«Покупатели платят наличными»: рынок автокредитов Татарстана упал в два раза

Фото: KazanFirst

Жители РТ отказываются от займов на покупку авто: объем кредитов в начале 2025 года сократился почти вдвое, а средний займ составил 1,18 млн рублей. Из-за роста ключевой ставки автокредиты стали менее доступными как для физлиц, так и для бизнеса, говорят эксперты KazanFirst. В связи с этим многие татарстанцы вынуждены откладывать покупку машины.

В январе 2025 года в Татарстане было выдано 2,74 тысячи автокредитов, сообщает Национальное бюро кредитных историй (НБКИ). По сравнению с декабрем прошлого года их количество сократилось сразу на 46% — с 5,08 тысячи.

Средний размер кредита в январе уменьшился на 5,1% и составил 1,18 млн рублей. Таким образом, общая сумма выданных автокредитов составила 3,23 млрд рублей. В декабре в Татарстане этот объем достигал 6,3 млрд рублей. Сокращение составило 49%, или почти в два раза.

Несмотря на такую тенденцию, по количеству выданных автокредитов Татарстан остается на третьем месте в РФ, уступая лишь Москве (3,54 тысячи займов) и Подмосковью (3,19 тысячи). В обоих этих регионах выдача займов сократилась на 37,8%.

Лидерами по продажам авто в Татарстане, как сообщается в исследовании «Авто.ру Бизнес», остаются три модели: Lada Granta (средняя цена 609 тыс. рублей, срок продажи 42 дня), Kia Rio (1,221 млн рублей, срок продажи 44 дня), Lada Vesta (939 тыс. рублей, срок продажи 42 дня). 

— На рынке подержанных автомобилей Татарстана продолжился рост цен. Средняя стоимость авто с пробегом, как у дилеров, так и у частных продавцов, увеличилась, — говорится в исследовании. 

Что касается общероссийского тренда, то всего в стране в январе было выдано 59,6 тысячи автокредитов, что на 42,7% меньше, чем в декабре 2024 года (104,1 тысячи). А по сравнению с январем 2024 года (98,7 тысячи займов) сокращение составило 39,7%.

Объем выданных кредитов тоже снизился. В январе 2025 года он составил 73,4 млрд рублей, что на 45,8% меньше, чем месяцем ранее (135,4 млрд рублей). В сравнении с январем 2024 года (143 млрд рублей) падение составило 48,6%.

Фото: KazanFirst

«Ставка ЦБ делает кредит менее доступным»

По информации НБКИ, в январе 2025 года средний срок автокредитов на новые автомобили и автомобили с пробегом составил 5,32 года, сократившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 2,4%, или на 1,5 месяца, в январе 2024 года — 5,45 лет. Это самое низкое значение данного показателя с начала 2024 года. 

— Начиная с лета прошлого года средний срок автокредитов плавно снижается на фоне сокращения их выдачи. В условиях снижения аппетита к риску со стороны банков и спроса на автокредиты со стороны граждан сокращается как средний чек кредитов на покупку автомобилей, так и их сроки. При этом банки продолжают предоставлять кредиты на покупку автомашин прежде всего заемщикам «хорошего кредитного качества», — заявил директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков.

Директор по развитию и продажам «Авто.ру Бизнес» Даниил Шкурыгин отметил, что, во-первых, одной из причин снижения продаж является высокая ключевая ставка: 

— Ставка Центробанка значительно увеличивает стоимость заимствования, что делает автокредиты менее доступными. Многие потенциальные покупатели предпочитают отложить приобретение автомобиля либо искать альтернативные варианты финансирования.

Во-вторых, как отмечает эксперт, инфляционное давление привело к «повышению стоимости самих автомобилей», что дополнительно «усложняет процесс принятия решения о покупке в кредит».

— В настоящий момент не наблюдается признаков того, что в ближайшее время будут смягчены макропруденциальные требования. В России действует программа государственной поддержки автокредитования, которая была продлена до 2026 года. Однако если рынок продолжит сокращаться такими же темпами, как в феврале, когда продажи новых автомобилей упали на 25% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, то для спасения отрасли потребуется дополнительная государственная помощь, — прогнозирует собеседник. 

Фото: KazanFirst

Доля иностранных автомобилей уменьшилась, так как «отечественные производители получают поддержку от государства через программу субсидирования». Также влияет и повышение утилизационного сбора на импортируемые автомобили. 

— Это оказывает давление на рынок иномарок, который сталкивается с ростом цен и уменьшением спроса, — добавил эксперт. 

А сами банки сталкиваются с трудностями в адаптации к «новым условиям», поскольку традиционные инструменты кредитования становятся менее эффективными. 

— Некоторые банки начинают предлагать альтернативные продукты, такие как лизинг для физических лиц. Этот вид кредитования предполагает, что автомобиль остается в собственности лизинговой компании, что снижает риски и повышает вероятность одобрения кредита. Однако пока этот подход не получил широкого распространения, — подытожил Шкурыгин.

«Выбор зависит не только от предпочтений, но и от программ финансирования» 

Руководитель подразделений кредитования и страхования маркетплейса FRESH Ольга Платонова заявила, что «в 2024 году рынок автокредитования показал рост на 60%, однако в 2025 году ситуация изменилась»:

— Из-за роста ключевой ставки автокредиты стали менее доступными как для физлиц, так и для бизнеса. Мы видим, что все больше покупателей отказываются от кредитов и предпочитают платить наличными.

Фото: KazanFirst

Также она отметила, что автомобили, ввезенные по параллельному импорту, становятся менее доступными из-за высоких процентных ставок по кредитам:

— Для таких автомобилей ставки достигают 26-28%, тогда как у китайских производителей, работающих официально, есть программы субсидированного кредитования, позволяющие снизить стоимость займа.

Валентина Пушкарева, руководитель департамента финансовых услуг «ТрансТехСервиса» отметила, что «в феврале 2025 года доля кредитных продаж новых автомобилей в сети ТТС достигла 82%, однако общее число выданных кредитов значительно сократилось».

— Выбор автомобиля теперь зависит не только от предпочтений клиента, но и от доступных программ финансирования от дистрибьюторов. В текущих условиях покупатели смотрят не столько на процентную ставку, сколько на размер ежемесячного платежа, — подчеркнула Пушкарева.

Она также отметила, что банки не делают различий между кредитованием новых и подержанных автомобилей, а Центробанк ставит задачу по снижению общей закредитованности населения.

— На данном этапе у нас нет планов вводить собственные программы финансирования, но дистрибьюторы предлагают условия, соответствующие рыночной ситуации, — заключила она.

Всё самое интересное в наших группах Tелеграм и ВКонтакте.


Читайте также: «Дорогие машины позволить себе не могут»: в Татарстане падает рынок кредитов на авто

Comment section

9 КОММЕНТАРИЕВ
  1. Несмотря на такое падение числа выдачей автокредитов Татарстан все равно в тройке лидеров по России, мы крутышки по любому

  2. А чему тут удивляться, как живем так и покупаем, все «подушки» проели, закрома тоже опустели, покупать не на что, кредиты при таких процентах брать себе дороже

  3. Бугага, умиляет лидерство Лады гранты, смешно но это выбор пипла, ибо как сказано в поговорке — Vox populi — vox Dei

  4. Все со временем вернется на круги своя, токмо надо сначала победить, все устаканится, бренды-беглецы вернутся, но наверное уже на других условиях, возможно что и подешевле будут машинки, а там и автокредиты возможно станут такими же доступными как раньше

  5. Мы с мужем решили обождать со сменой авто, Ну а что, машинка еще бегает, хоть и старушка но держится молодцом, а впираться в эти дикие проценты по автокредиту нет никакого желания

  6. Получается так, что народу проще поднапрячься, по друзьям родственникам занять недостающую сумму и взять машину за налик, а автокредиты чумовые послать лесом

  7. Больше уже никогда россияне не смогут приобрести автомобиль, даже дерьмовый китайский одноразовый

  8. Прошлой жизни ни будет ни когда…теперь..эта жизнь норма…всё меняется…весь мир перевернулся…все строим заново…как и 100 лет назад..

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *