После Запада к Поднебесной: как казанские салоны поделили китайский автопром

Фото: KazanFirst

В столице РТ открыто больше 60 дилерских центров китайских марок. Салоны зарабатывают миллиарды на продаже машин, а некоторые добиваются рекордной выручки. Кому уходят деньги и на чем предпочитают ездить казанцы — в спецпроекте KazanFirst.

С начала СВО из России начали уходить известные во всем мире автобренды. Сначала Audi, следом BMW, Mercedes-Benz, General Motors, Toyota и другие. Приобрести новый немецкий или американский автомобиль стало возможно только через параллельный импорт или с помощью перекупщиков. Но у салонов началась перезагрузка — их стали заполнять автомобилями из Поднебесной.

Фото: Сергей Журавлев/KazanFirst

Крупные холдинги начали поставлять китайские авто на суммы в миллиарды долларов. В 2023 году импорт легковых автомобилей из Китая в Россию вырос на 593,67% по сравнению с 2022 годом, достигнув $11,66 млрд. А доля китайских автомобилей на российском рынке новых автомобилей достигла 61%, что почти вдвое больше, чем в предыдущем году (37%), сообщил исполнительный директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Удалов в ходе онлайн-эфира. В результате по итогам 2023 года общий объем торговли между Китаем и Россией достиг рекордных $240,11 млрд, что на четверть (26,3%) больше показателей за 2022 год. А за первые четыре месяца текущего года показатель увеличился еще на 4,7%, составив $76,58 млрд. 

По итогам 2023 года продажи новых легковых автомобилей в России выросли на 69% по сравнению с 2022 годом и составили 1,06 млн единиц, сообщает «Автостат». Теперь актуальный список лидеров рынка по продажам в РФ выглядит так: Lada, Chery, Haval, Geely, Changan, Exeed, Omoda, Kia, Hyundai и Toyota.

По данным «Автостата», на 1 января 2024 года в России насчитывается более 1,45 млн легковых автомобилей из Китая, что составляет 3,1% от общего количества легковушек страны. Больше всего продаж в прошлом году пришлось на Chery — 375,6 тысячи машин, Geely — 273,4 тысячи, Haval — 215,1 тысячи, Lifan — 152,1 тысячи, Great Wall — 124,4 тысячи.

Китайский рынок в Татарстане

В Татарстане торговые отношения с Китаем так же начали активно развиваться. Товарооборот между странами по итогам 2023 года вырос до $3 млрд, сообщал раис республики Рустам Минниханов. В 2022 году он составлял более $1,6 млрд.

По данным Татарстанской таможни, с января по май 2024 года в республику для личного пользования физлица ввезли 3 945 автомобилей из Китая. Cумма уплаченных таможенных платежей и утилизационного сбора составила 1,085 млрд рублей. В основном татарстанцы ввозили южнокорейские и китайские автомобили, включая Kia, Hyundai, Geely, Exeed, Changan, LiXiang и Zeekr. За аналогичный период 2023 года Татарстанская таможня оформила 2 565 ТПО на ввозимые автотранспортные средства, а сумма уплаченных таможенных платежей составила больше 55,24 млн рублей. Таким образом, количество ввезенных автомобилей увеличилось более чем в полтора раза по сравнению с прошлым годом.

Под такие внутренние и внешние условия пришлось подстраиваться и местным автосалонам. Крупные холдинги открыли и продолжают открывать дилерские центры китайских марок. По данным 2ГИС, в Казани работает 218 автосалонов, из них 64 — официальные дилеры машин из Поднебесной. KazanFirst решил проанализировать, как компании поделили между собой бренды, какие машины скупают горожане и каких финансовых показателей достигли крупные холдинги с приходом Китая. 

Китайцы у Колесовых

Больше всего дилерских центров китайского автопрома в Казани у семьи Колесовых. В ГК «КАН АВТО» открыто 20 салонов новых машин, по данным официального сайта компании. В наличии свыше 1 400 авто. В 2023 году доля китайских марок в продажах новых автомобилей «КАН АВТО» составляла порядка 37%. За I квартал 2024 года доля увеличилась практически до 47%, сообщили KazanFirst  в пресс-службе.

Как и в случае спроса на российском рынке, в «КАН АВТО» казанцы больше всего скупают автомобили Haval. Однако большие продажи не помогли всем дилерским салонам выйти в прибыль. По данным СБИС, официальный дилер Haval на Оренбургском тракте (ООО «Кан Авто-2») отчитался о выручке в 1,2 млрд рублей и убытке в 9,6 млн в 2023 году, а дилер на Сибирском тракте (ООО «Кан Авто-25») — о 108,2 млн рублей и 14,4 млн соответственно. Тем не менее головная компания (ООО «Кан Авто»), которая на 80% принадлежит Александру Колесову и на 20% «КАРС Групп», заработала в прошлом году рекордные для себя 4,6 млрд выручки и 43 млн прибыли. Всего же группа компаний сделала оборот в 50 млрд рублей в 2023 году. 

Бренд «Кан Авто» появился на рынке Татарстана в 2005 году с первого дилерского центра «Лады» и компании «Кан-АвтоВАЗ». С 2010 года, по данным СБИС, последняя начала принадлежать семье Колесовых — Николаю (25%), который ныне является генеральным директором АО «Вертолеты России», и его детям Анастасии (25%) и Александру (25%). Еще 25% принадлежало непосредственно «Заводу Элекон», бенефициаром которого являлся Колесов-старший. 

В 2015 году шел процесс ликвидации «Кан-АвтоВАЗа» и параллельно появилось ООО «Кан Авто». До 2018 года компания 100% принадлежала Колесову-младшему. Затем перешла во владение «КАРС Групп», а спустя несколько месяцев вернулась к нему, но с долей в 80%. Оставшиеся 20% де-юре остались у «КАРС Групп», президентом которой является тот же Колесов-младший.

Николай Колесов. Фото: rostec.ru

Дочь Николая Колесова с ликвидацией «Кан-АвтоВАЗа» постепенно начала выходить из автобизнеса и вплотную занялась Татсоцбанком, председателем правления которого является с 2010 года.

Китайцы у Зубаревых

Конкурирует за покупателей китайских авто с «КАН АВТО» другой семейный бизнес — «ТрансТехСервис» Зубаревых. У холдинга работает 19 дилерских центров новых машин китайских брендов, в том числе открывшиеся в июне Haval PRO, Seres и JAC. Больше всего казанцы скупают тот же Haval и Chery.

Автосалонами и сервисами холдинга как в Татарстане, так и в других городах, управляет УК «ТрансТехСервис». По данным СБИС, компания отчиталась о выручке в 71,4 млрд рублей и прибыли в 2,3 млрд в 2023 году. Владельцем является Вячеслав Зубарев, а директором — его сын Даниил.

ТТС появился на рынке Татарстана в 1992 году. Зубарев-старший организовал свою компанию в Челнах по продаже легковушек после ухода из КАМАЗа. Дилерский портфель начался с «Лады», а после добавления BMW стал активно расширяться. С 2014 года Вячеслав Зубарев является 100%-ным владельцем УК «ТТС». 

Зубарев-младший начал заниматься автобизнесом в 2006 году, сообщали в ТТС. С 2008 года, по данным СБИС, он владел компаниями под брендом «Транссервис» в Уфе, Челнах и Казани. Позже они перешли во владение отца, кроме башкирской компании. В 2020 году Даниил стал директором УК «ТрансТехСервис», сменив на посту, казалось бы бессменного, Тагира Ибрагимова, с которым Зубарев-старший начинал бизнес в трехкомнатной квартире в Челнах.

Вячеслав Зубарев. Фото: asroad.org

На данный момент Зубарев-младший всего владеет шестью компаниями с суммарной выручкой 454 млн рублей: «Авто-Гарант-Казань», «Транссервис-У», «Авторасходник-Уфа», «Авторасходник-Казань», «Авторасходник-Чебоксары» и  «Автотендер». Большинство из них занимаются торговлей машинами.

«Диалог Авто» смотрит в сторону ТТС и «КАН АВТО»

Замыкает тройку компаний по масштабу дилерского портфеля китайского автопрома в Казани «Диалог Авто». У сети два автоцентра с новыми машинами, в которых представлено несколько китайских марок. Согласно информации с официального сайта компании, в столице РТ «Диалог-Авто» является официальным дилером Haval, Chery, Changan, JAC, Great Wall, Jetour, GAC, BAIC, Kaiyi.

Казанские продажи «Диалога», судя по финансовой отчетности, не отстают от гигантов «КАН-АВТО» и ТТС. ООО «Диалог А», зарегистрированное на Горьковском шоссе, 47, где представлены салоны Haval и Chery (есть также другие марки в продаже), отчиталось о выручке в 6 млрд и прибыли в 42,4 млн рублей.

Фото: KazanFirst

«Диалог А», как и сам бренд «Диалог Авто», основали три челнинских предпринимателя — Владимир Апраксин, Андрей Минибаев, Николай Сорокин. Компания зародилась в автограде в 2006 году. Первый салон появился на территории «Гараж 500». Затем автоцентры начали открываться в Альметьевске, Нижнекамске, Азнакаево и Казани. 

По данным СБИС, товарный знак «Диалог Авто» принадлежит УК «Диалог». Владельцами являются непосредственно сами основатели, которые поделили между собой доли по 33%. Выручка компании в 2023 году составила 3,7 млрд рублей, а прибыль 34,8 млн. 

В целом каждый из основателей имеет долю в девяти компаниях, общая выручка которых, по данным СБИС, оценивается в 14 млрд рублей.

Китайский автопром от Зиганшина, москвичей и других коммерсантов

Развивается в китайском направлении и одна из автосервисных улиц Казани — улица Родины. «Барс Авто» Риваля Зиганшина является официальным дилером Geely, Skywell, Dongfeng, Jetour. У компании расположено два автоцентра на улице Родины.

«Барс Авто» — выходец из Нижнекамского шинного бизнеса и торгового дома «Кама» — появился в 2005 году. Как отмечал в интервью Зиганшин, компания начала развиваться с неожиданного партнерства с General Motors. Затем подписалось дилерство с Peugeot и пошли обороты. 

Сейчас же «Барс Авто» продает новые авто лишь китайских марок. В группе компаний несколько «дочек». Торговлей занимается, например, ООО «Дат Р», которое числится дилером белорусского Belgee на одноименном сайте. По данным СБИС, в 2023 году компания отчиталась о рекордной выручке в 2,5 млрд рублей и прибыли в 8,6 млн. А вот в головной компании дела не так хороши: несмотря на двукратный рост выручки до 533 млн, она вышла в убыток на 20,7 млн рублей по итогам прошлого года.

Единственным официальным дилером Suzuki в Казани, как заявляют в самой компании, является «Герман Авто». В автосалоне на проспекте Победы расположен также дилерский центр Changan. Торговлю ведет ООО «Казанский двор», принадлежащее Азамату Джантаеву из Набережных Челнов. Компания отчиталась о выручке в 672,5 млн и прибыли в 526 тысяч рублей в 2023 году. В автограде у Джантаева бизнес идет куда лучше: челнинское «Герман Авто 116» в прошлом году заработало больше 3 млрд выручки и порядка 5,7 млн рублей прибыли, по данным СБИС.

Фото: Сергей Журавлев/KazanFirst

На Чуйкова, 54 в Казани расположено еще три дилерских центра китайских авто. Два салона — Jaecoo и Omoda — у компании «Квазар» с московской пропиской. А по соседству дилерский центр Exeed от РРТ. Последний входит в холдинг, который создали на базе питерской раллийной команды Retus Rally Team. Как сообщили KazanFirst в компании, в казанском дилерском центре продали 715 машин Exeed в 2023 году и 185 за I квартал 2024-го.

Что касается китайского тяжелого люкса, дилером марки Hongqi от производителя FAW Group стал «МБ-Ирбис». Новые машины из Поднебесной заменили мерседесы, стоящие напротив «Ак Барс Арены». Кроме того, в автоцентре предлагают протестировать Seres AITO, дистрибьютором которого является «МБ-Рус».

Будущее рынка

По мнению аналитиков, российский автомобильный рынок в ближайшие год-два будет продолжать увеличивать присутствие китайских автопроизводителей и развивать сборку китайских автомобилей в России.

Как отмечает главный редактор журнала «АвтоБизнесРевю» Георгий Аплевич, Татарстан входит в топ-7 российских регионов по объему автопарка зарегистрированных машин. Насыщенность китайскими марками довольно высока, поскольку силами крупных дилерских холдингов в республике представлены практически все официально функционирующие в стране бренды из Поднебесной.

— В условиях ограниченного объема поставок иномарок из Европы именно китайские автомобили фактически покрывают весь спрос (без учета российских брендов). Тем не менее остается существенная часть потенциальных покупателей, которая пока не готова к приобретению новой машины из КНР. Такие автовладельцы либо продолжают эксплуатировать свои автомобили вне первоначального плана по его перепродаже, либо уходят на вторичный рынок в поиске модели более знакомого и именитого бренда, — говорит собеседник.

Фото: Сергей Журавлев/KazanFirst

По мнению Аплевича, в краткосрочной перспективе (один-два года) российский авторынок продолжит развитие по актуальной модели, то есть китайские автопроизводители станут увеличивать свое присутствие и будут появляться новые игроки.

  • — Также получат развитие сразу несколько проектов по сборке «китайцев» в России. При этом у каждого из них будет различаться не только степень локализации, но и применен свой подход к бейдж-инжинирингу, в том числе продолжится практика возрождения старых советских брендов (например, «Волги»), — считает спикер.

В ГК EXPOCAR также отмечают, что  рынок автомобилей в Татарстане стремительно преодолевает дефицит, образовавшийся после 2022 года с уходом европейских, корейских и японских марок. 

  • — По данным «Автостата», в мае 2024 года Татарстан показал наибольшую динамику роста продаж — на 115% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Конечно, данный рост во многом обеспечен за счет автомобилей китайского производства. Уже сейчас можно сказать, что в сегменте новых транспортных средств китайские автомобили успешно заменили европейские, — сказал руководитель пресс-службы ГК EXPOCAR Александр Ковалев.

Что касается будущего развития рынка, Ковалев замечает, что в России всё ещё есть незанятые производственные мощности, простаивающие с 2022 года, и важно привлечь партнеров для запуска проектов по сборке автомобилей.

Фото: KazanFirst
  • — В частности, по этой причине в России повышается размер утилизационного сбора. В ближайшие несколько лет основная ставка будет сделана на развитие локального производства. И речь идет не только об отечественных брендах Volga, Lada и «Москвич», но и о всех брендах, готовых выступить в качестве технологических партнеров или запустить производство под собственным брендом, — подытожил он.

Что касается последствий утилизационного сбора, то на рынке уже отмечают снижение потока параллельного импорта. Более того, с 1 октября его ставку могут поднять на 70-85%. Это все лишь усиливает уверенность в том, что рынок Татарстана будет еще больше насыщен китайским предложением, а дилерские центры будут разрастаться.


Авторы материала: Ирина Егорова, Марк Крячко

Инфографика: Екатерина Петрова

Всё самое интересное в наших группах Tелеграм и ВКонтакте.

Comment section

5 КОММЕНТАРИЕВ
  1. Раньше думал, что уж лучше хорошо подержаный немец, чем новый китаец, но сейчас мнение поменял. Брат купил чангана, хороший аппарат, я вот теперь тоже задумался

  2. Интересно, когда-нибудь мы научимся делать нормальные машины? Вон китайцы за несколько лет, как шагнули вперёд в автопроме, а мы все на месте топчемся

  3. Как по мне фигня это все. Ну хотя бы потому что ни один владелец автосалона не ездит на китайском автомобиле, вон все на мерсах и крузаках

  4. Сейчас все делается, чтобы покупали то дерьмо, что нам продают. Утильсбор подняли, нормальную машину не купишь, даже из той же южной Кореи, раньше можно было себе кияшу хорошую взять, а сейчас только весту или китайский автохлам

  5. Купил Омоду, меня лично все устраивает, нормальный автомобиль за свои деньги

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *