Не хотят работать. Транспортную реформу в Альметьевске тормозит кадровый вопрос

  1. На переполненные, нерегулярно приезжающие автобусы и троллейбусы горожане жалуются уже который год. Вопрос с нехваткой транспортных средств власти вроде как решают. А вот с водителями пока не получается — желающих работать не особо много.

«Хорошо, что вообще не «умер». Примерно так на пресс-конференции по итогам года описал ситуацию с общественным транспортом мэр Альметьевска Тимур Нагуманов. О том, что проблема острая, уже откровенно говорят и представители власти. А жалобы со стороны горожан поступают с завидной регулярностью.

За два года, подчеркнул градоначальник, для осуществления городских и пригородных перевозок было приобретено 45 единиц техники. В 2023-м автопарк пополнился шестью «Нефазами» и семью «Газелями».

— У нас 32 единицы троллейбусов и электробусов, переданных в аренду «Татнефтью», «Газели», приобретенные в прошлом году. Также мы подали заявку в министерство транспорта для покупки девяти «Нефазов», чтобы на маршруты вернулись большие комфортные автобусы. Наращивание парка техники — одна из приоритетных задач в этом направлении, — обрисовал ситуацию Нагуманов.

Увеличить автопарк Альметьевска планируют еще в полтора-два раза. Решит ли это все проблемы? Хотелось бы дать положительный ответ. Но, несмотря на приобретенные автобусы и троллейбусы, обращения от горожан продолжают поступать.

Крик души от горожанки Елены Тимофеевой, преодолевавшей 15-минутный маршрут более часа, датирован ноябрем 2023 года. По словам жительницы Альметьевска, на остановке «Автовокзал» она была в 7:25 утра. Здесь же транспорта ждали школьники и студенты, пенсионеры, женщины с маленькими детьми. На улице — минус 10 градусов. Нужный троллейбус приехал только в 7:55. И попасть в него удалось далеко не всем окоченевшим альметьевцам.

«Через 30 минут ожидания. И это в утро понедельника, в час пик! Троллейбус, естественно, переполненный… Люди заходили с боем… Смогли зайти не все… Троллейбус ехал на экскурсионно-прогулочной скорости», — возмущается горожанка.

В итоге до остановки «Татнефть» девушка добралась лишь в 8:20. Хотя любая карта «обещает», что путь займет не больше 10-15 минут.

Собственно, если судить по картам, то, несмотря на выросший автопарк, на начало 2024 года в городе одновременно колесит с десяток троллейбусов и несколько автобусов. Например, в полдень ситуация совсем плачевная: на линии всего 12 транспортных средств: три автобуса и девять троллейбусов.

В час пик в вечернее время транспорта на дорогах чуть больше: можно насчитать шесть автобусов и 10 троллейбусов. Правда, вопросы все равно остаются. Почему простаивают оставшиеся единицы техники? И достаточно ли 16 машин для обслуживания 150-тысячного города?

Скриншот Яндекс.Карты

Ответ кажется очевидным, учитывая, что жалобы от альметьевцев поступают и сейчас. На остановках продолжают собираться толпы горожан, а набитые до отказа автобусы и троллейбусы просто проезжают мимо: уехать на работу или учебу по-прежнему проблематично.

Если автопарк растет количественно, то, может быть, дело в качестве? В декабре автопарк Альметьевска пополнили электробусы, подаренные «Татнефтью». Китайские «Ютонги» вмещают до 70 пассажиров, а на одной зарядке вроде бы должны проезжать под 300 километров. Казалось бы, хороший вариант, чтобы на городских маршрутах появился дополнительный транспорт, комфортный и более вместительный, чем «Газели».

Вот только морозы что «Ютонги», что троллейбусы восприняли не слишком хорошо. Оказалось, что аккумуляторные батареи в холода разряжаются в разы быстрее.

«Как можно покупать транспорт, не глядя на его технические характеристики? Летом задыхаемся от жары, зимой они вообще встают. Сегодня вечером после работы стояла на остановке 35 минут! Промерзла насквозь, в салоне дубак, водитель не открывает дверь на остановке, пока не выпустит выходящих через переднюю дверь. Пришла домой и не могу согреться!» — возмущается работой общественного транспорта горожанка Любовь Алексеева.

Судя по отзывам, испытывают подобные сложности не только троллейбусы, но и китайские электробусы.

«У них аккумуляторы быстро садятся, сегодня такой один посреди Урсалы встал, потом высадил всех и уехал в депо заряжаться. Вот такие вот новые электробусы», — рассказала жительница Альметьевска Ляйсан Микушина.

Компания-производитель «Ютонгов» со своей стороны утверждает, что электробусы «могут быть успешно запущены с одного раза после того, как они простояли восемь часов в условиях минус 40 градусов Цельсия». На запас хода, как говорится в заявлении, низкие температуры тоже влияют минимально.

Еще одна нерешенная проблема, о которой так же заявил сам мэр Нагуманов, касается кадрового вопроса. Водителей банально не хватает. А перед Новым годом сотрудников автопарка начал косить какой-то вирус.

— С утра звоню директору транспортного управления (вижу, что на линии мало машин). Он говорит, что 25 человек болеет. Разбираемся, что за эпидемия, начинаем проверять больничные — все объективно, люди болеют. Я понимаю, что это вообще не оправдание. Это для людей, которые на работу не могут уехать, ненормальная история, — рассказал глава Альметьевска. — В этом вопросе сегодня решений простых нет. Водителей мы дополнительно обучаем на городские маршруты, стимулируем всевозможными способами.

А вот почему шоферов не хватает — еще один вопрос. Да, по меркам Альметьевска, где среднемесячная зарплата работников крупных и средних предприятий за январь-июль 2023 года почти достигла 80 тысяч рублей, вакансия водителя автобуса с окладом от 60 тысяч рублей выглядит не так привлекательно. Даже с учетом предоставления жилья иногородним, мотивационных выплат и полного соцпакета. Водителям троллейбуса в Альметьевском транспортном управлении готовы платить чуть больше — 65 тысяч рублей.

Правда, и минусов, о которых работодатель вряд ли упомянет в вакансии, наверняка немало. От очевидной необходимости очень рано явиться в автопарк, чтобы вовремя выйти на линию, до не самой привычной задачи тронуться с места на троллейбусе, если за ночь все провода покрылись льдом, когда напряжения не хватает даже на то, чтобы просто включить отопление в салоне (кстати, именно поэтому троллейбусы зимой порой передвигаются со скоростью в 20 км/ч — вины водителя в этом нет).

Понять проблемы транспортного предприятия, конечно, можно. А вот простить уже сложнее. Особенно с учетом того, что с 1 января 2024 года проезд подорожал до 35 рублей. Ведь горожанам, как конечному пользователю услуги, важно только одно: по возможности быстро и хотя бы с минимальным комфортом добраться из точки А в точку Б.

К сожалению, ситуацией «любой каприз за ваши деньги» тут и не пахнет. Скорее «за ваши деньги хорошо, если вообще приедем». Как закономерный результат — крайне негативные отзывы о работе городского пассажирского транспорта: довольных временем ожидания респондентов нет вовсе, а что-то хорошее про персонал или обслуживание могут сказать лишь 5-10% альметьевцев.

Автор материала — Андриан Краммер, фото — KazanFirst