От европейских гастролей до гардеробной стойки: история виолончелистки театра им. Джалиля

40 лет Раиса Базукова отдала театру, были головокружительные гастроли по городам Европы и России, Шаляпинский и Нуриевский фестивали, и, конечно же, татарский «Ветер перемен».

Руки музыканта бережно и очень быстро, словно струны, перебирают каждую петельку развешенной по гардеробу одежды. Праздничный костюм, макияж, прическа, все готово ко встрече со зрителем, который часто не верит глазам, ведь она должна держать в руках виолончель, а не куртку и сидеть в оркестре, а не за стойкой гардероба. Можно представить, что эти изящные пальчики были созданы для такой работы, но так было не всегда.

— В гардеробе я работаю не так давно, может, около года. Как только вышла на пенсию, сразу сказала себе: куда я без театра своего? Подошла к руководителю, рассказала, что не могу уйти, нужно что-то подыскать мне. Сначала меня пристроили делать макияж и прически актерам, то есть в гримерке. Но я там помогала просто, особого умения-то нет. И через некоторое время, как пандемия закончилась, позвонили, говорят, что освободилось место в гардеробе, естественно, я примчалась на работу, вот теперь стою здесь, — рассказала журналисту KazanFirst Раиса Базукова.

Конечно, так было не всегда. В детстве Раиса мечтала попасть в балет, даже ходила на пробы, но разглядеть талант не смогли. Тогда бабушка записала ее в музыкальную школу на фортепиано, но и там сказали, что 10 лет — это слишком большой возраст для старта. Правда, педагог все же смог определить наличие идеального слуха у девочки и направить в нужное русло, так Раиса стала заниматься виолончелью.

— Я балериной хотела стать в детстве. В 10 лет пришла одна без родителей в театр оперы и балета, там ленинградский балет приехал, смотры проводили. Но не взяли меня. Потом меня бабушка направила в музыкальную школу. 7 лет там училась, 4 года училище, а потом 5 лет консерватория, 16 лет я училась, из которых 9 лет я каждый день ездила из Октябрьского в Казань, вся эволюция транспортная прошла перед моими глазами. В 80-году пришла в театр им. Джалиля, — говорит Раиса.

Как только новоиспеченная виолончелистка появилась в театре, еще студенткой, ее сразу заметил главный дирижер. Никаких прослушиваний, экзаменов, Раису сразу пригласили на работу. Пара репетиций и тут же сформировалась готовая труппа для гастролей по Союзу. Сочи и Астрахань, Смоленск и Ростов-на-дону, Ижевск, Томск и Омск. Гастроли проходили по два месяца, музыканты играли каждый день репертуар: балеты, оперы, в те времена были популярны опера Даргомыжского Русалка, Фауст, Мадам Баттерфляй, правда, в те времена все было только на русском языке. 

Первые десять лет успешной карьеры и постоянных гастролей пролетели молниеносно. И в начале 90-х пришло то самое падение Союза, повлекшее за собой много трудностей. Театр кое как держался на плаву и гастроли прекратились, зарплаты выплачивались с трудом. И тогда в один момент появились иностранцы, гости из Голландии.

— По всей видимости, кому-то понравился наш оркестр, опера, балеты и репертуар в целом. Году в 94 нас собрали, рассказали, что будут гастроли в Европе. По три раза в год ездили, очередность была, все хотели попасть. Играли в Голландии, Германии, Швейцарии, Португалии, Бельгии, Испании. Каждый день выступали в новом городе. В основном, конечно, в голландских городах: Амстердам, Роттердам, Утрехт, Гронинген, — вспоминает Раиса.

По словам музыкантов, публика очень тепло встречала татарстанских артистов, залы почти всегда были наполнены. За одну поездку труппа умудрялась отрабатывать более 30 представлений. Но это не все значимые гастроли в карьере Раисы. В 2016 году уникальный проект Татарского театра оперы и балета им. Мусы Джалиля, фестиваль «Yзгәреш җиле» (Ветер перемен), попытался покорить Москву. Тогда концерт татарской песни в новом исполнении выступил в Государственном Кремлевском дворце. Собрать легендарный Кремлевский музыкантам, исполняющим татарские композиции, — это дорогого стоит.

Сказка начала угасать с началом пандемии COVID-19. В 2020 году театр перестал ездить на гастроли в Европу, прекратились показы оперы и балета, сошли на нет фестивали. Весь мир перешел на удаленку. В это время у Раисы подходит возраст выхода на пенсию. Столь резкие перемены нужно как-то пережить, поэтому она часто достает виолончель и играет у себя в квартире. Дети, внуки и кот с упоением слушают шедевры мировой классики. А чтобы не терять связь с любимым театром, Раисе организовали место, в гардеробе, где она продолжает радовать гостей своими неповторимыми, а порой эпатажными нарядами, принимать вещи и заодно рассказывать секреты грядущего представления.