«Дорогие машины позволить себе не могут»: в Татарстане падает рынок кредитов на авто

Фото KazanFirst

Объем выданных автокредитов в Татарстане за октябрь 2024 года упал на 40%, а средний чек составил 1,34 млн рублей. Сокращение произошло на фоне роста банковских ставок и повышения утилизационного сбора. Эксперты говорят, что «население стало покупать наиболее дешевые автомобили». Но автосалоны стараются привлечь покупателей за счет акций от производителей и госпрограмм.

В октябре в республике выдали 5,65 тысячи автокредитов, тогда как в сентябре этот показатель составлял 8,68 тысячи. Всего за месяц количество выдач в Татарстане сократилось на 34,8%. Такие данные предоставило Национальное бюро кредитных историй (НБКИ).

Средний размер автокредита в октябре снизился на 7,7% и составил 1,34 млн рублей (в сентябре он равнялся 1,44 млн рублей). 

Общий объем выданных автокредитов в октябре составил 7,5 млрд рублей, что почти на 40% меньше, чем в сентябре, когда было выдано 12,5 млрд рублей.

Если сравнивать с показателями прошлого года, то в сентябре 2023-го в Татарстане было выдано 3,85 тысячи автокредитов, а в октябре — 3,82 тысячи. Средний чек автокредита тогда составлял 1,48 млн рублей. За весь 2023 год общий объем автокредитования в республике достиг 59,6 млрд рублей.

При таком серьезном падении количество выдаваемых автокредитов все равно больше по сравнению с прошлым годом. Так, по стране, на конец октября прошлого года выдали 102,9 тысячи кредитов, а по результатам октября этого года 110,6 тысячи. Всего за год было выдано 1,7 млн автокредитов. 

Выдача кредитов на авто по стране за этот октябрь упала на 35%. Особенно заметно это в Красноярском крае, где выдача автокредитов сократилась на 41,8%, и в Московской области (–41,3%). Схожая ситуация и в столице, где автокредитов выдали на 40,5% процентов меньше по сравнению с месяцем ранее. Замкнули топ–5 Ханты-Мансийский АО (–39,7%) и Кемеровская область (–39,0%).  

Фото KazanFirst

— После «рекордного» сентября в октябре выдача упала более чем на треть. А с введением в середине года макропруденциальных ограничений в автокредитовании снижение темпов роста в данном сегменте стало очевидным. И во многом это связано именно с тем, что автокредитование стали покидать наиболее закредитованные заемщики. Тем не менее по сравнению с прошлым годом темпы выдачи автокредитов сохраняются на достаточно высоком уровне. Спрос на них поддерживается с помощью акций и скидок от дистрибьюторов, субсидированных ставок от автопроизводителей, а также благодаря общей потребительской активности граждан, — заявил директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков

По информации НБКИ, средний размер автокредита по стране в октябре 2024 года составил 1,4 млн рублей, что является одним из самых низких показателей за год. Самые большие кредиты выдавали в октябре прошлого года, тогда сумма составила 1,54 млн рублей. 

На текущий момент, наибольший средний размер автокредитов зафиксирован в Москве (1,96 млн рублей), Московской области (1,69 млн рублей), Санкт-Петербурге (1,68 млн рублей), а также в Ленинградской и Новосибирской областях (по 1,57 млн рублей).

Снижение среднего чека автокредита отметили в Оренбургской (–10,5%), Самарской (–8,1%) областях, Татарстане (–7,7%), Чувашии (–6,9%) и Крыму (–5,9%). Рост наблюдался в Новосибирской области (+4,2%), Москве (+3,8%), Санкт-Петербурге (+2,6%), Московской (+0,5%) и Тульской (+0,3%) областях.

— Средний размер автокредита снижается третий месяц подряд. При этом в целом в 2024 году данный показатель держится на достаточно стабильном уровне — 1,4-1,5 миллиона рублей, что во многом обусловлено скидками, акциями и субсидированием ставок со стороны дистрибьюторов и автопроизводителей, — отметил Алексей Волков. 

По его словам, банки продолжают предоставлять кредиты на покупку автомашин прежде всего заемщикам «хорошего кредитного качества».

Какие авто покупают и что на это влияет?

С 1 октября 2024 года ставки утилизационного сбора были значительно повышены, что привело к росту стоимости автомобилей. Эксперты считают, что эта мера направлена на усиление локализации производства и поддержку отечественных производителей, таких как АвтоВАЗ. Однако повышение сбора также увеличивает финансовую нагрузку на покупателей, включая тех, кто использует автокредиты.

Теперь для перепродажи с двигателем объемом до 1 литра финансовая нагрузка увеличится с 81,2 до 150,2 тысячи рублей, с двигателем до 2 литров — с 306 до 556,2 тысячи рублей, с двигателем до 3 литров — с 844,8 до 1 млн 563 тысяч рублей, до 3,5 литра — с 970 до 1 млн 974 тысяч рублей, с двигателями объемом свыше 3,5 литра — с 1 235 до 2 285 тысяч рублей.

Также рынок автокредитов зависит от кредитной ставки ЦБ. В 2024 году она находилась на повышенном уровне из-за роста инфляционных рисков, вызванных внутренними и внешними факторами. На конец года ставка составляет 21%, она является одной из самых высоких за последние годы.

Чаще всего в 2024 году россияне, в том числе и жители Татарстана, приобретали в кредит новые модели брендов Haval (около 20%), ВАЗ (более 10%), Chery и Geely (примерно по 12%). Если говорить о сегменте подержанных автомобилей, то наиболее востребованы представители Lada, Toyota, Kia и Hyundai. Об этом KazanFirst рассказала руководитель подразделений кредитования и страхования автомобильного маркетплейса Ольга Платонова.

— Реже всего в кредит приобретаются люксовые и премиальные авто, так как целевая аудитория данных сегментов не нуждается в заемных средствах, а вот представители бизнеса зачастую используют кредит или лизинг для обновления своих автопарков, — добавила она. 

Как отмечает эксперт, «у большинства покупателей хорошая кредитная история», поэтому банки охотнее одобряют последующие займы. По словам Платоновой, «результаты первого полугодия подтверждают, что кредитование остается одним из самых востребованных инструментов в регионе для приобретения транспортных средств, даже с учетом роста ключевой ставки ЦБ». 

— За девять месяцев текущего года татарстанцы купили почти 59 тысяч автомобилей с помощью кредитных средств. На мой взгляд, в Татарстане достаточно много федеральных и региональных субсидий для покупки нового авто. Это не только программы льготного кредитования, но и, например, освобождение владельцев электрокаров от уплаты транспортного налога в течение пяти лет после их приобретения, — подчеркнула Ольга Платонова.

Она говорит, что индексация утилизационного сбора направлена прежде всего на стимуляцию масштабирования отечественного автопрома и локализацию производств зарубежных партнеров. Однако, отмечает Платонова, существует вероятность, что повышенные тарифы приведут к росту цен и на автомобили российского производства из-за зависимости от импортных комплектующих. Пока модели АвтоВАЗа, к примеру, за 2024 год уже четыре раза прибавили в цене — стоимость Lada Granta достигла почти 700 000 рублей.

— За счет влияния госпрограммы в осенние месяцы наибольшим спросом пользуются LADA и «Москвич», — соглашается директор службы финансовых услуг «ТрансТехСервиса» Надежда Тимуршина

Фото KazanFirst

Она отмечает, что рынок автомобилей с пробегом является более стабильным, а «в последнее время в этом сегменте мы наблюдаем падение автокредитования». Насчет вопроса о восстановлении рынка автокредитов эксперт сказала, что об этом «можно будет говорить не раньше второй половины следующего года».

Для Китая российский рынок большого интереса не представляет

— Размер кредита уменьшился более чем на 100 тысяч рублей с начала года. В среднем по стране размер автокредита уменьшился. Сейчас население стало покупать наиболее дешевые автомобили, потому что дорогие себе позволить не могут, — сказал KazanFirst заместитель главного редактора «За рулем» Никита Гудков

По его словам, «все завязано на ставке Центробанка». Как только она начнет снижаться, рынок автокредитов начнет восстанавливаться, «если не появятся другие факторы».

Касательно льгот на покупку автомобилей Гудков говорит:

— Послаблений особо и нет. Уже и на электромобили льготный утильсбор отменили, а если какие-то льготы все-таки есть, то они локальные. Есть программа льготного кредитования, но там достаточно ограниченное число лиц в нее попадает. Самое главное, что если бы государство хотело какие-то льготы для приобретения российских и китайских машин дать гражданам, то первым делом нужно снижать утилизационный сбор. Об этом речи не идет. Более того, с 1 января его еще повысят. 

Что касается утильсбора, то, по словам Гудкова, правительству в нынешних реалиях пока неоткуда взять больше денег.

— Государство считает, что зарубежные автопроизводители будут организовывать производство в России, чтобы меньше платить утильсбор. Но там миллион факторов, которые этому не способствуют, начиная с того, что все зарубежные производители, по сути, китайские, — указывает эксперт.

Он считает, что Китай не заинтересован в импорте технологий. Для Китая российский рынок вообще большого интереса не представляет просто по численным параметрам. Китаю гораздо интереснее Европа и США, полагает Гудков.

— Вот поэтому исходная предпосылка, что выгодно увеличение утильсбора, но оно выгодно только тем, кто деньги собирает, — государству. Гражданам это не выгодно, потому что эта стоимость закладывается не только в цену машин, но и в цену любого продукта, который мы на полках видим, который перевозится на автомобилях, то есть это все товары народного потребления, — полагает он.

При этом с количеством запчастей и умением автосервисов чинить китайские авто «ситуация становится все лучше», отмечает заместитель главного редактора «За рулем». Вместе с тем «у нас большая китайская тройка, три основных концерна, и у них все было тогда уже», а более мелкие производители «никогда к ним не смогут подтянуться — у них просто нет таких финансовых возможностей», заключает он.

— У каждого автопроизводителя бизнес-процессы организованы по-своему, и большинство из них уже наладили логистику, дефицита запчастей нет. Также и наши специалисты за прошедшее время накопили значительный опыт в обслуживании китайских автомобилей, что позволяет обеспечивать качественное и надежное обслуживание, — добавила Тимуршина.

Всё самое интересное в наших группах Tелеграм и ВКонтакте.


Читайте также: «Глядя на Москву»: в Татарстане предложили установить штрафы на платных дорогах до 20 тысяч рублей

Comment section

4 КОММЕНТАРИЯ
  1. Так, а чего хотели Вы видели эти ставки в банках на кредиты? Конечно люди начали брать более дешевые автомобили.

  2. Сосед купил месяц назад китайскую омоду, торопился успеть до повышения утильсбора, думаю многие так и сделали, так что скоро ещё больший спад рынка будет..

  3. Прошу заметить, дешёвые- это от миллиона рублей.. еще года 3 назад за лям это было дорогое удовольствие. Знали бы тогда..

  4. Не думаю, что повышением утильсбора они поднимут российский автопром.. для этого нужно пересмотреть всю политику предприятия, качество сборки, деталей и прочее.. а так это просто загонять людей в безвыходность..

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *