«Молодежь идет туда, где платят больше, а работают — меньше»: в Татарстане не хватает поваров и официантов

Республика смогла достичь одной из своих главных целей — четыре миллиона туристов в год. В бюджет республики они принесли 88 миллиардов рублей. Однако пока число гостей растет стремительно вверх, число сотрудников сферы туризма падает вниз, отчего в сторону Госкомитета по туризму летят тапки. 

В 2023 году Татарстан смог достигнуть того, к чему шел 13 лет, — четыре миллиона туристов в год. Правда, пока это предварительная цифра, признался на отчетной коллегии своего ведомства председатель Госкомитета по туризму Татарстана Сергей Иванов. 

— Средняя сумма затрат туриста, не считая транспортные расходы, составила 22,4 тысячи рублей. Опираясь на эти данные, мы прогнозируем, что оборот отрасли туризма с учетом смежных отраслей за 2023 год составит более 88 миллиардов рублей, — пояснил докладчик. — Сегодня мы ежегодно принимаем столько же туристов, сколько нас самих, жителей Татарстана. Со статистикой сложно спорить: республика действительно входит в перечень самых посещаемых регионов России.

Далее Иванов озвучил еще парочку цифр, которые доказывают, что «Татарстан впереди планеты всей». Так, в среднем турист провел в республике 3,2 суток. Оборот в сфере общественного питания за 10 месяцев 2023 года составил 55 миллиардов рублей, что на 25,3% выше аналогичного периода 2022 года. А аэропорт Казани обслужил самое большое количество пассажиров среди регионов Поволжья – более пяти миллионов человек. 

Татарстану не хватает номеров и поваров 

Без проблем 2023 год для сферы туризма, конечно, не обошелся. Нехватка номерного фонда, нехватка кадров и качество оказываемых услуг — эти три проблемных вопроса давно не дают покоя Татарстану. По словам Иванова, последние два года туристический поток в республике растет в основном за счет туристов, которые останавливаются в апартаментах и квартирах. Опрос Ассамблеи туристских волонтеров республики показал, что примерно треть туристов выбирает размещение на квартирах. 

— Давайте честно. Без крупных гостиниц, хорошей инфраструктуры нам сложно будет привлекать большую платежеспособную аудиторию. Тем более, по данным опроса, одна из тенденций туротрасли — рост числа индивидуальных туристов, который будет продолжаться, — отметил председатель Госкомитета. 

Сергей Иванов рассказал, что сейчас его ведомство работает над согласованием механизма, который бы позволил предпринимателям активнее инвестировать в строительство новых гостиниц. Подробностей он не озвучил. 

Вторая проблема — это кадры. Особо остро эта проблема ощущается в туристический сезон. Позже тему кадрового голода подхватил президент ассоциации рестораторов и отельеров республики Зуфар Гаязов. 

— Нехватка поваров ощущается во всех ресторанах как в городе, так и в республике. Количество учебных заведений, выпускающих поваров, очень большое. Динамика развития внутреннего туризма развивается динамично, а количества специалистов, которые выходят из стен этих учебных заведений, недостаточно. Молодежь у нас в основном идет туда, где платят больше, а работают — меньше, — обратил внимание Гаязов.

Причину нехватки президент АРИО РТ видит в пандемии коронавируса, демографической ситуации, количестве трудовых мигрантов из Средней Азии и уровне жизни. Для решения кадрового вопроса, по словам спикера, Ассоциация проводит уроки в школах и привлекает к работе в кафе и ресторанах школьников старших классов. Такую практику хотят распространить и на другие туристические объекты республики. 

Качество оказываемых услуг тоже оставляет желать лучшего. Как заметил Сергей Иванов, при высоком спросе качество часто снижается. 

— В 2023 году мы получали жалобы на вольную интерпретацию исторических фактов экскурсоводами, — поделился глава ведомства, отметив, что с экскурсоводами планируют проводить тренинги.

Проблему прокомментировала вице-премьер Лейла Фазлеева, заявив, что вопросы к отрасли есть. Она предложила для оценки качества туристических услуг в республике чиновникам самим посещать экскурсии, познакомиться с продуктом, обменяться мнениями и обратной связью.

Как Татарстан осваивал речной туризм 

Отдельный доклад на коллегии посвятили развитию речного туризма, который Татарстан начал осваивать относительно недавно. В прошлом году запустили межрегиональные туры на пассажирских судах «Валдай» и «Метеор-2020» по маршрутам Казань – Чебоксары – Казань, Казань – Ульяновск – Казань. Новые метеоры, по словам генерального директора компании «Флот РТ» Романа Лизалина,  за период навигации совершили 181 рейс из Казани в Ульяновск и Свияжск. Всего было перевезено 9,3 тысячи пассажиров. Тут следует оговориться, что запустили суда в августе, что довольно поздно, ведь обычно навигация начинается в конце апреля — начале мая. 

В этом году суда продолжат свою работу с 1 мая. Лизалин даже поделился их предварительным расписанием: Казань — Ульяновск — Казань. Отправление из Казани — 7:00, прибытие в Ульяновск — 11:00. Отправление из Ульяновска — 14:00, прибытие в Казань — 18:00; Казань — Чебоксары — Казань. Отправление из Казани — 8:00, прибытие в Чебоксары — 11:00. Отправление из Чебоксар — 15:00, прибытие в Казань — 18:00.

— Мы не планируем останавливать нашу работу на этом. В ближайшем будущем освоим такие направления, как Нижний Новгород, Самара и Пермь. У населения есть такая потребность, — заявил гендиректор компании «Флот РТ». — В 2023 году мы сходили до Сарапула. Рейс оказался достаточно популярным. Люди просят ввести этот маршрут на регулярной основе, — добавил Роман Лизалин.

Второй проект, который помогает сфере туризма выйти на воду, —  межрегиональный туристский маршрут «Великий Волжский путь». Пока маршрут проходит вместо 14 регионов ПФО по трем – Татарстану, Чувашии и Марий Эл. Он знакомит с историей, культурой и традициями наших народов, проживающих на берегах Волги.

— Нами запланировано подключение новых регионов к проекту и расширение линейки межрегиональных туров, — поделился Сергей Иванов. — В 2023 году межрегиональному маршруту «Великий Волжский путь» присвоен статус национального туристического маршрута. Национальный туристический маршрут – это маршрут, имеющий особое значение для развития внутреннего и въездного туризма.


Читайте также: «Перспективы весьма яркие и греющие душу»: есть ли будущее у речного туризма Татарстана