Почти в пять раз может увеличиться налоговая нагрузка на компании, добывающие песок, щебень и глину в Татарстане. С идеей пересмотреть порядок расчета НДПИ для них выступили Госсовет и Минэкологии РТ. Если законопроект одобрят, то бюджет республики дополнительно получит 500 млн рублей. По словам экспертов, часть добычи «осуществляется либо в серой зоне, либо с искусственно заниженными ценами». Но это приведет к росту цен на стройматериалы.
Госсовет Татарстана направил в Совет законодателей РФ проект поправок в Налоговый кодекс России. Депутаты республики предложили изменить правила расчета налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для неметаллического сырья, которое используется в основном в строительной отрасли.
Речь идет только об общераспространенных полезных ископаемых (ОПИ), которые добываются на участках недр местного значения. Как правило, к ним относятся песок, гравий, щебень, глина, известняк, мел, торф и так далее. Налог на них полностью зачисляется в бюджет субъекта РФ.
Сейчас ставка НДПИ при добыче неметаллического сырья, используемого в основном в строительной индустрии, составляет 5,5% от стоимости полезных ископаемых. Но Госсовет Татарстана предлагает установить фиксированную ставку — 34 рубля за кубический метр.
Принятие поправок приведет к дополнительным доходам бюджета Татарстана примерно в 500 млн рублей, говорится в пояснительной записке к законопроекту.

В 2023 году казна республики получила лишь 131,9 млн рублей. Тогда объем добычи ОПИ в регионе составил 18,9 млн куб. м.
Как подсчитали депутаты, стоимость одного кубометра ОПИ в Татарстане составила лишь 126,9 рубля. Но, по данным Росстата, средняя цена ОПИ в России близка к 650 рублям за куб. м.
Бюджет Татарстана будет в плюсе, других регионов — тоже
В связи с этим и предлагается изменить порядок расчета налога. Депутаты подчеркнули, что такая система, когда налоговой базой является количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении, уже применяется для нефти, газа и угля. При этом налоговая нагрузка на добычу ОПИ теперь вырастет в регионе примерно в пять раз (с 130 до 630 млн рублей).
Вместе с тем парламентарии Татарстана хотят предоставить регионам право уменьшать или увеличивать указанную базовую ставку, но не более чем в 10 раз. То есть она может варьироваться от 3,4 до 340 рублей за куб. Это будет зависеть от вида полезного ископаемого, условий его добычи и сложившихся цен реализации в регионе.
«Разброс цен на полезные ископаемые от 62 до 6 200 рублей за куб. м позволит охватить все варианты стоимости ОПИ для расчета НДПИ на территории РФ», — уверены в Госсовете республики.
Парламентарии подчеркивают, что в плюсе останется не только Татарстан. Принятие законопроекта «окажет положительное влияние на доходную часть бюджетов других субъектов РФ».

Напомним, по итогам 2024 года казна Татарстана получила профицит в 16 млрд рублей. Проект бюджета на 2025 год изначально был запланирован с превышением расходов над доходами в 13,5 млрд рублей. Однако на сессии в июне депутаты Госсовета увеличили прогнозируемый дефицит в 2,3 раза — до 31 млрд рублей. Раис РТ Рустам Минниханов предупреждал, что этот год в финансовом плане ожидается очень напряженным.
«Карьеры надо приводить в порядок»
— Расчеты показывают, что этот налог был занижен. Поэтому надо выровнять. Это касается всех регионов, — заявил KazanFirst председатель комитета Госсовета РТ по бюджету, налогам и финансам Леонид Якунин («Единая Россия»).
Он пояснил, что в этой сфере остается много проблем, «часто этими карьерами пользуются без оплаты» и «карьеры надо приводить в порядок, когда их полностью выработают».
— В любом случае надо поднимать, — подчеркнул глава комитета. — Я думаю, что ничего страшного для строителей и производителей строительных материалов не произойдет.

В пресс-службе министерства экологии и природных ресурсов РТ KazanFirst сообщили, что сейчас в республике работают 200 компаний, которые имеют 321 лицензию на добычу ОПИ. В 2024 году они добыли почти 18,9 млн куб. м полезных ископаемых.
В министерстве добавили, что не проводили расчеты, как такое увеличение налоговой нагрузки скажется на строительной отрасли. Однако отметили, что «в основном общераспространенные полезные ископаемые находят применение в дорожном строительстве», где ценообразованием занимается правительство РФ.
«Существует значительное расхождение между фактическими рыночными ценами и декларируемой налогоплательщиками стоимостью ОПИ. Это приводит к значительному недополучению налоговых доходов бюджетами субъектов РФ», — подчеркнули в Минэкологии.
Будет «умеренный рост цен на строительные материалы»
— Значительная часть добычи осуществляется либо в серой зоне, либо с искусственно заниженными объемами и ценами, — пояснил KazanFirst директор по стратегии ИК «Финам» Ярослав Кабаков.
Он считает, что предложение Татарстана установить фиксированную ставку 34 рубля за куб. м сырья и предоставить регионам право увеличивать или снижать эту ставку в пределах десятикратного коридора «обеспечит гибкость и позволит учитывать как рентабельность добычи, так и рыночную конъюнктуру в конкретной территории».
— Это может стать не только источником дополнительных доходов, но и механизмом выравнивания условий для добросовестных недропользователей, — полагает он.

В то же время Кабаков предупреждает, что «нагрузка на строительную отрасль может вырасти, особенно если региональные власти выберут верхние пределы ставок». Однако система предусматривает возможности смягчения последствий через индивидуальные коэффициенты.
— В конечном счете часть издержек, вероятно, будет переложена на потребителей, что приведет к умеренному росту цен на строительные материалы. Тем не менее в долгосрочной перспективе новые параметры НДПИ могут способствовать более устойчивому развитию региональных бюджетов и созданию прозрачной и предсказуемой налоговой среды, — подчеркивает эксперт.
Он считает, что инициатива республики может быть масштабирована и на федеральном уровне «как эффективный инструмент мобилизации бюджетных ресурсов без чрезмерной нагрузки на отрасль».
Совет законодателей заключение на законопроект Татарстана пока не вынес. Документ направили на рассмотрение комиссии по вопросам межбюджетных отношений и налоговому законодательству.
Лучше бы сначала наладили контроль, а потом повышали налоги, а не наоборот.
Это плюс не только для Татарстана, но и для других регионов, закон можно масштабировать.
Если будут выбирать верхний предел налога, а не дифференцированный подход, то будет удар по отрасли. Тут еще подумать надо.
Справедливо, кто пользуется ресурсами республики, должен платить по реальной, а не заниженной цене.