китайский форум РОСТКИ. Здесь больше всего территорий опережающего развития. В Татарстане самая большая особая экономическая зона «Алабуга», а также создана определенная инфраструктура для развития промышленного сектора — все это, вкупе с поддержкой местных инициатив федеральным центром, служит определенным знаком для китайских инвесторов, — объясняет он.

KazanFirst

В национальном рейтинге инвестиционного климата Татарстан занял второе место по итогам 2023 года. Такой результат был объявлен Агентством стратегических инициатив на ПМЭФ-2024. Эту оценку республика получила в результате опроса предпринимателей и инвесторов, которые вложились в ее экономику. Участники опроса оценивают, насколько легко войти в бизнес в Татарстане, насколько удобна инфраструктура для работы и ряд других показателей, которые закреплены в региональном инвестиционном стандарте. Интересно, что республике удалось обойти здесь такие промышленно развитые регионы, как Санкт-Петербург и Московская область. 

Партнер в нужный момент

Установить доли китайских компаний в проектах Татарстана практически невозможно. Зачастую транши идут через третьи страны.

— Информации по китайским инвестициям в российскую экономику очень мало в открытых источниках. Производят такие инвестиции международные компании, которые торгуют не только с нами, но и с другими странами. Опасаясь санкций, они часто не готовы афишировать свое участие в наших проектах, — констатирует главный финансовый эксперт Private Banking в федеральном банке Алмаз Марданшин.  

По его словам, «даже в совместных проектах китайских компаний с российскими непонятно, в каких долях представлен капитал партнеров», «хотя достаточно поверхностного анализа, чтобы понять: российская сторона не имеет технологий, чтобы реализовать такой проект без иностранной помощи».

Эксперты соглашаются, что Китай выступает важным партнером для России и Татарстана в частности на фоне проведения спецоперации на Украине.

— Санкции встряхнули производственников. До этого было ощущение, что в нужный момент все можно купить. Вот эта вот встряска показала, что надо развивать свое, а не покупать что-то разработанное и произведенное за рубежом. Единственное – есть сложности в части покупки средств производства и технологий. Тут определенные моменты замедляют темпы роста, — говорит Николаев.

— Уход из России зарубежных производителей породил дефицит как предметов потребления, так и средств производства, что спровоцировало инфляцию. Китай выступил здесь нашим геополитическим партнером и во многом предотвратил если не обвал экономики в целом, то помог избежать больших проблем, — добавляет Марданшин.

По словам Ярослава Кабакова, зарубежные инвестиции представляют интерес прежде всего для иностранных компаний, но это не всегда совпадает с интересами России. Вместе с тем он замечает, что в определенных ситуациях без них невозможно обойтись.

— Некоторые направления промышленного производства требуют иностранного участия для развития технологий, повышения общей конкурентоспособности страны и создания рабочих мест, — заключает эксперт.

Всё самое интересное в наших группах Tелеграм и ВКонтакте.


Читайте также: «Выйдем на первое место»: Татарстан оказался в числе лидеров по оформлению IT-ипотеки

Comment section

3 КОММЕНТАРИЯ
  1. Здравствуйте. Прошу Вас о помощи. Извините, что пишу здесь, больше негде.

    Сейчас ищу любую работу, но пока ничего не находится. Готов на любую подрабoтку, а сейчас дома есть абсолютно нечего. 🙁 От голода почти теряю сознаниe. Одолжить просто не у кого. Одoлжите, пожалуйста, на еду рублей 100-200. Хоть на булку хлеба, хоть на килограмм картошки.

    Eсли оставите контакты, тo я готов вернуть с первой зарплаты (переведу на карту или номер телефона). В этом случае оставьте свои контакты в личных сообщениях. Я верну 100%!

    Пополнитe, пожaлуйстa, номeр тeлeфонa нa любую сумму: 8 (952) 133-65-10 (баланс номера телефона у оператора или по СБП)

    Заранее Вам большое человеческое спасибо.

  2. Китай сейчас у нас стратегический партнер во многих сферах экономики. В условиях санкций почти половины импорта автомобилей из Китая. Неплохие машины у них. Правда пока не очень адаптированы к зиме.

  3. Вот именно такие встряски и показывают реальное положение дел. Поэтому всегда надо стараться развивать свое производство. А теперь возникают сложности в части покупки средств производства и технологий. Тем самым еще больше замедляя темпы роста.

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *