Выпускников медицинских вузов Татарстана, обучавшихся на бюджете, ожидает трёхлетняя работа в государственных поликлиниках и больницах. Соответствующий законопроект, уже одобренный Госдумой в первом чтении, вызывает неоднозначную реакцию: власти видят в нём решение кадрового дефицита, а студенты и часть экспертов — принудительную меру, которая может отпугнуть абитуриентов.
Выпускников татарстанских медвузов обяжут отработать в госклиниках три года. Госдума в первом чтении одобрила проект реформы медицинского образования, который обязывает студентов-медиков при поступлении на бюджет заключать целевой договор. По сути, это означает, что они должны отработать получение бесплатного образования.
— Выпускники с медицинским и фармацевтическим образованием и полученной первичной аккредитацией специалиста в течение трёх лет должны будут отработать под руководством наставника в медицинских организациях, участвующих в реализации программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи, — говорится в сообщении на сайте Госдумы.
«В законе описаны лишь репрессивные меры по отношению к студентам»
Работа над поправками к закону «Об образовании в РФ» федеральным Минздравом началась ещё в феврале. Первоначально ведомство предлагало обязать выпускников устроиться в государственное медучреждение в течение года после окончания обучения и отработать там три года. Для выпускников колледжей — два года. В случае отказа предполагалось возложить на специалиста обязанность возместить государству стоимость обучения в двукратном размере.
В августе министерство здравоохранения России представило другой вариант законопроекта, который предлагает сделать целевыми все бюджетные места. При нарушении договора выпускники должны будут возместить затраты на своё обучение в трёхкратном размере.
В Минздраве подчеркнули, что поправки в закон направлены на решение проблемы нехватки медицинских кадров и повышение качества медицинской помощи населению. Однако инициатива вызвала споры среди депутатов. Фракция КПРФ раскритиковала документ за отсутствие социальных гарантий для молодых специалистов. Депутат Николай Арефьев заявил, что кадровый дефицит в госклиниках можно решить только повышением зарплат до уровня частных клиник.
— В законе описаны лишь репрессивные меры по отношению к студентам, при этом не закреплены гарантии со стороны государства, — подчеркнул Арефьев.

Тем не менее при голосовании в Госдуме за документ высказались 376 депутатов, один воздержался. Депутаты договорились доработать документ ко второму чтению.
— Это не законопроект «об обязательной отработке», как его окрестили многие СМИ, — подчеркнул глава комитета Госдумы по охране здоровья Сергей Леонов. — Если абитуриент целенаправленно поступает в медицинское учебное заведение, чтобы стать врачом, то очевидно, что в будущем он намерен работать в системе здравоохранения. Законопроект же призван обеспечить возможность трудоустройства такого студента. То есть предоставить гарантию рабочего места, причём выбрать медицинское учреждение абитуриент сможет самостоятельно.
Леонов добавил, что готовит ряд поправок ко второму чтению законопроекта. Он предложил ввести отдельный конкурс для целевых абитуриентов медколледжей, чтобы регионы могли точнее планировать кадровые потребности. Депутат также считает, что Минздраву стоит регулировать приём в коммерческие ординатуры — сейчас, по его словам, готовят слишком много специалистов, не востребованных в системе. А еще Леонов настаивает, чтобы при целевом обучении учитывался «фактор оседлости» — преимущество должны получать те, кто планирует работать в родном регионе.
«Хочешь ты этого или нет — выбора не остаётся»
По данным Минздрава РФ, ежегодно порядка 35% выпускников медицинских вузов и 40% из тех, кто отучился в колледже на фельдшера или медсестру, не идут работать в государственные поликлиники и больницы. То есть они в лучшем случае сразу нанимаются в частные клиники, в худшем — уходят из профессии, не успев толком в неё войти.
Открытых данных о том, сколько в Татарстане студентов-медиков, нет. Как и нет статистики, сколько выпускников трудоустраивается в госучреждения. На момент публикации материала в КГМУ на запрос KazanFirst не ответили.
Известно, что даже студенты-целевики избегают работы в государственных клиниках. Так, за 2019–2020 годы по программе специалитета окончили учебу 579 человек.
Из них трудоустроились только 154, то есть почти четверть от всех выпускников. Ещё 262 студента стали аспирантами, 13 ушли в декрет. А судьба ещё 150 выпускников неизвестна. На это обратил внимание замглавы управления при главе Татарстана по вопросам антикоррупционной политики Рустам Гаязов.

Студенты-медики не в восторге от законопроекта. По их словам, желающих поступить в медвузы будет меньше.
— Мы, конечно, понимаем, что врачей не хватает, особенно в районных больницах, — говорит студентка КГМУ Екатерина. — Но всё же воспринимаем эту идею с тревогой. Получается, что те, кто поступил на бюджет, теперь фактически должны государству. Мы шесть лет учимся, тратим кучу сил и нервов, чтобы стать хорошими специалистами, а после выпуска нас просто распределят. Хочешь ты этого или нет — выбора не остаётся.
По её словам, многие студенты обсуждают, что из-за таких правил поступающих на бюджет может стать меньше. Студентка признаётся, что не против работать в государственной системе, но хотела бы, чтобы это было личным выбором.
«Пациенты ждут не просто диплом, а опыт»
Инициатива Минздрава о трёхлетней обязательной отработке выпускников медицинских вузов вызывает активное обсуждение в профессиональном сообществе. Мнения разделились.
Директор частной клиники «9 месяцев» Аделя Закиева понимает тревогу студентов. По её словам, обязательная отработка и штрафы могут отпугнуть часть абитуриентов, хотя сама цель закона — решить проблему кадрового дефицита в государственных учреждениях — понятна.
— Молодые врачи редко идут работать в частные клиники сразу после выпуска. Пациенты здесь ждут не просто диплом, а опыт. Мы ориентируемся на качество и самоокупаемость, поэтому чаще выбираем тех, кто уже умеет работать с пациентами. Хотя бывают случаи, когда берём выпускников и обучаем их с нуля. Иногда проще воспитать молодого специалиста, чем переучивать опытного, — пояснила Закиева.

В государственных клиниках инициатива получает поддержку. Врач-терапевт из Казани Саида Гамируллина не уверена, что штрафы решат проблему, ведь у выпускников есть выбор места отработки. С ее слов, молодые специалисты будут выбирать больницы с хорошей заработной платой.
— В обязательном распределении, в общем-то, ничего плохого нет, если бы система оплаты труда медицинских работников по всей стране была прозрачной и справедливой. Но в крупных городах зарплаты и другие условия труда лучше, чем в небольших населенных пунктах, — высказалась Гамируллина.
Главный врач 12-й больницы Казани и депутат Госсовета Татарстана Рамиль Ахметов объясняет, что при дефиците кадров до 40% в отдельных учреждениях республики другого способа привлечь молодых специалистов и укомплектовать первичную медсеть просто нет.
— Молодые специалисты приходят разные. Оценки, вроде, у всех неплохие, но знания — не всегда на одинаковом уровне. Ничего страшного: у нас есть наставничество, мы сами мотивируем их к обучению. Редко бывает, чтобы выпускник не смог работать в здравоохранении, — отметил он.
Ахметов добавляет, что для государственных клиник важно показать выпускникам: здесь предлагают хорошие условия и достойную зарплату. По его словам, в частных клиниках тоже обучают, но первичная государственная задача — диспансеризация — раннее выявление хронических и онкологических заболеваний — лежит на госучреждениях.











Это похоже на возвращение к советскому распределению, только без социальных гарантий. Трехкратный штраф за желание строить свою карьеру это не решение кадровой проблемы, а ее усугубление.
Справедливое решение. Если государство оплатило дорогое образование, логично, что выпускник должен отработать эти средства на благо общества. Это поможет обеспечить врачами не только крупные города, но и районы, где кадровый голод особенно ощутим.
Гарантированное рабочее место после университета это то, что нужно многим выпускникам. Теперь у молодых врачей будет стабильность и возможность набраться практического опыта без лишних поисков работы. Хорошая поддержка для начинающих специалистов.
Вместо того чтобы создавать нормальные условия и достойные зарплаты, врачей просто принуждают к работе. Такими методами только отпугнут талантливую молодежь, и качество медицины в итоге пострадает.
Наконец-то решили проблему с нехваткой врачей! Отличная инициатива, которая обеспечит поликлиники молодыми специалистами и даст им бесценный опыт под руководством наставников.
наберут опыта на бюджетных больных-кроликах и в частные клиники
так было и в совковые времена в провинциях