«Все делается с нуля»: куда поедет татарстанский электромобиль «Атом»

Фото: пресс-служба минпромторг РТ

Электрокар «Атом» готовится к выходу на рынок во второй половине 2025 года. Его разработчик заверил KazanFirst, что это автомобиль с высокой локализацией и комплектующие «обойдутся дешевле, чем запчасти для китайских машин». Эксперты отмечают технические и конструкционные новшества «Атома», но говорят о слабом спросе на компактные электромобили в России. Себестоимость «Атома» может оказаться выше, чем у «Москвича», который «собирается из массовых китайских компонентов».

Запуск серийного производства электромобиля «Атом» запланирован на июль этого года, сообщило министерство промышленности и торговли Татарстана. Разработчик автомобиля, АО «Кама», подтвердил KazanFirst, что планируется «запустить серийное производство во второй половине 2025 года».

— Мы тщательно прорабатываем все этапы подготовки, включая финальную сборку, тестирование и сертификацию наших автомобилей, — сказали в компании. 

Там добавили, что о сроках начала продаж сообщат позже.

— Сейчас основное внимание уделяется не только завершению разработок, но и подготовке запуска сервисов для комфортного владения и обслуживания электромобиля, — подчеркнули в «Каме».

Фото: пресс-служба полномочного представительства РТ в РФ

Разработкой «Атома» занимается АО «Кама», основанное главой КАМАЗа Сергеем Когогиным и бизнесменом Рубеном Варданяном. По данным СБИС, генеральным директором назначен Игорь Поваразднюк, который ранее был менеджером по развитию перспективных проектов компании челнинского автогиганта.

В Минпромторге Татарстана подчеркнули, что «Атом» будет «первым российским электромобилем с реальной локализацией более 70%». Центр компетенций и производственная площадка находятся в Москве, подразделения — в Набережных Челнах, Санкт-Петербурге, Тольятти, а также в Нанкине и Шанхае (Китай).

На данный момент выпущено 13 функциональных прототипов. Первые предсерийные образцы были собраны в конце 2024 года.

Более 105 тысяч автомобилей уже забронированы в качестве предзаказа, сообщал директор по бренду компании Иван Соломин. По его словам, значительная часть заказов поступила от корпоративных клиентов, включая представителей из Татарстана. В Минпромторге РТ указали, что среди заказчиков — таксопарки, каршеринги и физические лица.

Способен разгоняться до 100 км/ч менее чем за восемь секунд

«Атом» разработан с нуля российской командой, утверждают в компании «Кама».

— Прежде всего стоит отметить, что электромобиль «Атом» создан на собственной платформе, специально разработанной для электромобилей, а не переделанной из платформы двигателя внутреннего сгорания, — заявил KazanFirst разработчик. — Это дает нам возможность более гибко вносить модификации в существующую модель и в будущем создавать на этой платформе автомобили с другими габаритами — изменять длину, высоту и другие параметры. 

Фото: KazanFirst

По заявлению «Камы», электромобиль способен разгоняться до 100 км/ч менее чем за восемь секунд, а его максимальная скорость составляет 170 км/ч. Запас хода — до 500 километров по циклу WLTC (всемирный гармонизированный тестовый цикл для легковых автомобилей. — Ред.).

Во всех комплектациях автомобиля предусмотрен аккумулятор емкостью 77 кВт·ч, что обеспечивает устойчивую и продолжительную работу. Быстрая зарядка позволяет пополнить запас энергии с 20 до 80% всего за 30 минут при мощности зарядки 120 кВт, утверждают в компании.

Также в «Каме» указывают, что инженеры прилагают «усилия для разработки системы терморегулирования тяговой батареи, адаптированной к климатическим условиям», что обеспечит стабильную работу аккумулятора в любых погодных условиях.

Отдельное внимание разработчики уделяют системам помощи водителю. В автомобиле будет установлена система ADAS (Advanced Driver Assistance System — это совокупность алгоритмов, которые взаимодействуют с водителем и помогают ему управлять транспортом. — Ред.) уровня 2.0+.

— Разработкой ADAS занимается внутренняя команда «Атома», что позволяет глубоко интегрировать систему в архитектуру автомобиля, — подчеркивают в компании. 

Искусственный интеллект помогает распознавать объекты, предсказывать опасные ситуации и принимать решения. Также, сообщают в компании, будет внедрен голосовой помощник, который «понимает естественную речь и выполняет команды водителя».

Фото: пресс-служба Минпромторга РТ

«Российский автомобиль и производится в России»

Говоря о безопасности автомобиля, в «Каме» указывают:

— Мы разрабатываем «Атом» в соответствии с сертификационными требованиями РФ. Также планируем получить высокий рейтинг независимых организаций, оценивающих уровень безопасности. В России это ARCAP, в Китае — C-NCAP.

Батарея будет «защищена усиленным корпусом», в случае аварии питание автоматически отключается с помощью пиропатрона, утверждает разработчик. При боковом столкновении энергию удара распределяют и гасят «ребра жесткости из стали горячей штамповки в кузове и дверях», а также алюминиевые брусья с запатентованной многослойной структурой, встроенные в пороги. Уже проведены салазковые испытания и краш-тесты, результаты которых будут опубликованы позже.

— Операционная система (ОС) позволяет реализовать гораздо более широкий функционал, чем просто воспроизведение музыки или отображение карт, — говорят в компании. 

ОС поддерживает установку сторонних приложений, а также обновления «по воздуху» (OTA). В частности, представлен SDK — Builder — для создания приложений дополненной реальности: 

— Приложения, создаваемые в Builder, будут запускаться в электромобиле на собственном движке AR Engine.

Уровень локализации производства, по словам компании, достигнет 60–70% к моменту запуска. 

— «Атом» — российский автомобиль и производится в России. Все кузовные, стеклянные и пластиковые элементы будут локализованы и обойдутся дешевле, чем запчасти для китайских автомобилей, — подчеркнули в АО «Кама».

Фото: пресс-служба Минпромторга РТ

Рассматривается экспорт автомобилей.

— На встрече президентов России и Узбекистана обсуждался вопрос производства электромобилей «Атом» в Узбекистане для местного рынка и стран Средней Азии… Автомобильный рынок Узбекистана очень интересен… около 6% всех продаваемых автомобилей в этой стране — это электромобили, — сообщили KazanFirst в АО «Кама».

Помимо этого компания не исключает присутствия на рынке Китая, отмечая, что «Китай является самым крупным рынком электромобилей… это очень фрагментированный рынок». Как говорят в компании, определенные ниши для российского продукта найти точно можно.

— Здесь важно не вступать в противостояние из-за убеждения, что в Китае уже существует множество электрических брендов и конкурировать с ними невозможно. Логика должна быть иная: Китай является самым крупным рынком электромобилей, и если новый бренд стремится к масштабированию, то ему следует серьезно рассмотреть свое присутствие в КНР, — заверили в «Каме».

Покупатели «Атома» в России смогут воспользоваться рядом госпрограмм: нулевой транспортный налог, бесплатные парковки, льготный проезд по магистралям и субсидии. Для бизнеса предусмотрены совместные расчеты общей стоимости владения.

Фото: KazanFirst

«Электромобили продаются в мизерных количествах»

Заместитель главного редактора «За рулем» Никита Гудков считает, что проект «Атом» очень интересен «с технической, инженерной точки зрения».

— Все делается с нуля полностью российской командой, достаточно большой и опытной… Я знаю, что там работают многие мои бывшие коллеги по «Рено Россия». Знаю, что за техническую часть отвечает Харальд Грюбель, который был в течение нескольких лет вице-президентом ВАЗа по инжинирингу, и это действительно немецкий специалист высокого класса… Когда автомобиль создается с нуля, без унификации, с какими-то имеющимися конструкциями можно сделать конструкцию действительно современной, интересной, перспективной.

С точки зрения маркетинга Гудков подчеркивает, что изначально «Атом» позиционировался как автомобиль для B2B-сегмента — такси, каршеринга, доставки, однако конструктивные особенности противоречат этому.

— Во-первых, сам по себе автомобиль небольшой, что несколько ограничивает его применение. В ряде перечисленных случаев самое главное, что задние двери распашные, они открываются только после открытия передних, что для такси сложно, вплоть до неприемлемого, я бы сказал. Получается, что достаточно большой потенциальный рынок сбыта уходит, — говорит эксперт.

Он также отмечает, что высокая технологичность автомобиля может сделать его дороже: 

— Поскольку в нем есть современные технологические решения типа тех же дверей, которые требуют усиления кузова. Электроника, рулевое управление по проводам и так далее. Автомобиль технически выглядит достаточно дорогим. То есть можно предположить, что себестоимость будет высокой, уж точно выше, чем, например, у «Москвича» 3Е, который собирается из дешевых и массовых китайских компонентов, которые давно отработаны.

По мнению Гудкова, это усложнит конкурентную борьбу, особенно в Москве, где поддерживается проект «Москвич». 

— Я не вижу предпосылок, чтобы «Атом» прямо с ходу был дешевле, — подытоживает он. 

Также он обращает внимание на отсутствие устойчивого спроса на небольшие электромобили в России: 

— Электромобили продаются в мизерных количествах, по паре тысяч штук в месяц сейчас, но это прежде всего большие престижные машины, типа Zeekr’ов, Tesla и тому подобного. Запроса на маленький электромобиль нет. 

В качестве примера он приводит низкий интерес к модели Ora 03 от Great Wall.

Фото: KazanFirst

«Цены могут быть увеличены на востребованные модели»

Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов говорит, что электромобиль может быть интересен нескольким группам потребителей.

— В первую очередь тем, у кого ответственная экологическая позиция. А также тем, кто выбирает отечественную продукцию, кроме того, данным электромобилем могут заинтересоваться те потребители, для которых важна его стоимость, — подчеркивает он. 

Эксперт отмечает, что интерес может возникнуть и за рубежом.

— Перспективы данного автомобиля будут зависеть от его технических характеристик, внешнего и внутреннего вида и, конечно, цены. Кроме того, перспективы данного электромобиля будут зависеть от удобства его продаж, наличия сети последующего обслуживания, обеспеченности запасными частями, — добавляет Баранов.

Он также предполагает, что цена останется стабильной в первые месяцы, но может быть повышена впоследствии: 

— В первую очередь это связано с ростом стоимости используемых товаров и услуг, ситуацией в экономике, мерами регулирования… цены могут быть увеличены на наиболее востребованные модели.

Фото: пресс-центр АО «Сетевая компания»

В Татарстане продажи электрокаров упали на 78%

В Татарстане, согласно данным агентства «Автостат», продажи новых электромобилей в I квартале 2025 года упали почти на 78%. Было реализовано всего 34 автомобиля, против 152 годом ранее. Лидирует бренд Zeekr, но с резким снижением продаж — с 92 до 13 автомобилей. Второе место у Avatr, который увеличил продажи с четырех до шести машин. Продажи Evolute остались на прежнем уровне — три единицы. Geely и другие бренды реализовали по три автомобиля, Voyah — два.

Среди моделей первое место занимает Zeekr 001 — девять авто, далее Avatr 11 — три, Evolute I-PRO — три, Geely EX5 — три, Avatr 12 и Zeekr 7X — по два. Прочие модели — в сумме 12 автомобилей (–84,4%).

Как сообщили KazanFirst в пресс-службе ГК «Автодом», «сегмент электромобилей в России в 2025 году продолжает развиваться, несмотря на сохраняющиеся логистические, инфраструктурные и экономические ограничения».

Представитель компании отметил, что основными драйверами роста сегодня остаются китайские бренды: 

— Модели таких производителей, как Evolute, Zeekr и Voyah, продолжают активно наращивать свое присутствие на рынке. При этом доля европейских и американских марок сократилась до минимума.

По данным компании, в I квартале 2025 года продажи новых электромобилей в стране выросли.

— Рост составил более 30% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, что свидетельствует о постепенном увеличении потребительского интереса к этому сегменту, — указали в ГК «Автодом».

Фото: tatarstan.ru

В регионах доступность зарядок остается ограниченной

Вместе с тем серьезной проблемой по-прежнему остается инфраструктура.

— Число зарядных станций в стране действительно увеличивается, но этот рост неравномерный. Основная концентрация по-прежнему наблюдается в крупных городах и на федеральных трассах. В регионах же доступность зарядных мощностей остается ограниченной, что делает электромобили менее привлекательными для пользователей в небольших населенных пунктах, — поясняют в компании.

В то же время в 2025 году власти продолжили субсидирование установки зарядных устройств на парковках многоквартирных жилых домов и возле коммерческих зданий. По мнению экспертов, «это важный шаг, который в перспективе должен сократить инфраструктурный разрыв». 

— Мы наблюдаем разнонаправленные тенденции. С одной стороны, некоторые модели демонстрируют снижение цен из-за укрепления рубля и стабилизации логистики. С другой — премиальные электрокары остаются малодоступными из-за высоких пошлин и отсутствия локального производства, — прокомментировали ситуацию с ценами на электромобили в «Автодоме».

Также в компании обратили внимание на проблемы постгарантийного обслуживания: 

— Отсутствие оригинальных компонентов и сервисных мощностей по-прежнему повышает стоимость владения электромобилем в долгосрочной перспективе.

В «Автодоме» делают вывод, что на фоне всех факторов стоит признать, что «рынок электромобилей в России развивается по инерционному сценарию». Он растет, но не за счет внутренней инициативы и поддержки, а благодаря «усилиям отдельных производителей и потребительскому энтузиазму». 

При этом в компании подчеркивают, что если в ближайшие годы не будет «системного подхода к инфраструктуре и сервису», то рост может замедлиться. Но в случае консолидации усилий государства и бизнеса рынок способен выйти на «качественно новый уровень», особенно с учетом растущего интереса к гибридным моделям и электрокроссоверам.

Всё самое интересное в наших группах Tелеграм и ВКонтакте.


Читайте также: «Вбухиваем в дороги, а перевезти человека не можем»: Минтранс РТ предложил ездить на попутках

Comment section

8 КОММЕНТАРИЕВ
  1. Кто бы что не говорил, но это действительно событие как для нас, так и для всей страны, свое оно всегда свое, пусть будут дальше на пути трудности и сложности, но это нормальное явления при запуске совершенно нового производства, нужно набить свои шишки, найти причины неудач, исправить их ну и так далее…Дорогу осилит идущий

  2. Судя по тону статьи скепсиса больше чем оптимизма, практика покажет кто прав, кто ошибался, сейчас рано еще делать выводы

  3. С нуля всегда тяжелей, это как в сотый раз велосипед изобретать

  4. А как же быть с зарядными станциями? Ну купил ты «Атом» и что, только внутри города и будешь ездить не опасаясь встать «разряженным, а хочется рвануть к морю например

  5. Интересный материал, такой разброс мыслей, суждений и выводов и это неудивительно, дело то для нас новое, рай для инженеров, твори, придумывай и пробуй, задачи стоят очень нетривиальные со многими неизвестными, по доброму завидую разработчикам

  6. Тяжело будет Атому занимать свою нишу на рынке, там столько китайцев

  7. Старт серийного производства «Атома» запланировали на середину 2025-го на заводе «Москвич».

    Электромобиль построен на собственной платформе и включает в себя основание, шасси, высоковольтную систему, электрику и электронику.
    Для электромобиля разработаны собственная операционная система и магазин приложений. Всеми системами автомобиля будет управлять «Атом ОС» с маркетплейсом приложений Atomverse.

    Никакого Татартсана и в помине нет…

  8. электромобиль лучше всего подойдёт для пригорода и сельской местности , из-за того, что пробега будет меньше расход электроэнергии меньше

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *