Депутат Госсовета Татарстана от КПРФ Николай Атласов в авторской колонке, написанной специально для KazanFirst, рассуждает о возможных последствиях в случае принятия законопроекта Клишаса-Крашенинникова о муниципальной реформе.
На прошлой неделе одним из главных событий информационной повестки Татарстана стало заседание Госсовета республики, на котором было заявлено о несогласии республики с федеральной концепцией муниципальной реформы.
Стоит напомнить, что, согласно принятому в январе 2022 года в первом чтении проекту Федерального закона «Об общих принципах организации МСУ в единой системе публичной власти», предлагается упразднить двухуровневую систему муниципальной власти путем ликвидации местного самоуправления на уровне поселений. Если говорить прямо, предлагается ликвидировать низовой уровень – местные советы в городских и сельских поселениях. Данный законопроект кардинально ломает устоявшуюся систему местной власти. Не удивительно, что это встретило значительное сопротивление внутри российского общества, поэтому уже почти три года этот законопроект, принятый в первом чтении еще в январе 2022 года, лежал под сукном. Но недавно приняли решение вернуться к этому вопросу.
Следует напомнить, что инициаторами этого законопроекта являются председатель комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас и председатель профильного комитета Государственной Думы Павел Крашенинников.
На мой взгляд, принятие концепции муниципальной реформы по своим разрушительным последствиям сравнимо с политическим землетрясением. Потому что ликвидируется та власть, которая наиболее близка к народу и которая в силу этого наилучшим образом ощущает общественные настроения и реагирует на них.
Надо отдать должное руководству Татарстана в лице Рустама Нургалиевича Минниханова, который открыто встал на защиту интересов людей. Свою позицию республика сформулировала в 59 поправках к федеральному законопроекту, которые были направлены для обсуждения перед вторым чтением. Всего же от регионов поступило 940 поправок. Уже сейчас федеральный законодатель, увидевший широкое недовольство в регионах муниципальной реформой, принял решение продлить переходный период до 2035 года. Однако это паллиативное решение, которое лишь откладывает проблему, но не решает ее.
Хочу особо отметить выступление руководителя фракции КПРФ в Госсовете Татарстана Хафиза Миргалимова. Он абсолютно верно заявил, что местные советы на поселенческом уровне являются главной инстанцией для избирателей. Это именно те органы, куда жители идут в первую очередь для решения своих проблем, – к местным депутатам, председателю, потому что эти проблемы затрагивают их жизненные вопросы. Уничтожение местных советов на поселенческом уровне приведет к тому, что для решения любого вопроса необходимо будет обращаться в райцентр. А это резко снижает качество управления и ответственность перед населением. Хафиз Миргалимов абсолютно верно предъявил претензии к парламентскому большинству, которые не знают, как функционирует власть на низовом уровне и насколько она жизненно необходима.
Хочу отметить, что фракция КПРФ в Государственной Думе поддерживает позицию Татарстана и раиса Рустама Минниханова. Председатель КПРФ Геннадий Зюганов в своем обращении к руководителю нашей республики отметил, что полностью разделяет озабоченность Татарстана по поводу законодательной инициативы Клишаса-Крашенинникова. Как отметил Зюганов, «впервые в России более чем за 100 лет предлагается ликвидировать самый близкий к гражданам уровень публичной власти – уровень городских и сельских поселений. Органы местной власти этого уровня предлагается заменить старостами-общественниками и назначаемыми территориальными администрациями. Будут ликвидированы выборные органы власти, представленные местным депутатским корпусом, составляющим около 100 тысяч инициативных граждан. Будет ликвидировано не менее 30 тысяч муниципальных должностей. Подобная практика не только приведет к совершенно неуместной в настоящее время кадровой чехарде, но и может подорвать доверие власти к политическим институтам. Подобная политика тем более ошибочна в отношении таких регионов, как Татарстан, где создана эффективная и долгое время качественно работающая система местного самоуправления».
В обращении Геннадий Зюганов проинформировал Рустама Минниханова, что фракция КПРФ еще на уровне первого чтения выступала против данного законопроекта, а также поддержала представленные республикой поправки к нему. Кстати, в думской фракции КПРФ главным идеологом продвижения инициатив в интересах Татарстана является Артем Прокофьев. Насколько мне известно, именно он готовил вышеуказанный документ, а также принимал участие в подготовке критических возражений от лица фракции в отношении разрушительной муниципальной реформы.
Выступление Рустама Минниханова перед депутатами Госсовета РТ отличалось продуманной логикой и высокой степенью убежденности в правоте своей позиции. И понятно почему. В отличие от Клишаса и Крашенинникова, которые никогда не работали на муниципальном уровне и не знают, что это такое (и тот и другой теоретики, а не практики), у Рустама Нургалиевича большой опыт работы на местном уровне, и он прекрасно знает, что любая районная власть в своей деятельности всегда опирается на поселенческий уровень. Не будет в поселениях представительной власти – советов – не будет опоры для вышестоящего уровня. А значит, такую власть будет намного легче расшатать внешнему врагу, особенно сейчас, когда идет СВО.
Хотелось бы также отметить очень меткое замечание Минниханова относительно KPI. Если перефразировать его слова, то смысл сводится к тому, что федеральный центр, с одной стороны, требует от руководителей регионов высоких показателей удовлетворенности населения от работы власти, а с другой – уничтожает важнейший инструмент, который способен внести большой вклад в обеспечение этой удовлетворенности. И это все потому, что на вершине законодательной пирамиды засели теоретики, которые не знают, как устроена глубинная Россия и от чего зависит благополучие населения.
Если результатом муниципальной реформы станет ликвидация местного самоуправления на уровне поселений, это не усилит, а ослабит власть в России. И это будет только на пользу внешним врагам, мечтающим о том, как развалить нашу страну изнутри.
Ликвидация местного самоуправления на уровне поселений делает управление менее эффективным и создает почву для недовольства. Это ослабляет общественное единство и может быть использовано внешними силами для дестабилизации регионов.
Укрупнение административных единиц в некоторых регионах, например в Тульской области, позволило привлечь более квалифицированных специалистов, так как районные администрации стали предлагать более высокие зарплаты, чем местные советы.
В сельских поселениях Алтайского края жители жалуются, что после ликвидации местного управления они потеряли возможность оперативно обсуждать и решать вопросы землепользования. Это привело к конфликтам между фермерами и властями районного уровня, усилив социальное напряжение.
В Тверской ликвидировали сельсовет,стал городским округом. Не решить ни одного вопроса.Дороги- грейдер раз в год перед 9 мая, освещения нет, опоры линий эл.передач держатся только на проводах. И таких вопросов уйма.
«Долой власть народа! Вся власть эффективным менеджерам!» Редкий случай, но тут с коммунистами я согласен.
надо избавляться от менеджеров-теоретиков..хватит ставить опыты над страной
не могу смотреть и слушать этих самодовольных
По идее сейчас у председателей сельсоветов ни осталось никакой прав. Всё справки давно в городе получаем. Вообще не знаю, чем занимается сельсовет, да ещё в каждом сельсовете десяток депутатов. В местные депутаты в сёлах никто ни идёт, только лишние деньги на якобы «выборы». Считаю ликвидацию сельсоветов правильным решением. Сейчас нет от них никакой пользы. В новом законе прописано, что будет один ответственный специалист от администрации и это очень хорошо, для чего всё эти выборы, траты лишние, да ещё и депутатов десяток в каждой деревне.
У нас в деревне несколько домов осталось, есть сельсовет, только уже давно никакие справки там не выдают, всё в городе. Председатель сельсовета постоянно дома, в сельсовете секретарь отчёты делает, вот и вся работа. Что не спроси, они говорят, что это не в их компетенции. Может и вправду лучше, чтоб был назначен грамотный человек от администрации для решения вопросов, с него хоть спросить будет кому. А эти только зарплату получают.
Раскудахтался главный бандит и антинародный грабитель, у которого брат глава и бандит в районе)) эксперт хренов
Татарская власть себя дискредитировала..в селах одно варье сидит, ничего для народа России не делает…всё ждут подачек с бюджета…а самое главное их не избирают, а назначают…поэтому всех убрать и полставки..на работы…