Вернуть смертную казнь: что думают политики Татарстана о моратории после трагедии в «Крокусе»

Фото ТАСС

На фоне чудовищной трагедии в российском обществе вновь поднялось обсуждение возможной отмены моратория на смертную казнь. Решение это может принять Конституционный суд, но в крайнем случае придется проводить референдум. Обсуждаем с татарстанскими политиками, возможно ли это и стоит ли вообще отменять мораторий.

Трагические события в концертном зале «Крокус Сити Холл» не оставили равнодушным никого. Многие россияне (и не только они) полагают, что все, чего достойны совершившие настолько жуткое преступление, – это высшая мера наказания. Едва ли не первыми по этому поводу поспешили высказаться политики.

Депутат Госдумы от «Единой России» Александр Спиридонов заявил, что вопрос снятия моратория на смертную казнь обсудят в нижней палате парламента.

О поддержке отмены моратория высказался глава партии «Справедливая Россия» Сергей Миронов.

– Наша партия  будет настаивать на проведении 8 сентября этого года, в Единый день голосования, общенационального референдума о возвращении смертной казни для нелюдей и мерзавцев, которых не должна носить наша планета, – заявил он.

Лидер КПРФ Геннадий Зюганов заявил, что те, кто совершил злодеяние в «Крокус Сити Холле», «не имеют права ходить по земле», но сам вопрос, по его мнению, требует обсуждения.

– Мы уже предлагали в 2019 году… это вопрос очень ответственный. Слишком много злоупотреблений, в том числе со стороны правоохранительной системы, – заявил политик.

Последняя смертная казнь в России была в 1996 году. Россия ввела мораторий на высшую меру наказания в 1997 году, сразу после того, как вошла в Совет Европы. Затем подписанный протокол №6 к Европейской конвенции о защите прав человека наложил мораторий на смертную казнь. До истечения моратория в 2010 году в ноябре 2009 Конституционный суд РФ снова продлил его.

Таким образом, именно решение Конституционного суда налагает вето на смертную казнь, изменить положение может только сам суд. Все, что могут сделать законодатели, – это инициировать новый референдум и изменить Конституцию. Мы поговорили с татарстанскими политиками, представляющими разные партии, и попросили их высказаться по поводу возможности отмены моратория на смертную казнь.

«Главное – это неотвратимость наказания»

Депутат Госсовета Татарстана от ЛДПР, добровольно сражавшийся в зоне СВО Эдуард Шарафиев указал, что после каждой громкой трагедии с большим количеством невинных жертв поднимается вопрос об отмене моратория на смертную казнь.

– Я, как и прежде, считаю, что самое главное – это неотвратимость наказания. А формы наказания могут быть разные – смертная казнь или пожизненное заключение, главное, чтобы наказание свершилось, – подчеркнул собеседник. – У нас вопрос отмены моратория на смертную казнь поднимается всякий раз, когда происходит страшная трагедия, организованная преступниками. При этом общество требует их казни. Но, на мой взгляд, казнь не всегда является достойным наказанием. Взять, к примеру, тех же исламских террористов, которые и в прежние годы совершали теракты в России. Так для них смертная казнь – это благо, потому что они верят, что смерть «за веру», как они считают, – это прямая дорога в рай. Они сознательно идут на смерть.

Шарафиев напомнил, что именно с этим связан жестокий обычай отрезать уши: согласно поверью, Всевышний якобы втягивает в рай за уши, а если у человека нет ушей, то рая ему не видать, а это страшное наказание.

– Другой вопрос, что наказывать надо заказчиков и организаторов теракта. А это западные спецслужбы, организовавшие теракт при поддержке украинских спецслужб. Вот этих людей следует казнить, причем не обязательно по суду. Их просто необходимо уничтожить любым доступным способом. Кстати, уничтожать надо также вдохновителей террора, находящихся в США и в Великобритании. Но для этого не обязательно отменять мораторий на смертную казнь, – добавил народный избранник.

Представитель «Единой России» в татарстанском парламенте Игорь Бикеев в свою очередь отметил, что доводы за и против смертной казни всесторонне обсуждались специалистами разных отраслей знания и известны. Ранее KazanFirst уже поднимал этот вопрос, где Бикеев изложил эти позиции, которые имеют прочный фундамент обоснований.

– Понятно и вызывает сочувствие желание людей, потрясенных чудовищным преступлением, наказать виновных в этом и сходном деяниях так, чтобы другим неповадно было. Чтобы вполне оправданно вызывающие гнев и возмущение наших граждан преступники заплатили своими жизнями за жизни невинных жертв. В условиях испытаний для страны и ее граждан суровая кара убийцам выглядит обоснованной и в какой-то мере способна действовать успокаивающее на общество, – сказал депутат.

В то же время он подчеркнул, что любые серьезные решения были рациональными, взвешенными и находились в правовом поле. Чтобы никто не мог добиваться своих корыстных целей, манипулируя нами с помощью повышения градуса эмоций.

– Да, мнение граждан имеет большое значение для политиков. Поэтому вопрос стал чрезвычайно актуальным и активно обсуждается на разных уровнях, – добавил Бикеев.

Собеседник указал, что решение о восстановлении смертной казни принимает не Госдума. Суть в том, что в определении Конституционного суда РФ от 19 ноября 2009 г. № 1344-О-Р установлено, что в России в силу перечисленных в документе обстоятельств возможность применения смертной казни отсутствует. А согласно ч. 1 ст. 79 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном суде Российской Федерации» решения этого органа окончательны и не подлежат обжалованию.

– Только он сам может их пересмотреть на основании обращений, внесенных в установленном порядке. Например, если посчитает, что указанные обстоятельства изменились. Либо же необходимо менять положение ч. 2 ст. 20 Конституции России, которое посвящено смертной казни, что исключительно сложно, – напомнил политик. – Судьи Конституционного суда – высокопрофессиональные опытные юристы, многие из которых являются серьезными учеными-правоведами. Это я заявляю как доктор юридических наук, профессор и сам действующий ученый. Пусть они и решают сложный вопрос применения смертной казни. Это их работа, дело совести и долг перед нашей страной и согражданами.

«Террористы должны быть наказаны самым жестким образом»

Парламентарий от КПРФ Николай Атласов считает, что вопрос отмены моратория на смертную казнь чрезвычайно сложен. Он напомнил, что КПРФ неоднократно выступала за отмену моратория.

– В предыдущий раз, насколько я помню, эта тема звучала в 2021 году, и тогда, в частности, первый заместитель председателя ЦК КПРФ Юрий Афонин выступил за отмену моратория в случае, если виновник совершил насильственные преступления против несовершеннолетних. Эта тема тогда звучала на фоне педофильских скандалов. Я думаю, что жесткая позиция общественности по отношению к педофилам вполне объяснима и, возможно, в отношении растлителей детей следует применять самые жесткие формы наказания, то есть смертную казнь, – рассуждает Атласов.

Сейчас эта тема вновь прозвучала ввиду ужасающего теракта в подмосковном Красногорске, эмоции перехлестывают, и у нормальных людей возникает вполне естественная реакция, что террористы должны быть наказаны самым жестким образом, полагает депутат. Он напомнил о словах главы партии Геннадия Зюганова, который заявил, что те, кто совершил злодеяние в «Крокус Сити Холле», «не имеют права ходить по земле».

– С учетом этого хочу высказать свое мнение. Я полагаю, что смертную казнь если и вводить, то лишь в отношении некоторых категорий преступников – тех же террористов и педофилов. Но в целом я не считаю, что этой мерой наказания стоит злоупотреблять и применять ее слишком широко, как, например, в Китае. Во-первых, есть другие формы наказания, вполне себе тяжелые, например, то же пожизненное заключение. Во-вторых, всегда есть риск, что могут наказать невиновного. У нас все-таки судебная система далеко не совершенна. Поэтому выносить жесткие приговоры, которые невозможно отменить, следует очень осторожно, – полагает политик.

Первый секретарь татарстанского отделения партии «Коммунисты России» депутат Казгордумы Альфред Валиев высказывается куда категоричнее.

– Я полностью за отмену моратория на смертную казнь! Если его отменят, это будет долгожданное решение – страна обязана себя защищать всеми доступными способами, – заявил Валиев. – Возьмем США. Там, вроде, демократия, как нам рассказывали 30 лет подряд. Но при всем своем лицемерии Америка о безопасности не забывает – она единственная западная страна, где до сих пор разрешена смертная казнь.

Собеседник напомнил, что смертная казнь в США назначается в основном за убийство с отягчающими обстоятельствами. В разных штатах они могут быть разными – это убийство нескольких человек, пытки или изнасилование, убийство полицейского, ребенка. К высшей мере наказания могут быть приговорены как мужчины, так и женщины. Также к смертной казни могут быть приговорены лица, совершившие преступление против государства. Это терроризм и шпионаж.

– Мы сейчас вновь на войне, на войне жесткой: всего за два столетия на нас нападали Наполеон, Антанта после свержения царизма и Гитлер, – напомнил Валиев. – Кроме того, чтобы захватить территорию и наши ресурсы, Запад смертельно ненавидит славян. Я бы так сказал, эта ненависть иррациональна для нас, мы её понять не сможем, но для «них» она основной фактор и мотивация антирусской политики, растянутой на целые века. У Запада нет России на карте мира. И не нужно строить иллюзий на этот счет.

Коммунист заявил, что сегодня против российского народа развязана уже Третья мировая война.

– Мы вынуждены воевать и против террористов, и против националистов и неонацистов Украины, и в который раз против коллективного Запада, который всё это спонсирует, – заключил Валиев.


Чудовищный теракт в «Крокус Сити Холл» 22 марта: что известно

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *