Минпромторг ввел новый порядок расчета утилизационного сбора, который закроет лазейки для «серого» импорта авто. С лета 2025 года стоимость машин будет определяться по единому справочнику, что, по прогнозам экспертов, заметно поднимет цены. В Казани дилеры уже готовятся к росту спроса перед ожидаемым подорожанием.
Минпромторг разработал новые правила расчета утилизационного сбора, предусматривающие использование справочника средних цен на автомобили.
В документе будет зафиксирована ориентировочная стоимость каждой модели, которая станет основой для вычисления суммы сбора. Это изменение направлено на устранение возможности использования заниженных инвойсов и льготных схем расчета, особенно через страны ЕАЭС, такие как Белоруссия или Киргизия. Новый порядок расчета закрывает эту возможность: все автомобили, вне зависимости от страны ввоза, будут оцениваться по установленной справочной цене. По мнению экспертов, это приведет к росту цен на автомобили, которые ввозятся из-за рубежа.
Напомним, утилизационный сбор был введен в России в 2012 году как инструмент компенсации расходов на переработку автотранспорта. Первоначально он применялся преимущественно к импортируемым автомобилям, но со временем охватил и российские автомобили — с компенсацией для локальных производителей. С момента введения утильсбор неоднократно индексировался: в 2014 году на фоне падения рубля и роста импорта ставки были пересмотрены в сторону увеличения; в 2020 году сбор вновь вырос — на 46–145% в зависимости от категории автомобиля. В 2024 году поступления от утилизационного сбора превысили 1 трлн рублей, что на 70% больше по сравнению с 2023 годом. Особенно резкое увеличение затронуло электромобили: сумма сбора выросла с 32,6 до 667,4 тысячи рублей — до уровня автомобилей с бензиновыми и дизельными моторами объемом 1–2 литра.
Изначально планировалось, что новые правила расчета утильсбора вступят в силу с 1 мая 2025 года. Но проект постановления правительства пока не подписан премьер-министром РФ Михаилом Мишустиным, внедрение перенесено на лето, сообщает Auto.ru со ссылкой на Минпромторг.
— С 1 мая ничего не вступило в силу. 1 мая — дата, которая была указана в проекте постановления правительства. Постановление правительства не подписано. Его (постановления) не существует. Существует только проект, — заявил KazanFirst главный редактор Auto.ru Максим Ракитин.
«Сильно пострадают авто из Китая»
Шеф-редактор автомобильного издания Kolesa.ru Александр Пономарев считает, что новые правила приведут к подорожанию автомобилей на 10-15%.
— Это вполне себе реально. Однако это коснется не всех продавцов, а только тех, кто пользовался лазейками торговой деятельности и «серыми» схемами ввоза, — сказал он KazanFirst.
Что касается убытка автосалонов в связи с новыми правилами, эксперт отмечает, что официальные дилеры если и продают автомобиль «в минус», то делают это для «выполнения плана по продажам», за что получают бонус от представительства, который «перекроет все убытки».
— «Серые» продавцы могут таким образом получить хоть какую-то часть от неудачно вложенных средств, без которых бизнесу попросту не выжить дальше, — заявляет Пономарев.

Ракитин отметил, что если постановление подпишут, то «сильно пострадают абсолютно все авто, которые поступают к нам из Китая напрямую». Если раньше была возможность сэкономить «на киргизской таможне, на казахской таможне и инвойсы писать неправильные», то сейчас это все будет происходить в России — «канал закрывается».
Пономарев придерживается схожего мнения: наиболее заметно вырастут цены на автомобили, которые традиционно поставлялись в Россию через Белоруссию и Киргизию. Как отмечает эксперт, в основном это «представители европейского автопрома», причем преимущественно премиального и люксового сегментов.
— Автомобили в убыток очень часто продаются, и это мы видим зачастую на многих дилерских предприятиях, когда необходимо освободить склады, когда необходимо внести платежи по кредитам, учитывая, что многие дилеры, точнее, почти все, работают у нас исключительно в кредит. Соответственно, без маржи иногда в ноль, иногда в убыток, автомобили, к сожалению, и в нынешней ситуации тоже продаются, — заявил Ракитин.
«Пока дальше отверточной сборки ничего не зашло»
Согласно информации Autonews.ru, на территории России осуществляется сборка автомобилей примерно 15 различных марок, включая такие бренды, как АвтоВАЗ, УАЗ, Chery, Exeed, Omoda, BAIC, Kaiyi, Aurus и другие.
Как отметил Ракитин, сегодня под российскими производителями понимают не только Lada, но и, к примеру, Haval, поскольку у него есть собственный завод в Тульской области. Он добавил, что подобная практика предполагалась как стимул для расширения производственных мощностей другими китайскими автокомпаниями, однако, по его словам, «пока дальше отверточной сборки ничего не зашло».
По его утверждению, отрасль прекрасно работала до введения коммерческого утиля в прошлом году. При этом он считает, что дело даже не в нем.

— Самое главное — это снижение ключевой ставки ЦБ, потому что кредиты дорогие. Автомобили покупать становится все тяжелее именно из-за того, что ключевая ставка 21%. Конечно же, это не означает, что вам банки готовы под этот процент давать кредит. Реальная стоимость кредита сейчас от 30%. Поэтому здесь не в утильсборе дело, а исключительно в монетарной политике государства, — подчеркнул он.
Пономарев в свою очередь отметил, что индексирующийся утильсбор ввели для того, «чтобы стимулировать локализацию производства автомобилей в России». Эксперт отмечает, что «своеобразным побочным эффектом станет повышение прозрачности автомобильного рынка».
По его мнению, «уйти в тень теперь вряд ли получится».
— Контролирующие органы делают все, чтобы пресекать любую возможность обхода установленных законом процедур. Тем, кто не захочет играть по правилам, действительно ничего больше не останется, кроме как свернуть бизнес, — говорит Пономарев.
Как заявляет эксперт, в этой ситуации «невозможно угодить всем». «Серые» продавцы, которые зарабатывали на лазейках в законодательстве и занижении таможенной стоимости, будут недовольны. Официальные дилеры — наоборот, поскольку они и так играли по правилам, а теперь и «конкурентов у них станет меньше».
«На этом инфоповоде мы немного увеличим цены»
Один из руководителей автосалона в Казани прокомментировал KazanFirst ситуацию с продажей автомобилей в убыток. Он сообщил, что «автомобили продаются в убыток достаточно часто — часто бывает, когда рынок волатильный, начинает меняться в меньшую сторону». В качестве примера он привел период, начавшийся в декабре 2024 года, когда рынок начал снижаться: «декабрь, январь, февраль — вот рынок падал», тогда как автомобили закупались еще в октябре и ноябре. Из-за этого, по его словам, «приходилось продавать в минус, потому что та маржинальность, которую мы закладывали в эти автомобили, не оправдалась из-за переменчивости рынка».
Он подчеркнул, что «этот риск заложить невозможно», так же, как и сложно предсказать момент, когда рынок резко изменится.
— Сейчас тяжело определить по каким-то косвенным причинам, пойдет рынок вниз или пойдет рынок вверх, — сказал он.
В качестве примера он упомянул, что за последние два года, начиная с ноября, рынок, как правило, снижался, а восстанавливаться начинал в мае. По его словам, «в этом году ситуация тоже может повториться», и хотя рынок остается слабым, «спрос начинает расти».
Он отметил, что самый сезон маржинальности для автосалонов, для перекупов — это лето. За последние два–три года именно в этот период, по его словам, автосалоны и перекупщики «чувствуют себя хорошо, потому что продаются автомобили, продаются они дорого на растущем рынке». Причины он видит в совокупности факторов:
— Различные косвенные факторы: политическая обстановка, ключевая ставка и так далее влияют на рынок, влияют на бизнес. И, естественно, бизнес от этого страдает.

По его мнению, вероятнее всего и сильнее всего пострадают премиальные автомобили, ввозимые из Белоруссии. В то же время он подчеркнул, что «у нас огромное количество привезенных автомобилей из Кореи и из Китая». Их эти правила «не касаются», поэтому автосалоны, по его словам, «сейчас особо не кипишуют».
— На этом инфоповоде мы немного увеличим цены, скажем: «успейте купить автомобили до повышения цен», создать какой-то отложенный спрос, — признался руководитель одного из казанских автосалонов.
Подытоживая, он отметил, что преподносят эту новость «как достаточно большую, широкоформатную, которая привнесет многое, но по факту как будто бы за собой она несет не так много изменений».
По его мнению, рост цен возможен, но он будет умеренным:
— Касаемо цен, наверное, будет какое-то повышение, но это точно не 20% и не 30%. Мне кажется, это 5-10%, и это не связано с этим инфоповодом, а просто от естественного «летнего» роста.
Он считает, что основное внимание бизнесу стоит уделять «своему рынку, заниматься своими автомобилями».
При этом добавил, что поставки из азиатских стран остаются стабильными:
— Также вот Корея, Китай — все подключено. Доллар очень приятный: сейчас 79 рублей, там 80 рублей — покупай не хочу… В Корее есть вообще все, и пока эти изменения никак ее не касаются.
С начала 2025 года в России закрылись более 210 автосалонов китайских марок
За I квартал 2025 года в России прекратили работу 213 автосалонов, представляющих китайские автомобильные бренды. Это втрое больше, чем за аналогичный период 2024 года, когда закрылось 67 таких точек, сообщает ТАСС со ссылкой на исследование «Газпромбанк автолизинг».
Если текущая динамика сохранится, аналитики предупреждают, что к концу года общее число китайских шоурумов в стране может упасть ниже отметки в 4 тысячи.
По данным исследования, основной причиной массового закрытия стали сложности с привлечением инвестиций. Всего с января по март 2025 года в России закрылось 274 автосалона, из которых 213 представляли китайские бренды.
В то же время за этот период открылось 124 новых автосалона китайских марок — в два раза меньше, чем за первые три месяца прошлого года (241 открытие).
Сильнее всего пострадал бренд Bestune, потерявший 26 точек продаж. Далее следуют Kaiyi и DFM — с 20 и 16 закрытиями соответственно. Впервые в рейтинг по числу закрытых автосалонов попали такие марки, как Geely, Jaecoo, Jetour и LiAuto.
Для сравнения: за весь 2024 год в стране прекратили работу 449 китайских автосалонов, а в 2023 году — 187.
Среди иностранных брендов лидером по количеству действующих салонов остается Chery — 206 точек. У Changan — 200, а у Geely — 199. Число салонов Jetour снизилось с 154 до 145, Exeed и JAC потеряли около 2% своих локаций, теперь их осталось 113 и 103 соответственно. Зато Haval Pro смог увеличить свое присутствие, подняв число точек с 75 до 80. Наибольший прирост продемонстрировал бренд KGM, открыв 24 новых автосалона.
Ранее сообщалось, что скидки на китайские автомобили в России достигли 1 миллиона рублей. Участники рынка объясняют такие щедрые предложения избытком нераспроданных машин на складах дилеров.
Ждать чего то хорошего нет смысла, дешеветь точно не будет
Удивила новость о большом количестве закрытых салонов китайских брэндов, странно все это выглядит, непонятны глубинные причины происходящего, а все что непонятно всегда пугает и настораживает
— На этом инфоповоде мы немного увеличим цены, скажем: «успейте купить автомобили до повышения цен» — все что нужно знать о работе наших автосалонов
Кто хочет авто поменять обязательно сделает это всеми правдами и не правдами
Хитрая тема этот сбор утилизационный, вот интересно, хоть один рубль с этого сбора идет собственно на эту самую утилизацию?
Корейцы возвращаются и это самое главное, китайцам придется поумерить свои жадные аппетиты