На конференции «Авиацифра-2025» в Казани выяснилось, что ведущие производители воздушной техники используют разные IT-продукты, из-за чего «дублируют ошибки друг друга». Авиаторы заявили о необходимости кооперации, чтобы удешевить производство отечественных вертолетов и самолетов, — только тогда они смогут конкурировать на мировом рынке.
Вице-премьер — министр промышленности и торговли Татарстана Олег Коробченко заявил, что цифровизация «является ключевым инструментом для улучшения качества, снижения себестоимости и увеличения объемов производства» в авиационной промышленности.
— Сейчас нам нужно улучшать качество и снижать себестоимость, чтобы конкурировать с мировым рынком. Цифровизация позволит это сделать, — сказал он на конференции «Авиацифра-2025» в Казани.
Министр подчеркнул, что Россия нуждается в самолетах и вертолетах. При этом «благодаря санкциям» появилась возможность развивать в стране собственное авиастроение, которое может стать флагманом экономики России и ключевым звеном в формировании бюджета страны, считает он.
— Отечественное авиастроение переживает сегодня новый виток развития и совершенствования. Это требует поиска новых решений, повышения эффективности производства и серьезной работы для улучшения качества продукции, — передал Коробченко участникам мероприятия обращение раиса Татарстана Рустама Минниханова.
Конференция «Авиацифра» проводится в России впервые. Мероприятие собрало менеджмент крупнейших авиационных компаний. Среди спикеров были директора IT-направлений таких структур, как «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК), «Объединенная двигателестроительная корпорация» (ОДК), структурное подразделение «Ростех» — АО «Технодинамика», ПАО «Яковлев», «Вертолеты России» и другие производственные объединения.
Напомним, Казанский авиационный завод им. С.П. Горбунова — филиал ПАО «Туполев» входит в состав ОАК. А Казанский вертолетный завод (КВЗ) — в холдинг «Вертолеты России».
Коробченко назвал Казань «столицей авиастроения России». Правда, оговорился, что так называть себя может любой город страны, где производятся самолеты.

— Без авиации невозможно представить промышленность. Это ключевая, системообразующая отрасль экономики, — заявил директор департамента цифровых технологий Минпромторга России Владимир Дождев.
По его словам, сегодня не так много стран могут позволить себе полноценный блок технологий, обеспечивающих весь цикл создания авиационной техники. Между тем эта техника определяет конкурентоспособность экономики в целом. Одновременно авиация является «вытягивающим фактором для развития и электроники, и прибористики, и различных отраслей, входящих в сегмент машиностроения, а также многих других смежных отраслей».
— Авиация — это самый квалифицированный заказчик как промышленной продукции, так и цифровых разработок. Задачи, которые ставят авиаторы, — это задачи высшего класса и уровня. Задачи, над которыми трудятся тысячи и десятки тысяч человек по всей нашей стране, — заключил он.
«Технологическая независимость привела к тому, что все независимы друг от друга»
Основная часть выступлений была посвящена проблемам конкуренции и необходимости кооперации в процессе проектирования, производства авиационных систем и их эксплуатации.
— Если раньше мы получали технологии по мере их освоения, тестирования, достижения ими определенной зрелости и могли выбирать продукты, которые уже зарекомендовали себя, то сегодня мы столкнулись с историей, когда мир живет по принципу стартапов, когда у нас первую скрипку играет маркетолог, — жаловался директор по цифровой трансформации и информационным технологиям ОАК Иван Голубушкин.
По его словам, сложившиеся условия исключают возможность планирования. За время, пока идет процесс разработки, меняется масса параметров, которые влияют на итоги.

— В год три-четыре крупных, важных, по словам разработчика, обновления программного обеспечения (ПО) и, возможно, пять-шесть повышений ключевой ставки, — указал Голубушкин.
Он подчеркнул, что техника должна отвечать определенному набору требований заказчика по цене, летным характеристикам и эксплуатационным свойствам.
— IT, наверное, действительно тот драйвер, который поможет угнаться за этими переменами. С одной стороны, мы не можем позволить себе риск использовать непроверенные решения. С другой стороны, без этого мы сегодня уже точно будем отставать, — сказал представитель ОАК.
Но проблема в том, что на рынке множество компаний, которые чаще всего дублируют не удачные наработки, а как раз наоборот — ошибки друг друга.
— Хотелось бы, чтобы мы не ходили по одним и тем же граблям, не собирали одни и те же проблемы, а делились тем, что помогло RnD (Research and Development — исследования и разработка»), — отметил Голубушкин.
Он указал, что «у нас в ПО технологическая независимость привела к тому, что все независимы друг от друга». Каждый разработчик живет в своей собственной парадигме и разрабатывает свое собственное программное обеспечение.
Как результат — три крупнейшие компании выбрали себе в качестве будущей платформы для проектирования изделий разные продукты.
— Я могу погрузиться непосредственно в ОАК. У нас четыре дивизиона, абсолютно у каждого дивизиона свой пул. Точно так же идем каждый своей дорогой. Как только начинаются вопросы кооперации, вопросы совместимости продуктов, форматов, моделей данных, обменов и так далее. Ключевой элемент — нет пророка в своем отечестве. Все равноправные участники этого процесса, и нам очень трудно договориться, потому что у каждого своя правда и у каждого свои аргументы, — заявил спикер.
«Важно обеспечить единую цифровую среду»
— Нам нужно объединять усилия, а не изобретать велосипед. К сожалению, в настоящий момент мы продолжаем это делать и повторять ошибки друг друга, — согласился директор по информационным технологиям ПАО «Яковлев» Александр Краснов.
По его словам, «наиважнейший вопрос» — необходимость сформировать единый понятийный аппарат.
Краснов считает, что авиационным предприятиям «нужно придерживаться единой практики и политики в области управления информационными технологиями», а также выработать «общие подходы к построению IT-архитектуры между применяемыми ПО головных исполнителей».
— Если мы не договоримся о том, как выстраивать нашу IT-архитектуру, наша инженерная и производственная кооперация будет вынуждена выстраивать уникальное информационное взаимодействие с каждым из головных исполнителей, — заявил он.

Кооперация ведущих производителей позволила бы решить целый ряд задач, например, математического моделирования. Трансформация этой сферы позволила бы отойти от приобретения дорогостоящего инженерного программного обеспечения на постоянной основе и оплачивать уже готовый расчет у сторонней организации.
— В стоимость этого расчета уже будут включены и необходимые вычислительные мощности, и определенные нематериальные активы — лицензии, которые задействованы при том или ином виде операций. Это, с одной стороны, существенным образом удешевит область, а с другой — сделает моделирование и анализ более доступными, — заметил Краснов.
Еще одним примером здесь может служить эксплуатация авиационной техники.
— Важно обеспечить единую цифровую среду, в которой работают и производители авиационной техники, и эксплуатирующие организации. В противном случае нам придется всем друг с другом конкурировать. Это точно не приведет к тому, что мы будем экономить наши ресурсы, — подчеркнул он.
По словам представителя ПАО «Яковлев», применение больших данных, их привязка к авиационной технике позволит «проактивно производить изменения в конструкции и создавать новые цифровые сервисы для эксплуатантов, которые в свою очередь могут повысить эффективность».
Кооперируйся или разоряйся
При Минпромторге России уже созданы отраслевые комитеты, объединяющие специалистов профильных отраслей, которые разрабатывают общие правила и выступают в роли третейских судей. Однако, по словам Голубушкина, эти комитеты находятся в заведомо уязвимом положении.
— Есть такой треугольник — время, качество и деньги. Поскольку отраслевой комитет — история бесплатная, если мы хотим хорошее качество, то она получится достаточно длинная. А хотелось бы быстро, в разумные сроки получить от этого действительно пользу.

Впрочем, не исключено, что вопрос решится сам собой.
— Тренд ближайших пяти лет на российском рынке IT — это консолидация и укрупнение разработчиков как программного обеспечения, так и железа. Крупные компании будут покупать маленькие. Какие-то компании не выживут в рамках конкуренции, но это приведет к консолидации и укрупнению разработчиков и [воплощению] девиза этой конференции — «обмен опытом», — обнадежил присутствующих руководитель управления информационных систем и IТ-инфраструктуры «Вертолеты России» Алексей Погонышев.
По словам Погонышева, IT-отрасль России в обозримой перспективе ждет серьезное перерождение. Он сообщил, что дан старт гонке вооружений в части разработки искусственного интеллекта.
— Россия, я в этом уверен, будет участвовать в этой гонке. У нас достаточно много разработчиков, которые работают в этом направлении, правительство их поддерживает, — заявил представитель «Вертолетов России».
Он уточнил, что, согласно планам правительства, вклад в экономику страны от внедрения искусственного интеллекта может составить 13 трлн рублей на 2030 год.
— К 2030 году искусственный интеллект будет уже в каждом программном продукте, — сказал Погонышев.
Еще одним трендом стала разработка программных продуктов для информационной безопасности и создание ПАКов (программно-аппаратных комплексов).
— Я рассчитываю, что в ближайшие три-пять лет будет значительный прорыв — появятся операторы ПАКов, разработчики программного обеспечения и железа начнут активно взаимодействовать между собой, — выразил уверенность спикер.
Придется закупать только российское
Генеральный директор татарстанской компании «ICL системные технологии» Ирек Азизов рассказал KazanFirst, что организация уже работает над проектированием перспективных программно-аппаратных комплексов в области АСУ ТП (автоматическая система управления технологическим процессом).
— Мы можем сделать гибкую производственную линию из оборудования разных поставщиков, — объяснил он.
Тонкость в том, что оборудование разных производителей часто конфликтует друг с другом. Между тем внедрение автоматизированной системы управления позволяет наладить взаимодействие даже такого оборудования. По словам Азизова, основным препятствием для развития этого направления остается мышление.
— С одной стороны, мы покупаем сразу готовый блок. С другой — совсем полной универсализации не бывает. Чем четче задача, тем она оптимальнее решается. Здесь нужна как раз вот эта кооперация — связка функциональных заказчиков с производителями, и с этими R&D-центрами, которыми мы, собственно, и являемся.
Азизов напомнил об указе Президента РФ Владимира Путина, который обязывает компании, работающие с критической информационной инфраструктурой, переходить на российские решения.
— Часть уже перешла, часть уже не имеет права закупать не российское. А с 2030 года вообще вся критическая инфраструктура должна быть на российских решениях. ПАКи позволяют быстро перейти, потому что они уже готовы. Ты его включил в розетку, настроил адреса и можешь работать, — объяснил он.
САПР еще во времена студенческой молодости представлялся вопросом решенным, но по ходу что то пошло не так в авиастроении и это печально, не так я все это себе представлял. Теперь вот «цифру» зовут на помощь, но без толковых людей опять случится пшик очередной
Оцифровка каждой детали в узлах и механизмах конечно позволит сократить издержки и время на изготовление, кто бы спорил, но это в теории, на практике пока черти что получается
Казань «столица авиастроения России» звучит конечно гордо, но…я бы из скромности промолчал, слишком уж самонадеянное заявление и другие города с действующими авиационными предприятиями явно не согласны с ним
«Но проблема в том, что на рынке множество компаний, которые чаще всего дублируют не удачные наработки, а как раз наоборот — ошибки друг друга.» — это они типа как бы списывают друг у друга, так что получается?
«Кооперируйся или разоряйся» — девиз понятен, он объективно описывает то что должно будет происходить в ближайшие годы, большие поглотят маленьких, произойдет консолидация и укрупнение разработчиков как программного обеспечения, так и железа и это все пойдет только в плюс для всех игроков
ИИ всем в помощь, вот в каком направлении будет идти основное развитие