«Красивый ремонт — это не высокие технологии»: хватет ли Казани высококвалифицированных врачей

Казанцы не прекращают жаловаться на медучреждения. Причем жалобы поступают и на частные клиники. Депутаты уверены, что причина плохой подготовки медицинских специалистов заключается в вузах, которые подчиняются Минобрнауки, а не Минздраву.

Проблема дефицита медицинских работников в Татарстане известна давно. Каждый год этот вопрос обсуждают на различных коллегиях, брифингах и пресс-конференциях. По данным республиканского Минздрава, татарстанским медицинским учреждениям требуется почти три тысячи сотрудников. Особо острая нехватка педиатров: требуется 297 специалистов, из которых 120 — участковые. На втором месте по дефициту находятся терапевты — 278 человек, из них 156 — участковые. Кроме того, мы нуждаемся в 150 анестезиологах-реаниматологах, 118 онкологах, 90 психиатрах, 64 инфекционистах, 54 врачах скорой помощи и 44 патологоанатомах.

Согласно исследованию ВШЭ, численность врачей в медицинских учреждениях, подведомственных Минздраву России, снизилась с 608,7 тысячи в 2000 году до 541,5 тысячи в 2022 году. А в 2021 году в ведомстве прямо заявляли, что кадров не хватает, причем высококвалифицированных.

— Мы знаем, что в стране продолжает не хватать медицинских кадров, врачей. Но всё громче и громче мы говорим слова о том, что вопрос количества напрямую зависит от вопроса качества, — говорила замглавы Минздрава РФ Татьяна Семенова на открытии центра компетенций на базе РНИМУ им. Пирогова.

Ощущают нехватку высококвалифицированных врачей и сами казанцы. Жалобы на сотрудников поликлиник сыплются в приемные ведомств, комментарии под постами чиновников и в СМИ. Айрату (имя изменено. — Ред.) поставили диагноз «синдром карпального канала». Врач РКБ прописал мазь и бандаж, сообщил, что необходима операция: резать кистевую кость, расширять канал. Через неделю после назначенного лечения пациент перестает чувствовать руку.

На следующий прием Айрат попал к врачу из Таджикистана, который назначил совершенно другое лечение — руку нужно разминать. Упражнения помогли, боль в руке прошла.

— Я только таким образом спас руку, а так неизвестно, чем бы всё закончилось, если бы я согласился на операцию и на то, чтобы мне резали кость. У нас любят говорить про модернизацию медицинского звена. Но красивый ремонт — это не высокие технологии, — заявил Айрат.

Если верить исследованию ВШЭ, то с 2000 года численность медиков выросла с 680,2 до 744,1 тысячи. Однако сегодня 28% врачей и 18% среднего медицинского персонала работают в частных и ведомственных медицинских организациях. Однако вопросы у казанцев возникают даже к платным специалистам.

— Я посетил клинику «Медел» и разочаровался. Врачи без медицинского образования, аппаратура без прохождения техобслуживания. Анализ крови не отправили в лабораторию. Сказали, что отправят на проверку в другой город, но результат был готов уже к вечеру, — пожаловался Дамир (имя изменено). — В клинике «Айболит» не видят лимфоузел размером 2,5 сантиметра, а про те, которые 1–1,5 сантиметра, и говорить не приходится.

Независимо от того, работает ли врач в частной или государственной клинике, все они являются выпускниками медицинских вузов. Сейчас в России врачей готовят 163 вуза. В ведении Минздрава — 46, а остальные — это факультеты, которые появились сравнительно недавно, они подведомственны Минобрнауки.

В Татарстане на медиков обучает лишь один университет — Казанский государственный медицинский университет Минздрава России. Медицинские факультеты есть в парочке других университетов.

Депутат Госдумы РФ Айрат Фаррахов напомнил, что в 2012 году российские медицинские университеты адаптировали к мировым стандартам. Преподаватели из медвузов стали преподавать на медфакультетах, которые подконтрольны министерству образования и науки. Чиновник подчеркнул, что Минздрав отвечает за все, что происходит в медицине, но не может контролировать обучение.

— Необходимо это менять. Должно быть единое управление, без этого мы не сможем решить ни проблему качества подготовки специалистов, ни кадровую, — сказал Фаррахов.

Председатель Комитета Госдумы РФ по охране здоровья Бадма Башанкаев считает, что подготовка врачей должна быть под контролем министерства здравоохранения.

— Как практикующий хирург могу сказать, что вырастить настоящего специалиста способен только профессор, который сам оперирует, — добавил депутат.

В единственный контролируемый университет Минздравом РФ попасть не так просто, а поступить на бюджетное отделение, не будучи стобалльником, почти нереально. По словам ректора КГМУ Алексея Созинова, медвуз придерживается «идеологии высоких требований». Именно этим обоснован высокий — не менее 65 баллов по каждой из трех дисциплин — проходной балл ЕГЭ.

Стоит обучение в КГМУ совсем не дешево. К примеру, чтобы выучиться на стоматолога, надо заплатить за первый курс 320 тысяч рублей. В КФУ это обойдется несколько дешевле — в 265 тысяч рублей. Поэтому выбор будущих медиков очевиден.

Всё самое интересное в наших группах Tелеграм и ВКонтакте.


Читайте также: «Доступность — большая проблема»: что происходит на рынке психиатрических лечебниц Казани

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *