1 августа жителям Татарстана начислили платежи за коммунальные услуги, рассчитанные по новому тарифу. Рост достигает 15%. Чиновники региона признают, что часть коммунальных сетей в республике старые. Они говорят, что за некачественные услуги ЖКХ потребители могут не платить, если смогут доказать нарушения.
С 1 июля в Татарстане прошла индексация тарифов на коммунальные услуги. Прежде она проводилась ежегодно, и только в 2023 году ее отсрочили на полгода из-за моратория Президента РФ Владимира Путина. Важно отметить, что выросли не только коммунальные платежи, вырос предельно допустимый индекс — та самая величина, на которую эти платежи теперь будут ежегодно повышаться. С 2024 года она составляет 10,8%.
Индекс общий для коммунальных услуг вообще. Другими словами, рост коммуналки в целом не должен превышать определенной величины, но конкретная услуга может дорожать и на куда более значительную величину. Так, председатель Государственного комитета Татарстана по тарифам Александр Груничев привел в пример Русско-Акташское сельское поселение Альметьевского района, где тариф вообще вырос только на 10,8%, но конкретно плата за водоотведение — на 20,7%. Чтобы уложится в индекс, правда, пришлось ограничить рост расходов потребителей на услуги подачи питьевой воды на уровне 1,4%. Но водопроводно-канализационное хозяйство, как правило, находится в ведении одной организации. Тарифы на питьевую воду превысили индекс у компаний «Уруссу Водоканал» — 22,2%, «Альметьевск-водоканал» — 20,2%, «Алексеевскводоканал» — 21%. Тарифы на тепло у «Энергоресурса» — 18% и т.д.
Однако это еще не все. Дополнительно к индексу принято предельно допустимое отклонение, которое в Татарстане составляет 4,9%. То есть для 12% муниципальных образований рост тарифа значительно превысит 10,8%, а в отдельных районах Татарстана составит более 15%.
Поднять коммуналку на 37,1%?!
По словам Груничева, ресурсные организации заявляли о необходимости поднять коммуналку на 37,1%. Как пояснили эксперты, когда ресурсные организации подают проект тарифного дела, в его основе лежит их собственный расчет. Функция комитета как раз и заключается в том, чтобы убрать из него неправильные и необоснованные расходы. Формально надзорный орган выполнил свою работу — ресурсники уложились в индексы. Однако в протоколах заседаний правления госкомитета отсутствует экспертное заключение, которое объясняет, как производился расчет, а действующие цены для многих уже сегодня оказываются непосильным бременем. Как отметил первый заместитель министра строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РТ Алексей Фролов, на текущий момент задолженность населения составляет 9,5 млрд рублей. Что характерно, эти долги никто не списывает, учет ведется с начала 2000-х годов.
Здесь нужно отметить, что Груничев, обосновывая рост тарифов, ссылается на рост зарплат населения на 31,2%. При этом непонятно, о каком периоде идет речь. Татарстанстат сообщает о номинальном росте зарплат в республике по отношению к маю прошлого года на 16%. Возможно, председатель госкомитета считает рост доходов населения за весь период СВО. В 2022 году средняя зарплата по стране подросла за счет доходов участников СВО и рабочих военно-промышленного комплекса. Но в 2022 году и индексация тарифов проводилась дважды. Сначала цены на коммунальные услуги подняли в декабре, а потом в июле. Если считать рост доходов за весь период СВО, то нужно делать скидку и на индексации 2022 года. Самое главное, если верить Минстрою России, основное назначение индексации — компенсировать потери от инфляции. Задача компенсировать рост доходов населения перед ресурсными организациями не ставилась. Инфляция в Татарстане 8,46%, если верить Татарстанстату, а никак не 10,8% и уж тем более не 15%. Почему-то в госкомитете забывают, что у людей помимо оплаты коммунальных услуг есть и другие расходы. Еда, одежда, медицинские услуги, крыша над головой тоже дорожают.
Качество коммунальных услуг вдохновляет
Интересно, что коммунальное хозяйство Татарстана в густонаселенных частях региона оказалось откровенно запущенным. Нижнекамск в этом отношении — очень наглядный пример. Фактически жители города оплачивали тариф в полном объеме плюс инвестиционную составляющую за модернизацию и ремонт действующих сетей, но при этом продолжали получать некачественные услуги. Напомним, ранее KazanFirst приводил слова руководителя исполкома Нижнекамского района Романа Булатова.
— В морозы квартиры первых этажей более 100 домов испытывали понижение температуры до 15 градусов, — рассказал чиновник. — В соединительных сетях труха, которую надо срочно менять. В этом году во время морозов были нарушения гидравлических режимов, которые невозможно было регулировать в связи с крайним износом сетей. Повышение давления приводило к новым прорывам.
Сейчас стоит вопрос по компании «Чистополь-Водоканал».
— Там было несколько эпизодов. Это и некачественное оказание услуг. Есть в проработке силовых структур отдельные вопросы, информация по ним пока закрыта. Есть судебная практика со стороны Росприроднадзора в отношении некачественного оказания услуг по очистке стоков, наложены штрафные санкции. Есть действия со стороны менеджмента предприятия по инициативному банкротству. Вопрос непростой. Я сам из Чистополя. У меня родственники живут в Чистополе. Я знаю всю ситуацию изнутри. Какое количество жалоб и обращений поступало, есть вода, нет воды, — поделился с KazanFirst Алексей Фролов.
Сегодня компания передается в ведение «Таткоммунэнерго», но пока ситуация находится в подвешенном состоянии. Собственник не готов озвучить решение, на каких условиях произойдет передача активов компании.
За некачественные услуги можно не платить?
Получается, что люди не просто живут в сложных условиях, но еще и ежемесячно оплачивают откровенно некачественные коммунальные услуги, а им поднимают тариф. Можно представить себе их ощущения.
— Некачественно оказанная коммунальная услуга оплате не подлежит, — заявил главный государственный жилищный инспектор Татарстана Александр Тыгин. — Может, для многих журналистов будет удивительно, но немало жителей республики получают услугу излишнего качества — перетоп. И в зависимости от градусов отклонения она тоже не подлежит оплате. Некачественная услуга не оплачивается. Но через процесс актирования! На это я обращаю особое внимание. Пожалуйста, донесите это! Перед тем как идти к прокурору либо в жилищную инспекцию, в рамках договора нужно обязательно пройти через претензионную процедуру: обращение в управляющую компанию ТСЖ, получение ответа. Не согласны? Тогда пришли в инспекцию, пришли в прокуратуру, и здесь мы привлечем к ответственности, если для этого есть основания. Некачественная услуга — это отдельный административный состав 7.23 КоАП РФ. То есть кроме возврата средств будет еще и штраф.
Груничева в отставку!! Порядка нет с тарифами, сплошь воровство!!
И так уже жкх в однушке составляет около 6 тысячи рублей в месяц. Куда еще собираются поднимать. Подумайте про пенсионеров, многие и так уже с хлеба на воду перебиваются. Лучше бы пенсии на 30 процентов подняли.
С крана часто течет ржавая вода, поэтому приходится покупать воду для питья. Зимой зачастую холодно, особенно на первых этажах. Лучше бы за качеством своих услуг следили, вовремя ремонтировали инженерку. А то только деньги сдирать умеют, а качество услуг хромает.
Собрались три чиновника с зарплатами 400 тысяч в месяц и рассказывают народу как нужно отстаивать свои интересы в ЖКХ. Кроме сказок про 37,1% были ли конкретные примеры организаций сколько просили, в чем отказали, как обосновали??
Очень похоже на рекламную статью: как чиновники рубахи на себе порвали не дав поднять тарифы на 37%))) Груничева какое образование интересно уж слишком безграмотно обьясняет эти проценты росты
А еще многие управляющие компании любят распределять долги неплательщиков между остальными жителями дома. Вот где вопиющая несправедливость я считаю. Раз пришли управлять домом работайте, ищите способы . Почему добросовестные жители должны страдать от этой ситуации.