В столице РТ открыто больше 60 дилерских центров китайских марок. Салоны зарабатывают миллиарды на продаже машин, а некоторые добиваются рекордной выручки. Кому уходят деньги и на чем предпочитают ездить казанцы — в спецпроекте KazanFirst.
С начала СВО из России начали уходить известные во всем мире автобренды. Сначала Audi, следом BMW, Mercedes-Benz, General Motors, Toyota и другие. Приобрести новый немецкий или американский автомобиль стало возможно только через параллельный импорт или с помощью перекупщиков. Но у салонов началась перезагрузка — их стали заполнять автомобилями из Поднебесной.
Крупные холдинги начали поставлять китайские авто на суммы в миллиарды долларов. В 2023 году импорт легковых автомобилей из Китая в Россию вырос на 593,67% по сравнению с 2022 годом, достигнув $11,66 млрд. А доля китайских автомобилей на российском рынке новых автомобилей достигла 61%, что почти вдвое больше, чем в предыдущем году (37%), сообщил исполнительный директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Удалов в ходе онлайн-эфира. В результате по итогам 2023 года общий объем торговли между Китаем и Россией достиг рекордных $240,11 млрд, что на четверть (26,3%) больше показателей за 2022 год. А за первые четыре месяца текущего года показатель увеличился еще на 4,7%, составив $76,58 млрд.
По итогам 2023 года продажи новых легковых автомобилей в России выросли на 69% по сравнению с 2022 годом и составили 1,06 млн единиц, сообщает «Автостат». Теперь актуальный список лидеров рынка по продажам в РФ выглядит так: Lada, Chery, Haval, Geely, Changan, Exeed, Omoda, Kia, Hyundai и Toyota.
По данным «Автостата», на 1 января 2024 года в России насчитывается более 1,45 млн легковых автомобилей из Китая, что составляет 3,1% от общего количества легковушек страны. Больше всего продаж в прошлом году пришлось на Chery — 375,6 тысячи машин, Geely — 273,4 тысячи, Haval — 215,1 тысячи, Lifan — 152,1 тысячи, Great Wall — 124,4 тысячи.
Китайский рынок в Татарстане
В Татарстане торговые отношения с Китаем так же начали активно развиваться. Товарооборот между странами по итогам 2023 года вырос до $3 млрд, сообщал раис республики Рустам Минниханов. В 2022 году он составлял более $1,6 млрд.
По данным Татарстанской таможни, с января по май 2024 года в республику для личного пользования физлица ввезли 3 945 автомобилей из Китая. Cумма уплаченных таможенных платежей и утилизационного сбора составила 1,085 млрд рублей. В основном татарстанцы ввозили южнокорейские и китайские автомобили, включая Kia, Hyundai, Geely, Exeed, Changan, LiXiang и Zeekr. За аналогичный период 2023 года Татарстанская таможня оформила 2 565 ТПО на ввозимые автотранспортные средства, а сумма уплаченных таможенных платежей составила больше 55,24 млн рублей. Таким образом, количество ввезенных автомобилей увеличилось более чем в полтора раза по сравнению с прошлым годом.
Под такие внутренние и внешние условия пришлось подстраиваться и местным автосалонам. Крупные холдинги открыли и продолжают открывать дилерские центры китайских марок. По данным 2ГИС, в Казани работает 218 автосалонов, из них 64 — официальные дилеры машин из Поднебесной. KazanFirst решил проанализировать, как компании поделили между собой бренды, какие машины скупают горожане и каких финансовых показателей достигли крупные холдинги с приходом Китая.
Китайцы у Колесовых
Больше всего дилерских центров китайского автопрома в Казани у семьи Колесовых. В ГК «КАН АВТО» открыто 20 салонов новых машин, по данным официального сайта компании. В наличии свыше 1 400 авто. В 2023 году доля китайских марок в продажах новых автомобилей «КАН АВТО» составляла порядка 37%. За I квартал 2024 года доля увеличилась практически до 47%, сообщили KazanFirst в пресс-службе.
Как и в случае спроса на российском рынке, в «КАН АВТО» казанцы больше всего скупают автомобили Haval. Однако большие продажи не помогли всем дилерским салонам выйти в прибыль. По данным СБИС, официальный дилер Haval на Оренбургском тракте (ООО «Кан Авто-2») отчитался о выручке в 1,2 млрд рублей и убытке в 9,6 млн в 2023 году, а дилер на Сибирском тракте (ООО «Кан Авто-25») — о 108,2 млн рублей и 14,4 млн соответственно. Тем не менее головная компания (ООО «Кан Авто»), которая на 80% принадлежит Александру Колесову и на 20% «КАРС Групп», заработала в прошлом году рекордные для себя 4,6 млрд выручки и 43 млн прибыли. Всего же группа компаний сделала оборот в 50 млрд рублей в 2023 году.
Бренд «Кан Авто» появился на рынке Татарстана в 2005 году с первого дилерского центра «Лады» и компании «Кан-АвтоВАЗ». С 2010 года, по данным СБИС, последняя начала принадлежать семье Колесовых — Николаю (25%), который ныне является генеральным директором АО «Вертолеты России», и его детям Анастасии (25%) и Александру (25%). Еще 25% принадлежало непосредственно «Заводу Элекон», бенефициаром которого являлся Колесов-старший.
В 2015 году шел процесс ликвидации «Кан-АвтоВАЗа» и параллельно появилось ООО «Кан Авто». До 2018 года компания 100% принадлежала Колесову-младшему. Затем перешла во владение «КАРС Групп», а спустя несколько месяцев вернулась к нему, но с долей в 80%. Оставшиеся 20% де-юре остались у «КАРС Групп», президентом которой является тот же Колесов-младший.
Дочь Николая Колесова с ликвидацией «Кан-АвтоВАЗа» постепенно начала выходить из автобизнеса и вплотную занялась Татсоцбанком, председателем правления которого является с 2010 года.
Китайцы у Зубаревых
Конкурирует за покупателей китайских авто с «КАН АВТО» другой семейный бизнес — «ТрансТехСервис» Зубаревых. У холдинга работает 19 дилерских центров новых машин китайских брендов, в том числе открывшиеся в июне Haval PRO, Seres и JAC. Больше всего казанцы скупают тот же Haval и Chery.
Автосалонами и сервисами холдинга как в Татарстане, так и в других городах, управляет УК «ТрансТехСервис». По данным СБИС, компания отчиталась о выручке в 71,4 млрд рублей и прибыли в 2,3 млрд в 2023 году. Владельцем является Вячеслав Зубарев, а директором — его сын Даниил.
ТТС появился на рынке Татарстана в 1992 году. Зубарев-старший организовал свою компанию в Челнах по продаже легковушек после ухода из КАМАЗа. Дилерский портфель начался с «Лады», а после добавления BMW стал активно расширяться. С 2014 года Вячеслав Зубарев является 100%-ным владельцем УК «ТТС».
Зубарев-младший начал заниматься автобизнесом в 2006 году, сообщали в ТТС. С 2008 года, по данным СБИС, он владел компаниями под брендом «Транссервис» в Уфе, Челнах и Казани. Позже они перешли во владение отца, кроме башкирской компании. В 2020 году Даниил стал директором УК «ТрансТехСервис», сменив на посту, казалось бы бессменного, Тагира Ибрагимова, с которым Зубарев-старший начинал бизнес в трехкомнатной квартире в Челнах.
На данный момент Зубарев-младший всего владеет шестью компаниями с суммарной выручкой 454 млн рублей: «Авто-Гарант-Казань», «Транссервис-У», «Авторасходник-Уфа», «Авторасходник-Казань», «Авторасходник-Чебоксары» и «Автотендер». Большинство из них занимаются торговлей машинами.
«Диалог Авто» смотрит в сторону ТТС и «КАН АВТО»
Замыкает тройку компаний по масштабу дилерского портфеля китайского автопрома в Казани «Диалог Авто». У сети два автоцентра с новыми машинами, в которых представлено несколько китайских марок. Согласно информации с официального сайта компании, в столице РТ «Диалог-Авто» является официальным дилером Haval, Chery, Changan, JAC, Great Wall, Jetour, GAC, BAIC, Kaiyi.
Казанские продажи «Диалога», судя по финансовой отчетности, не отстают от гигантов «КАН-АВТО» и ТТС. ООО «Диалог А», зарегистрированное на Горьковском шоссе, 47, где представлены салоны Haval и Chery (есть также другие марки в продаже), отчиталось о выручке в 6 млрд и прибыли в 42,4 млн рублей.
«Диалог А», как и сам бренд «Диалог Авто», основали три челнинских предпринимателя — Владимир Апраксин, Андрей Минибаев, Николай Сорокин. Компания зародилась в автограде в 2006 году. Первый салон появился на территории «Гараж 500». Затем автоцентры начали открываться в Альметьевске, Нижнекамске, Азнакаево и Казани.
По данным СБИС, товарный знак «Диалог Авто» принадлежит УК «Диалог». Владельцами являются непосредственно сами основатели, которые поделили между собой доли по ≈33%. Выручка компании в 2023 году составила 3,7 млрд рублей, а прибыль 34,8 млн.
В целом каждый из основателей имеет долю в девяти компаниях, общая выручка которых, по данным СБИС, оценивается в 14 млрд рублей.
Китайский автопром от Зиганшина, москвичей и других коммерсантов
Развивается в китайском направлении и одна из автосервисных улиц Казани — улица Родины. «Барс Авто» Риваля Зиганшина является официальным дилером Geely, Skywell, Dongfeng, Jetour. У компании расположено два автоцентра на улице Родины.
«Барс Авто» — выходец из Нижнекамского шинного бизнеса и торгового дома «Кама» — появился в 2005 году. Как отмечал в интервью Зиганшин, компания начала развиваться с неожиданного партнерства с General Motors. Затем подписалось дилерство с Peugeot и пошли обороты.
Сейчас же «Барс Авто» продает новые авто лишь китайских марок. В группе компаний несколько «дочек». Торговлей занимается, например, ООО «Дат Р», которое числится дилером белорусского Belgee на одноименном сайте. По данным СБИС, в 2023 году компания отчиталась о рекордной выручке в 2,5 млрд рублей и прибыли в 8,6 млн. А вот в головной компании дела не так хороши: несмотря на двукратный рост выручки до 533 млн, она вышла в убыток на 20,7 млн рублей по итогам прошлого года.
Единственным официальным дилером Suzuki в Казани, как заявляют в самой компании, является «Герман Авто». В автосалоне на проспекте Победы расположен также дилерский центр Changan. Торговлю ведет ООО «Казанский двор», принадлежащее Азамату Джантаеву из Набережных Челнов. Компания отчиталась о выручке в 672,5 млн и прибыли в 526 тысяч рублей в 2023 году. В автограде у Джантаева бизнес идет куда лучше: челнинское «Герман Авто 116» в прошлом году заработало больше 3 млрд выручки и порядка 5,7 млн рублей прибыли, по данным СБИС.
На Чуйкова, 54 в Казани расположено еще три дилерских центра китайских авто. Два салона — Jaecoo и Omoda — у компании «Квазар» с московской пропиской. А по соседству дилерский центр Exeed от РРТ. Последний входит в холдинг, который создали на базе питерской раллийной команды Retus Rally Team. Как сообщили KazanFirst в компании, в казанском дилерском центре продали 715 машин Exeed в 2023 году и 185 за I квартал 2024-го.
Что касается китайского тяжелого люкса, дилером марки Hongqi от производителя FAW Group стал «МБ-Ирбис». Новые машины из Поднебесной заменили мерседесы, стоящие напротив «Ак Барс Арены». Кроме того, в автоцентре предлагают протестировать Seres AITO, дистрибьютором которого является «МБ-Рус».
Будущее рынка
По мнению аналитиков, российский автомобильный рынок в ближайшие год-два будет продолжать увеличивать присутствие китайских автопроизводителей и развивать сборку китайских автомобилей в России.
Как отмечает главный редактор журнала «АвтоБизнесРевю» Георгий Аплевич, Татарстан входит в топ-7 российских регионов по объему автопарка зарегистрированных машин. Насыщенность китайскими марками довольно высока, поскольку силами крупных дилерских холдингов в республике представлены практически все официально функционирующие в стране бренды из Поднебесной.
— В условиях ограниченного объема поставок иномарок из Европы именно китайские автомобили фактически покрывают весь спрос (без учета российских брендов). Тем не менее остается существенная часть потенциальных покупателей, которая пока не готова к приобретению новой машины из КНР. Такие автовладельцы либо продолжают эксплуатировать свои автомобили вне первоначального плана по его перепродаже, либо уходят на вторичный рынок в поиске модели более знакомого и именитого бренда, — говорит собеседник.
По мнению Аплевича, в краткосрочной перспективе (один-два года) российский авторынок продолжит развитие по актуальной модели, то есть китайские автопроизводители станут увеличивать свое присутствие и будут появляться новые игроки.
- — Также получат развитие сразу несколько проектов по сборке «китайцев» в России. При этом у каждого из них будет различаться не только степень локализации, но и применен свой подход к бейдж-инжинирингу, в том числе продолжится практика возрождения старых советских брендов (например, «Волги»), — считает спикер.
В ГК EXPOCAR также отмечают, что рынок автомобилей в Татарстане стремительно преодолевает дефицит, образовавшийся после 2022 года с уходом европейских, корейских и японских марок.
- — По данным «Автостата», в мае 2024 года Татарстан показал наибольшую динамику роста продаж — на 115% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Конечно, данный рост во многом обеспечен за счет автомобилей китайского производства. Уже сейчас можно сказать, что в сегменте новых транспортных средств китайские автомобили успешно заменили европейские, — сказал руководитель пресс-службы ГК EXPOCAR Александр Ковалев.
Что касается будущего развития рынка, Ковалев замечает, что в России всё ещё есть незанятые производственные мощности, простаивающие с 2022 года, и важно привлечь партнеров для запуска проектов по сборке автомобилей.
- — В частности, по этой причине в России повышается размер утилизационного сбора. В ближайшие несколько лет основная ставка будет сделана на развитие локального производства. И речь идет не только об отечественных брендах Volga, Lada и «Москвич», но и о всех брендах, готовых выступить в качестве технологических партнеров или запустить производство под собственным брендом, — подытожил он.
Что касается последствий утилизационного сбора, то на рынке уже отмечают снижение потока параллельного импорта. Более того, с 1 октября его ставку могут поднять на 70-85%. Это все лишь усиливает уверенность в том, что рынок Татарстана будет еще больше насыщен китайским предложением, а дилерские центры будут разрастаться.
Авторы материала: Ирина Егорова, Марк Крячко
Инфографика: Екатерина Петрова
Раньше думал, что уж лучше хорошо подержаный немец, чем новый китаец, но сейчас мнение поменял. Брат купил чангана, хороший аппарат, я вот теперь тоже задумался
Интересно, когда-нибудь мы научимся делать нормальные машины? Вон китайцы за несколько лет, как шагнули вперёд в автопроме, а мы все на месте топчемся
Как по мне фигня это все. Ну хотя бы потому что ни один владелец автосалона не ездит на китайском автомобиле, вон все на мерсах и крузаках
Сейчас все делается, чтобы покупали то дерьмо, что нам продают. Утильсбор подняли, нормальную машину не купишь, даже из той же южной Кореи, раньше можно было себе кияшу хорошую взять, а сейчас только весту или китайский автохлам
Купил Омоду, меня лично все устраивает, нормальный автомобиль за свои деньги