Действия ЦБ «ударили по здоровью компаний, и на восстановление уйдет не один год», «в тяжелом положении находятся почти все отрасли» — так предприниматели Татарстана реагируют на ключевую ставку. Решение снизить ее до 16,5%, по их мнению, уже не окажет никакого эффекта. Глава регулятора Эльвира Набиуллина предупреждает, что резко снизить ставку хотя бы до 12% нельзя — инфляция будет расти как лавина, рубль рухнет, и тогда, чтобы спасти экономику от краха, придется принимать самые жесткие меры.
Совет директоров Банка России по итогам заседания 24 октября уменьшил ключевую ставку лишь на 0,5 процентных пункта, до 16,5% годовых. Многие аналитики ожидали сохранения ставки на уровне 17%.
В своем релизе ЦБ указал, что последние месяцы активизировался рост кредитования и высокими остаются инфляционные ожидания. Текущий рост цен остается выше 4%. А годовая инфляция даже ускорилась — почти до 8,2%. В 2026-м средняя ключевая ставка будет в диапазоне 13–15%, предполагает базовый сценарий регулятора.
Большинство аналитиков ожидали, что ключевая ставка остается на уровне 17%. Напомним, ставка в 21% на историческом максимуме держалась с конца октября 2024 года, но с июня 2025-го ЦБ постепенно смягчает свою политику.
Глава ЦБ Эльвира Набиуллина рассказала журналистам, что в регулятор предметно рассматривал три сценария, в том числе сохранить ставку в 17% или снизить ее более решительно — до 16%. В том числе были разные аргументы по тому, какое влияние на рост цен окажут «разовые проинфляционные факторы». Среди них предстоящее повышение налогов, увеличение утилизационного сбора и ситуация на топливном рынке страны.
По словам Набиуллиной, повышение НДС до 22% приведет к росту цен на 0,8%, а вот влияние утильсбора сейчас оценить сложно, но оно будет не таким значительным. Еще в ЦБ пока не знают, как на российскую экономику повлияют новые санкции США, в том числе против нефтяного сектора. Как сказала глава ЦБ, «шоки на то и шоки, что случаются неожиданно».
— Многое будет зависеть от того, как будет происходить адаптация к этим санкциям. Мы знаем в предыдущие периоды, что это занимает определенное время, но адаптация происходила, — подчеркнула она.
Что будет, если резко снизить ставку до 12%?
При этом Эльвира Набиуллина рассказала, что в декабре, когда состоится следующее заседание совета директоров ЦБ, можно ожидать как дополнительное снижение, так и сохранение ставки на текущем уровне. Будут оцениваться разные факторы. Она не исключила, что могут быть сигналы, что инфляция «залипает» в 2026 году выше целевого уровня.

По текущему прогнозу ЦБ считает, что к 4% инфляция вернется только во второй половине следующего года. В начале года она будет выше.
Председатель Центробанка настаивает, что резко снижать ставку сейчас невозможно.
— Давайте представим вариант, что Центробанк, несмотря на инфляционные риски, снижает ставку до 12%. Первое — увеличится рост спроса на кредиты. Все пойдут за кредитами. Но предложение товаров и услуг на рынке не сможет вырасти так быстро, — рассказала она.
По ее словам, «результат очевиден: инфляция вырастет намного выше 12%» и «пойдет лавинообразный процесс». В результате инфляция каждый месяц будет ускорятся, напомнила Набиуллина об опыте других стран и России в 1990-е годы.
— Вырастет спрос на импортные товары, не будет желания сберегать в рублях. Это значит, что сильно ослабнет курс. В конце концов, это сильно ударит по благосостоянию граждан. С инфляцией все равно придется бороться, но более радикальными методами, — резюмировала Эльвира Набиуллина.
«Если хочешь получить хороший надой, надо хорошо кормить корову»
Первый вице-президент Ассоциации малого бизнеса Татарстана Роберт Закиров считает, что 16,5% — это «все равно убийственная ставка».
— Нужно значительное снижение ключевой ставки, чтобы бизнес мог спокойно развернуться и работать. А не думать о том, что, взяв кредит, он может попасть в банкротство и не сможет рассчитаться с этим кредитом, — заявил он KazanFirst.
По его словам, «если бы были низкие проценты, банки смело раздавали деньги — бизнес бы расцвел, все спокойно вздохнули».
— Если ты хочешь получить хороший надой от коровы, ее надо хорошо кормить. А если ты щепотку сыплешь муки и немножечко даешь сено, ты молоко хорошего качества не получишь. А бизнес нужно кормить дешевыми деньгами, чтобы он развивался и мог позволить себе покупать новые технологии, внедрять ноу-хау, — указал Закиров.
По его словам, «российский народ, в том числе татарстанский, постоянно живет надеждами на лучшее будущее».
«В тяжелом положении находятся почти все отрасли»
— Высокая ставка держалась так долго, что сейчас постепенное снижение не исправит всех негативных последствий. Очень сильно ударили по здоровью компаний, и на восстановление уйдет не один год. В тяжелом положении находятся почти все отрасли, особенно производства и смежные с ними компании, — сказал KazanFirst гендиректор ГК «Далини», депутат Госсовета Татарстана и руководитель республиканского отделения «Новых людей» Руслан Нигматулин.

По его словам, для развития промышленности нужна ключевая ставка не более 7-8%. А если она останется более 14-15 процентов, то «очень высок риск, что многие компании не переживут этот кризис».
— Вдобавок нагрузка на предприятия существенно вырастет за счет налоговой реформы. Новая ставка ЦБ уже не перекроет все потери, — предупредил парламентарий.
— Что тут комментировать? 16,5% лучше, чем 17%, но хуже, чем 16%. Конечно, хорошо, что снизили, но жалко, что немного, — заявил заместитель председателя Торгово-промышленной палаты РТ Сергей Карпухин.
Он надеется, что «постепенно будет происходить снижение и дальше».
— Вы же сами видите, какая сейчас обстановка в мире, в стране. Поэтому ЦБ как-то реагирует по своим мотивам, исходя из текущей ситуации. В любом случае дорогая ставка. Но это дешевле, чем в начале года 21%, особенно когда ты вынужден брать кредит и нет никакой альтернативы. В любом случае меньше расходов будет уходить. Но это тяжелая ставка, — подчеркнул собеседник KazanFirst.
«Набиуллина без проблем может пожертвовать экономическим ростом»
— Снижение ключевой ставки с 17 до 16,5% не окажет положительного влияния, так как это незначительная величина. Даже если учесть, что общий тренд идет на снижение, это все равно никак не скажется на бизнесе, — заявил KazanFirst финансовый директор ООО «Проминдустрия», депутат Госсовета РТ от КПРФ Николай Атласов.

По его словам, такая ставка все равно велика, процент по банковским кредитам для бизнеса еще выше, и это не позволяет бизнесу, особенно малому, эффективно использовать кредитные ресурсы для развития.
— Я в принципе не жду в обозримом будущем какого-то радикального снижения ставки, так как в основе действий Центробанка России – сдерживание инфляции (в их понимании). Нужно исходить из того, что в глазах нынешнего руководства ЦБ ставка – это не инструмент поддержки бизнеса. Набиуллина без проблем может спокойно пожертвовать экономическим ростом, если будет считать, что он угрожает инфляции. Поэтому я и не вижу смысла сейчас обсуждать вопрос, как снижение ставки на полпроцента отразится на бизнесе, — указал Атласов.
По его словам, чтобы «бизнес почувствовал реальный эффект, нужно снизить ставку до 12-13%».











Каждый кризис рождает новое поколение коммерсантов. Кто-то расслабился и переоценил возможности по выплате кредитов, их смоет волна кризиса. Более скромные и устойчивые останутся. А свободные места займут новые, голодные до денег, будущие банкроты и крепкие середнячки.
То же самое в спорте и музыке. Если просто залезть на вершину и расслабиться, быстро оттуда слетишь. Нужно всегда быть начеку.