В 2025 году из России могут уйти до десяти китайских автопроизводителей, в том числе Oting, Kaiyi, SWM, Livan, VGV и MG. Только за первый квартал закрылись 213 дилерских центров, что втрое превышает показатели прошлого года. Причиной массового ухода китайских брендов с российского рынка стали переоцененные ожидания поставщиков, считают эксперты KazanFirst.
В 2025 году из России могут уйти около десяти китайских автопроизводителей. Под угрозой ухода с рынка, по данным «Коммерсанта», находятся такие бренды, как Oting, Kaiyi, SWM, Livan, VGV и MG.
За I квартал 2025 года в России прекратили работу 213 автосалонов, торгующих китайскими автомобилями. Это число превышает не только показатели за весь 2023 год, но и более чем втрое превосходит количество закрытий за тот же период 2024 года, когда было закрыто 67 торговых площадок.
Среди брендов, у которых заметно сократилось число дилеров, называются Bestune, Kaiyi, Dongfeng Motors и BAIC, а также Jetour, Geely и Jaecoo.
На начало 2025 года российский автомобильный рынок столкнулся с серьезными проблемами: склады дилеров переполнены автомобилями китайских марок. Основную часть этого запаса составляют машины брендов Haval, Geely, Chery, BAIC, Kaiyi и других.

Причины такого затоваривания связаны с несколькими факторами. Прежде всего наблюдается снижение покупательского спроса. Продажи новых автомобилей в России в I квартале 2025 года упали на 25% по сравнению с концом 2024 года. Это связано с общим снижением доходов населения и ухудшением условий автокредитования. Ставки по автокредитам достигли 25–30%, что делает их практически недоступными для большинства россиян.
Дополнительным фактором стало повышение утилизационного сбора с 1 января 2025 года, что привело к росту стоимости импортируемых автомобилей, включая китайские. Это сделало их менее привлекательными для покупателей.
Автодилеры пытаются справиться с ситуацией, предлагая значительные скидки на китайские автомобили, иногда доходящие до миллиона рублей. Однако даже такие меры не всегда помогают разгрузить склады. Некоторые дилеры отказываются от сотрудничества с определенными китайскими брендами и закрывают салоны.
Генеральный директор пермского автохолдинга Verra Анна Бояршинова на конференции «Россия – Китай» сообщила, что по некоторым китайским автопроизводителям количество обращений по гарантии сейчас достигает половины всех проданных автомобилей. Эту информацию она озвучила во время обсуждения с представителями крупных дилерских сетей.
— На данный момент уровень рекламации гарантийных обязательств по некоторым брендам достигает 50%. Это огромное количество, это страшно. Плюс очень много возвратов. Мы никогда не испытывали такого. Мне пришлось расширить юридическую службу в 10 раз, чтобы бороться с клиентским терроризмом и работать с претензиями по качеству, — сообщила Бояршинова.
Эксперты отмечают, что китайские производители часто не учитывают особенности российского рынка, устанавливая завышенные планы продаж и оказывая давление на дилеров, что приводит к дополнительным проблемам в отрасли.

«Количество автомобилей на складах достигло 700–800 тысяч»
Коммерческий директор автомобильного маркетплейса FRESH Евгений Житнухин рассказал KazanFirst, что на российском рынке до сих пор сохраняется острая проблема переполнения складов китайскими автомобилями. Он сообщил, что «по состоянию на начало 2025 года количество автомобилей на складах достигло порядка 700–800 тысяч единиц, что существенно превышает нормальный уровень запасов». Такая ситуация, по его словам, создает дополнительную нагрузку на автодилеров, которым приходится поддерживать высокие издержки на обслуживание складов, несмотря на сокращение объемов продаж.
— Эта ситуация возникла вследствие чрезмерного оптимизма китайских производителей относительно объемов российского рынка, который оказался не способен поглотить предложенное количество автомобилей, — отметил Житнухин.
Он также обратил внимание на влияние экономических факторов, включая индексацию утилизационного сбора, инфляцию, дорогие кредиты и общую нестабильность, которые существенно снизили покупательную способность россиян.
В результате этих процессов, по его словам, сократились продажи китайских автомобилей. Он сообщил, что «конкретно в марте 2025 года уровень реализации новых авто упал на 46% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года», при этом большая часть проданных машин — это китайские модели. Он также добавил, что практически все крупные бренды из Китая, включая Haval, Geely, Chery и Changan, демонстрируют снижение темпов продаж.

Коммерческий директор FRESH отметил, что сокращается и сеть дилерских центров китайских брендов. Он заявил: только в I квартале 2025 года закрылись 213 шоу-румов, что, по его мнению, говорит о снижении интереса к маркам Oting, Kaiyi, SWM, Livan, VGV и MG. Причинами этого он назвал не только перепроизводство, но и влияние макроэкономических факторов: высокие ставки кредитования и рост затрат на эксплуатацию и поддержку инфраструктуры дилерской сети.
По его словам, наихудшие показатели зафиксированы у Jaecoo, низкий спрос на модели которого обусловлен ограниченными возможностями адаптации моделей к российским условиям и недостаточным уровнем локализации. Также он выделил слабые результаты у Kaiyi из-за низкой узнаваемости и отсутствия эффективной поддержки сервиса, а также у SWM, что связано с ограниченным ассортиментом моделей и недостаточно развитой дилерской сетью.
Житнухин подчеркнул, что эти бренды сталкиваются с комплексом проблем, включая недостаток локальных производственных мощностей, плохое качество сборки, низкую репутацию и слабый уровень послепродажного обслуживания. В результате, как он отметил, потребители делают выбор в пользу надежных российских и европейских брендов, таких как LADA, Volkswagen и Renault с пробегом, поскольку они зарекомендовали себя надежностью и адекватным уровнем обслуживания.
Говоря о вторичном рынке, он сообщил, что наибольшим спросом пользуются Lada, а также KIA и Hyundai. Эти марки, по его словам, демонстрируют стабильность и надежность, а также обладают широкой сетью официальных сервисов. Именно это, по мнению Житнухина, определяет приоритеты российских потребителей: «приоритет отдается надежности, качеству и доступности запчастей и сервиса». В итоге спрос смещается в сторону подержанных автомобилей. Он отметил:
— В нашем маркетплейсе продажи в данном сегменте выросли в 2024 году на 47% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

«Как у них была доля около 60%, так она и сохраняется»
Иное мнение имеет заместитель главного редактора журнала «За рулем» Никита Гудков, который заявил, что говорить о каком-то особом падении китайских брендов на российском авторынке было бы неправильно. Он отметил, что в целом объем авторынка уменьшается по ряду причин, однако доля китайских марок остается стабильной: «как у них была доля около 60%, так она и сохраняется».
Он также добавил, что есть отдельные марки, которые продаются слабо, но это «на общий объем не влияет». Причины слабых продаж, по словам Гудкова, могут заключаться в том, что сам продукт оказался не по вкусу потребителю или недостаточно адаптированным к российским условиям.
— Может быть, какие-то маркетинговые инструменты не используются или неправильно используются, — пояснил он, подчеркивая, что в каждом конкретном случае причины нужно рассматривать индивидуально.
Что касается вопроса об отказе от дилерства китайских марок, Гудков заметил, что это сложно оценить со стороны, так как содержание договоров может быть конфиденциальным.
Говоря о предпочтениях россиян, он подчеркнул, что картина в последние годы остается практически неизменной:
— Среди новых машин примерно 30 процентов — это Lada. И Haval с Geely, как самые популярные иномарки.
В сегменте автомобилей с пробегом, по его словам, по-прежнему лидируют самые дешевые модели по типу «ВАЗ 2107».
Не приживаются у нас китайские машины, не готовы люди променять их на проверенных временем корейцев, европейцев и русский автопром
Китайские машины русифицированы сомнительно, что с ними будет с годами — тоже не очень понятно. Всё, что ново, приживается плохо. К каким-нибудь Cherry или Geely люди более-менее привыкли, а вот остальные китайские марки — вряд-ли.
Однако каждая третья машина на дороге — это китаец, так что очень даже народу заходит Китай
С другой стороны у китайских машин хоть обслуживание у официальных дилеров есть и гарантия в отличие от тех же европейских и корейских машин
Зато в такси таких машин тьма. Вызываешь и непонятно, что к тебе приедет