Рынок автокредитования в Татарстане рухнул на 54% за последний год — регион вошел в число лидеров по снижению объемов выдачи займов на покупку автомобилей. Эксперты KazanFirst объясняют это ростом ставок, утилизационного сбора и снижением реальных доходов населения. Кроме того, «стали жестче условия покупки автомобиля в кредит».
В I квартале 2025 года в Татарстане выдали автокредитов на 25,3 млрд рублей. Если сравнивать с аналогичным периодом прошлого года, то объемы займов сократились на 54% (с 11,6 млрд рублей), сообщило Национальное бюро кредитных историй (НБКИ).
Татарстан замкнул пятерку лидеров по объему сокращения выдачи автокредитов (-13,7 млрд рублей). Лидирует Москва (-31,3 млрд рублей), за ней идет Московская область (-26,5 млрд), Санкт-Петербург (-18,7 млрд) и Краснодарский край (-14,3 млрд рублей).
Директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков подчеркнул, что падение выдачи автокредитов в I квартале стало «следствием роста рыночных ставок и утилизационного сбора во второй половине 2024 года».
— В наступившем году тенденция по сокращению выдачи автокредитов продолжилась. Помимо названных причин снижению объемов выдачи автокредитов и ее количественному сокращению способствовало введение в середине прошлого года макропруденциальных ограничений в отношении выдачи автокредитов гражданам с высоким показателем долговой нагрузки — более 50%. Таким гражданам после введения соответствующих ограничений автокредиты стали недоступны, — говорит Волков.
Всего по России было выдано автокредитов на сумму 236,4 млрд рублей. Это на 57,8% (или в 2,4 раза) меньше, чем за аналогичный период прошлого года (в I квартале 2024 года – 560,7 млрд рублей)

«Государственных программ особо не видно»
— Просто реальная покупательная способность населения продолжает снижаться, и трезвомыслящие люди, естественно, менее охотно берут кредит с учетом текущих ставок и понимая, что у них зарплаты, доходы не растут, с каких средств эти кредиты потом возвращать, — заявил KazanFirst заместитель главного редактора журнала «За рулем» Никита Гудков.
Гудков подчеркнул, что пока не видит факторов, которые могли бы привести к восстановлению автокредитования. По его словам, вероятность снижения ключевой ставки до конца года крайне мала, а потому «позитива не видно».
Касательно влияния роста утилизационного сбора и процентных ставок, Гудков отметил, что сложно точно определить, какой из факторов оказал большее влияние:
— Наверное, где-то половина на половину. Это, конечно, зависит от сегмента. Это зависит от класса машины, потому что рост утилизационного сбора зависит от объема двигателя… Ну в любом случае плохо. Самое главное — плохо от того, что два этих фактора сошлись одновременно.
Говоря о программах господдержки, он выразил сомнение в их эффективности:
— Государственных программ особо не видно, это льготное кредитование, куда попадает достаточно узкий спектр потребителей. И большинство из тех, кто хотел этим воспользоваться, судя по всему, уже воспользовались. Поэтому я не вижу, как это может серьезно повлиять на ситуацию.

Говоря о наиболее пострадавших классах автомобилей, Гудков отметил «средний сегмент», потому что «самые дешевые машины во все кризисные времена всегда продаются лучше, если на их долю рынка смотреть».
— На премиальный сегмент, как правило, вообще мало что влияет. То есть там люди всегда могут себе позволить тот автомобиль, который они хотят. Все эти флуктуации мало на них влияние оказывают. А вот средний класс — да, — заявил он.
Также Гудков подчеркнул влияние снижения общего объема продаж автомобилей:
— Раньше 60-70% автомобилей продавались в кредит, а сейчас только 40% с небольшим. Естественно, меньше новых машин продается, значит, меньше приезжают людей к дилеру на обслуживание и сервис, меньше берут машину в лизинг, меньше страхуют.
«Часть автосалонов закрылась из-за невозможности продавать в тех же объемах»
Генеральный директор инвестплатформы «ИнвойсКафе» Геннадий Фофанов считает, что на снижение спроса на автомобили в 2025 году повлияли различные факторы. Среди них повышение утилизационного сбора.
— Это привело к росту цен на новые автомобили, особенно на бюджетные модели, что снизило спрос, — сказал Фофанов KazanFirst.
Он также указал на сокращение государственной поддержки. В 2024 году работали льготные кредитные программы, в том числе субсидированные ставки, но их сворачивание снизило привлекательность автокредитов.
Также, по его словам, на ситуации отразилось «насыщение рынка»: после всплеска продаж в 2022–2023 годах (из-за ухода иностранных брендов и ажиотажного спроса) рынок «вошел в фазу коррекции».
Кроме того, Фофанов указал на «экономическую неопределенность»:
— Население стало осторожнее в крупных тратах из-за рисков снижения доходов и роста безработицы в отдельных секторах, — пояснил он.

Эксперт считает, что особенно сильно утилизационный сбор повлиял на бюджетный сегмент. Даже незначительный рост цены там критичен, в то время как высокие процентные ставки сильнее ударили по среднему и премиальному сегментам, где кредитная нагрузка выше.
— Часть автосалонов закрылась из-за невозможности продавать в тех же объемах, что и год назад, — заявил он.
По мнению эксперта, стабилизировать ситуацию в отрасли могло бы «снижение ключевой ставки, а также более осмысленный подход к утилизационному сбору и сдерживание его роста».
«Автобизнесу было тяжело и сейчас не совсем хорошо»
Руководитель одного из автосалонов в Казани в диалоге в KazanFirst рассказал, что в I квартале 2025 года спрос на новые автомобили и машины с пробегом заметно снизился. По его словам, основная причина — высокая ключевая ставка, которая оказывает давление прежде всего на рынок новых автомобилей.
— Спрос на новые автомобили и на автомобили с пробегом тоже упал в I квартале 2025 года. Я считаю, что это связано. Ну и, в принципе, очевидно, что это связано с ключевой ставкой в целом, — сказал он.
Он добавил, что на автомобили с пробегом влияние было менее резким, но все же ощутимым.
— В I квартале действительно автобизнесу было тяжело. Ну и сейчас не совсем хорошо еще.
Он отметил, что снижение спроса привело к снижению цен как на новые, так и на подержанные автомобили. В автосалонах начали активнее применять дисконтные программы и схемы с рассрочкой при первоначальном взносе от 50 до 80%. Также используется более гибкий подход в рамках трейд-ин.
— Чем меньше спрос, тем меньше стоимость самого продукта, — пояснил он.
Цены на автомобили в I квартале 2025 года стали ниже, чем в III и IV кварталах 2024 года.
Он считает, что увеличения доли покупателей, приобретающих автомобили за наличные, не произошло. По его мнению, доходы населения не выросли, а условия потребительского и автокредитования примерно одинаково тяжелые.
— Ну вот я точно этого не почувствовал. Я считаю, что не увеличилось, потому что в целом у населения денег больше не стало, — заявил он.
«Достаточно дорого, не всем доступно»
Средняя стоимость покупаемых автомобилей снизилась: дорогие модели начали продаваться хуже. При этом доля автокредитов в структуре продаж осталась прежней — около 40-45% по автомобилям с пробегом.
Начало года традиционно сопровождается снижением клиентского трафика, но в 2025 году падение ощущалось особенно остро. Собеседник связал это с ужесточением условий покупки, ростом стоимости владения и снижением доступности автомобилей как таковых.
— Сейчас купить автомобиль достаточно сложно, достаточно дорого, тяжелые условия, поэтому не всем доступно это становится, — сказал он.

Как отметил руководитель одного из автосалонов, средний срок владения автомобилем увеличился с трех до пяти–семи лет. Ассортимент тоже стал беднее: в продаже в основном остались китайские марки и Lada.
Среди новых автомобилей наибольшим спросом пользуются бренды, которые воспринимаются как «надежные и массовые».
— Если брать новые автомобили — это автомобили Haval, это автомобили Geely и, наверное, автомобили Chery. Ну, естественно, Lada. Lada всегда пользовалась спросом, — сказал он, отметив, что люди чаще выбирают то, что уже видят у знакомых и родственников.
Автосалоны сотрудничают с большим количеством банков, но чаще всего сделки проходят через Альфа-Банк и Тинькофф — из-за их цифровых решений и скорости оформления. По его словам, условия автокредитования напрямую зависят от ключевой ставки и меняются вслед за ней: при росте ставки кредиты становятся жестче.
Он подтвердил, что сокращение объемов автокредитования повлияло на продажи.
— Чем жестче условия покупки автомобиля в кредит, тем больше мыслей у людей — покупать автомобиль или нет, — сказал он.
Ключевая ставка, по его словам, напрямую влияет на покупательную способность, и это касается не только автосегмента, но и других сфер — от техники до недвижимости.
Китайские автопроизводители предлагают достойные варианты по разумным ценам. Может быть, стоит обратить внимание на эти марки вместо переплаты за бренд.
Снижение спроса привело к падению цен на автомобили. Для тех, кто копил и может позволить себе покупку без кредита, сейчас неплохое время.
Вот и результат текущей экономической ситуации! Люди не могут позволить себе даже машину, а налоги и сборы продолжают расти. Скоро будем передвигаться только на общественном транспорте.