Татарстан активно включился в развитие майнинга. Задача — создать условия, чтобы «лучшие майнеры России работали и жили в Татарстане», заявил вице-премьер РТ Шамиль Гафаров на открытии KazanCryptoForum. Однако майнить сегодня далеко не так выгодно, как это принято считать: индустрия требует миллиардных инвестиций — только тогда профит будет превышать высокую ключевую ставку.
По экспертным данным, в России действует около 135 тысяч майнинговых ферм установленной мощностью 11 ГВт. Из этого объема 3% сконцентрировано в Татарстане, рассказал министр цифрового развития РТ Айрат Хайруллин на VI Казанском криптофоруме.
— Это обусловлено тем, что здесь создана хорошая университетская школа, развивается наука, развивается образование, — пояснил он.
Хайруллин подчеркнул, что внимание властей Татарстана сосредоточено на том, чтобы республика стала «передовым регионом, который создает фундамент новой цифровой экономики».
— Решения в сфере цифровых проектов мы продаем Белоруссии, странам Ближнего Востока, дальнего зарубежья, и, самое главное, за этим стоит большая интеллектуальная мощь, — подчеркнул Хайруллин.
С этой целью в республике устанавливаются «цифровые песочницы» и экспериментальные правовые режимы, помогающие резидентам Татарстана воплощать в жизнь свои проекты, указал чиновник.

Как отметил вице-премьер, руководитель аппарата Кабинета министров РТ Шамиль Гафаров, задача руководства республики «не мешать работать» майнерам Татарстана.
— В этом году мы приняли программу цифровизации на пять лет. Задача республики — создать условия, чтобы лучшие майнеры России работали и жили в Татарстане, — уточнил Гафаров.
Однако в России не прекращается работа по организации регулирования в этой области. Президент Академии наук Татарстана Рифкат Минниханов напомнил, что в 2025 году для майнеров стала обязательной регистрация в реестре Федеральной налоговой службы. Все они обязаны встать на учет в майнинговом реестре. Одновременно криптовалюту признали имуществом, а ее майнинг считается доходом, полученным в натуральной форме.
«В Китае накрыли маркетплейс, где торговали людьми»
Руководитель сервиса по учету, контролю и аналитике криптовалют BitOK Дмитрий Мачихин указал, что криптоиндустрия создавалась для децентрализации и финансовой свободы. При попытках регулирования этой области игроки побегут в подполье.
— Они это уже делают, мы это видим. Даже развитие DEX (Decentralized Exchange — децентрализованная биржа, где торговля криптовалютами происходит без участия централизованного посредника, используя смарт-контракты и блокчейн. — Ред.) и рост объема на них косвенно мои слова подтверждают. Объем DEX опережающе растет по отношению к CEX (централизованные биржи, где активы хранятся на серверах биржи. — Ред.). Это не значит, что нужно полностью уходить в DEX. Централизованные площадки тоже нужны, потому что они дают стабильность, контроль, доверие — все эти слова, которые свойственны классическим финансам, — пояснил Мачихин.

Он отметил, что крипта подчас используется в откровенно криминальных схемах.
— Я говорю о таком криминале, например, как покупка оружия на даркнетном маркетплейсе. Или, я обещал не рассказывать, но это очень интересно — торговля людьми. Недавно накрыли китайский маркетплейс, на котором можно было торговать рабами. Это есть. Все это происходит за крипту, — уточнил эксперт.
По его оценке, доля криминальных транзакций в криптовалютах составляет 0,1% от общего объема и нуждается в особом контроле.
— Очевидно, что понадобились инструменты, которые обеспечивают прозрачность рынка и возможность мягко контролировать операции в сети, а также противодействовать криминалу. Появились сервисы, которые эту работу делают, — рассказал Мачихин.
Он уточнил, что путь децентрализованного использования криптовалют приведет к отказу от фиатных денег. Если же сохранять замкнутый цикл «крипта-фиат, фиат-крипта», то придется играть по определенным правилам.
«Сегодня майнинг — это бизнес велосипедиста»
Как отметил директор компании Mining Depot Артем Карташев, биткоин сегодня — один из самых прибыльных активов.
— 15 мая Банк России выпустил официальный обзор рисков инвестиционного рынка. Первый раз там был рассмотрен биткоин, и в первый же раз биткоин побил всех других конкурентов. Процитирую, что за последние 12 месяцев биткоин показал самую высокую доходность — 38%, золото показало 26%. С начала 2022 года криптовалюта подорожала на 121%, а золото на 97%, — поделился информацией Карташев.
Он оговорился, что риски подъема и спада были всегда. Поэтому знающий инвестор должен уметь выбирать стратегию как наращивания актива, так и оптимизации затрат.
При этом создание криптовалюты может быть невыгодным, указал управляющий партнер группы компаний Algoritm и infinity group Павел Гудимов. Он разделил майнинг на два типа.
— Есть особенно рискованный майнинг — это майнить LifeCoin и верить в доблестного Илона Маска, который в теории может выстрелить монету до BitCoin. Тогда в целом получится 200-300% профита. По сути, авантюра, которая строится на вере во что-то там безоблачное, что курс вырастет и все будет прекрасно. Второй майнинг — это то, во что идут большие капиталы, — объяснил он.

Гудимов считает, что для 99,99% людей справедлив тезис «не надо вкладывать в майнинг». По его словам, все варианты, при которых такие инвестиции будут приносить прибыль, требуют миллиардных инвестиций. Если таких денег нет, то «вам в сторону майнинга даже смотреть не надо».
— Очень часто люди говорят, что за 5,50 рубля/кВтч (стоимость электроэнергии) окупаемость какие-то 15 месяцев, 24 месяца. К сожалению, там вообще нет никакого бизнеса. Предприниматель может добиться лучшего своим основным бизнесом, а не изобретать велосипед. Сегодня майнинг — это бизнес велосипедиста, — указал эксперт.
«Продавать воздух — это всегда очень просто»
Между тем участники форума сошлись во мнении, что сегодня это эффективный инструмент для оптимизации затрат в энергогенерации.
— Если майнеры будут потреблять энергию в ночном режиме, то электричество для каждого гражданина в России подешевеет. Я не буду сейчас объяснять, как работает этот механизм, но это работает так действительно, — подчеркнул Гудимов.
— Майнинг — это эффективное использование электроэнергии. Продавать воздух — это всегда очень просто, но если мы зайдем в корень — это использование электроэнергии, которая образуется в недрах, — согласен с ним вице-президент по развитию сообщества РАКИБ Владислав Петлюк.
— Майнинг сегодня строится, когда твоя розетка [стоит] не более 2,2 рубля/кВтч. Если делать финмодель с учетом сложности, не существует сценария даже при цене $170 тысяч за биткоин, в котором майнинг по 5 рублей/кВтч вообще окупается, — заявил Гудимов.
Он напомнил, что ключевая ставка в России 21%. Если доход от майнинга не позволяет перекрыть эту ставку, значит, «вы занимаетесь какой-то ерундой». По его словам, майнинг всегда был про сверхпрофитность.
Впрочем, Гудимов объяснил, что практически во всех регионах России можно получить стоимость электричества в диапазоне 1,75—2,4 рубля. По его словам, стоимость электроэнергии имеет пять составляющих, почти каждую из которых можно сократить.
Первую составляющую — сбытовую надбавку — можно обнулить, если поставить свою сбытовую компанию. По закону это разрешено. Процедура несложная.
— В Казани, если мне память не изменяет, сбытовая надбавка копеек 18. Есть регионы, где сбытовая надбавка может доходить до 70 копеек без НДС. Эту самую простую составляющую очень легко отсекать, — пояснил эксперт.

Вторую составляющую — мощность — можно обнулить, если не потреблять электроэнергию в пиковые часы.
— К сожалению, не существует пророков, которые угадают этот пиковый час, но если не потреблять днем, ты гарантированно ловишь мощность и не платишь тариф за нее. Это еще минус 1,5 рубля в среднем по всем регионам России.
Следующие две составляющие — сетевая надбавка. Она включает в себя плату за амортизацию сетей и за потери в сети.
— Потери в сети вы компенсировать не можете, а вот плату за амортизацию сетей вы можете снизить до нуля, если не потреблять в определенные часы. Таким образом, практически во всех регионах России можно получить стоимость электричества в диапазоне 1,75—2,4 рубля. Именно такой майнинг мы строим для наших больших клиентов. Это в основном их же промышленные объекты, которые в какой-то момент не используются, — объяснил Гудимов.
Майнинг в Татарстане – это пузырь. Власти делают ставку на умирающую индустрию, которая уже не приносит былых сверхприбылей.
Татарстан становится криптохабом. Развитие майнинга привлечёт инвесторов и IT-специалистов, что укрепит цифровую экономику региона.
Власти отстают от реальности. Пока они обсуждают майнинг, мир уже переходит на AI и Web3 нужно думать о будущем, а не о вчерашнем дне.
Легализация это прежде всего прогресс. Чёткие правила для майнеров помогут очистить индустрию от серых схем и криминала.