Провал мусорной реформы в Татарстане налицо

В авторской колонке, написанной специально для KazanFirst, депутат Госсовета Татарстана от КПРФ Николай Атласов рассуждает о перспективах мусорной реформы.

Мусорная реформа снова в повестке. Правда, та картинка, которую нам рисуют с официальных трибун, и та, которую мы видим на земле, сильно расходятся между собой.

В своем послании Федеральному собранию Президент России Владимир Путин отметил весьма значительные достижения в сфере реформирования отрасли по обращению с отходами.

Президент России заявил, что за последние пять лет в 53 регионах страны ликвидировано 128 крупных свалок в городах и 80 объектов накопленного экологического вреда (в последнем случае подразумеваются места скопления промышленных отходов). Также было заявлено, что в предстоящие 6 лет, то есть до 2030 года, будет ликвидировано не менее 50 таких «точек высоких экологических рисков».

Далее Владимир Путин высказал абсолютно разумную мысль о необходимости «создавать стимулы для бизнеса и внедрять зеленые технологии, переходить на экономику замкнутого цикла». При этом он отметил, что в России уже «с нуля создана современная отрасль обращения с отходами», для обработки и утилизации которых построены 250 предприятий. К 2030 году поставлена задача сортировать «все твердые отходы и не менее четверти из них использовать вторично». Для реализации данной цели будет построено «еще порядка 400 объектов по обращению с отходами и восемь экопромышленных парков».

Довольно впечатляющая картина, если судить по отчетным цифрам и заявленным планам. Я понимаю, что президент страны свои заявления сделал на основании отчетов ответственных ведомств во главе с вице-премьером РФ Викторией Абрамченко. И навряд ли у Путина, при его нынешней колоссальной нагрузке, есть возможность досконально разобраться в реальной картине хода мусорной реформы. А она, заметим, не такая позитивная, потому что сообщения из регионов выбиваются из той картинки, которая обрисована в президентском послании.

Еще в декабре 2023 года председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила (цитата по порталу «Новый день»), что «качественного сдвига с переработкой и утилизацией отходов с момента старта мусорной реформы не произошло на фоне того, что региональные операторы заняты просто освоением денег». Свои выводы Матвиенко сделала по итогам отчета профильного комитета Совета Федерации по ревизии сферы обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО). Комментируя результаты пятилетнего мусорного «реформирования», спикер отметила: «Куда в регион не приедешь, губернаторы жалуются, что региональные операторы непонятно кто, непонятно как работают, плохо работают, их уволить никак нельзя. В итоге, хотя население платит за вывоз мусора, качественного улучшения далеко не везде видно. Такое ощущение, что региональные операторы воспринимают себя как финансовые менеджеры по управлению финансами, которые собирают с населения, а не озаботились серьезно качеством вывоза мусора, утилизации, сортировки, переработки. Прорывных вещей особо не наблюдается, поэтому надо заняться серьезно этой темой».

Матвиенко также выразила недовольство работой главы Российского экологического оператора (РЭО) Дениса Буцаева, непосредственно отвечающего за реализацию мусорной реформы. Вот некоторые цифры, характеризующие «успехи» РЭО. Пять лет назад была поставлена цель к 2023 году ввести в эксплуатацию мощности по обработке 29,4 млн тонн отходов и утилизации 18,5 млн тонн отходов (в сумме – 47,9 млн тонн). Однако уже через два года эти показатели были сокращены до 8,87 млн тонн, то есть снижены в 5,5 раза. При этом, отмечают отраслевые эксперты, эти показатели были дополнены словом «размещение» отходов, что позволяет РЭО отчитываться не только перерабатывающими мощностями, но и новыми свалками, которые вводятся для захоронения отходов, а не их переработки. Более того, к концу 2023 года указанные целевые показатели были снижены еще более чем в два раза – до 4 млн тонн, а сроки реализации отодвинуты до 2025 года. Вот вам реальная картина!

Вообще-то удивительно, как это возможно, что в декабре 2023 года третий по статусу человек в государстве – Валентина Матвиенко публично заявляет об отсутствии «прорывных вещей» в области мусорной реформы, а через два месяца Владимир Путин в своем послании констатирует крупные достижения в этой сфере? Почему так получается, что оценки результата одного и того же процесса – мусорного реформирования – у двух высокопоставленных официальных лиц кардинально расходятся друг с другом? Это большая проблема, так как подобное расхождение демонстрирует, что у государства нет единой позиции по данному вопросу, а значит, нет адекватного решения.

Что уж говорить, если незадолго до выступления Путина в феврале этого года ответственная за мусорную реформу вице-премьер РФ Виктория Абрамченко, через которую, очевидно, проходили бравурные отчеты, включенные в президентское послание, на совещании в Абакане (Хакасия) сама же жестко раскритиковала регионы Сибирского федерального округа (СФО) за провал мусорной реформы. По ее словам, в СФО сегодня утилизируют всего около 2% ТКО, и по этому показателю округ занимает последнее место в России. А по объему отходов, направляемых на обработку, то есть сортировку, Сибирь обошла только Дальний Восток. Отметим, что на начало 2024 года, согласно официальным данным (достоверность которых, на мой взгляд, сомнительна), в среднем по России показатель утилизации отходов составлял 12%, а показатель обработки – 53%.

А что же в других регионах, не входящих в СФО и ДФО? Да в общем-то то же самое, о чем говорила Матвиенко.

В Вологодской области, как сообщают местные СМИ, за пять лет мусорной реформы тарифы на вывоз отходов для населения поднялись в пять раз, в то время как местные региональные операторы пребывают в предбанкротном состоянии. Депутат Вологодского областного заксобрания Виктор Леухин напомнил местной власти, что «в начале реформы с высокой трибуны нас уверяли в том, что разницу от повышения тарифов на мусор пустят на строительство заводов по сортировке и переработке отходов, обустройство полигонов, демонстрировали план-графики по строительству и обустройству этих объектов, где фигурировал, помнится, 2022 год. Пять лет прошло. Где все это?»

Теперь о ситуации в Архангельской области. Единственное значимое достижение в этом регионе – это закрытие скандального проекта Шиес по захоронению в области московского мусора. При этом, подводя итоги пяти лет реформы, министр природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области Игорь Мураев в интервью местному телевидению заявил, что предполагается (заметим, по прошествии пяти лет реформы только предполагается!), что «все отходы будут направляться на легитимные объекты обращения, эти отходы будут сортироваться, часть из них будет направляться на вторичную переработку, и в два раза область должна снизить количество отходов, которые захораниваются. Сейчас мы захораниваем практически все 100%». Когда слышишь эти слова, так и хочется воскликнуть: А что вы делали пять лет, в течение которых шла реформа? Получается, что за пять лет в Архангельской области не построено ничего и все отходы до сих пор полностью захораниваются.

И похожая ситуация в большинстве регионов России.

А теперь о ситуации в регионе, который считается одним из передовиков в сфере реализации мусорной реформы, – это Московская область. Как сообщает портал «Новый день», крупнейший мусорный оператор Подмосковья «РТ-Инвест», оперирующий в трех кластерах из семи, готов передать свои активы властям области за 1 рубль, чтобы сконцентрироваться на проекте строительства заводов по термической обработке мусора. Решение продать активы за символическую сумму, очевидно, говорит о том, что финансовое состояние «РТ-Инвеста» далеко от благополучного, иначе компания не стала бы бесплатно отдавать дорогостоящие активы. Такое решение возможно лишь в том случае, если эти «активы» в реальности являются тяжелой финансовой ношей, то есть пассивами, и компания торопится сбросить их на баланс властей. Как минимум это свидетельствует о степени эффективности менеджмента. А уж каков будет результат, когда «РТ-Инвест» сконцентрируется на мусоросжигательных заводах, одному Богу известно.

Тем более что со строительством тех самых мусоросжигательных заводов (МСЗ) тоже не все ясно. Например, в Татарстане остановлено строительство МСЗ под Казанью, который является одним из проектов «РТ-Инвеста». Причем информация об этом публично появилась 27 февраля, то есть за два дня до президентского послания. В одном из предыдущих посланий Путин, помнится, рассказывал, какое прекрасное будущее ждет мусорную отрасль России, когда в нашей стране появятся МСЗ. Однако в нынешнем послании эту тему обошли стороной, потому что нечем гордиться. Проекты МСЗ встали на паузу, так как «РТ-Инвест» вложился в швейцарско-японскую технологию «Hitachi Zosen Inova», заплатил деньги, но ничего не получил взамен – из-за санкций.

Когда в Татарстане объявили об остановке строительства МСЗ, люди в соцсетях справедливо возмутились провальным проектом, на который потрачены огромные деньги. При этом в республике, понадеявшись на МСЗ, за пять лет мусорной реформы так и не построили ни одного объекта, потому что рассчитывали сжигать половину мусора, образуемого в регионе, в топках МСЗ. Но завода, который уже должен был работать (первоначальная дата запуска – 2022 год), до сих пор нет. И когда появится, не ясно.

Как только поднялась шумиха, «РТ-Инвест» тут же отреагировал заявлением, что строительство завода под Казанью возобновят, а использовать в нем будут китайские технологии. Какие это будут технологии, до сих пор не ясно, а значит, дата возобновления строительства тоже в тумане. Более того, переход на китайские технологии предполагает дополнительные миллиардные затраты, которых у «РТ-Инвест», как сообщалось ранее, тоже пока нет. И это еще не считая того, соответствуют ли китайские технологии мусоросжигания российским экологическим стандартам.

В общем, провал мусорной реформы в Татарстане налицо. Пять лет реформирования ушли впустую, и это не считая огромных финансовых потерь. Впрочем, в официальных отчетах об этих проблемах явно предпочтут умолчать, потому что смотреть на мир сквозь розовые очки намного приятнее.


Спасти Казань от участи гигантской свалки: регоператор просит помощи у бизнеса