Электрокар «Атом» готовится к выходу на рынок во второй половине 2025 года. Его разработчик заверил KazanFirst, что это автомобиль с высокой локализацией и комплектующие «обойдутся дешевле, чем запчасти для китайских машин». Эксперты отмечают технические и конструкционные новшества «Атома», но говорят о слабом спросе на компактные электромобили в России. Себестоимость «Атома» может оказаться выше, чем у «Москвича», который «собирается из массовых китайских компонентов».
Запуск серийного производства электромобиля «Атом» запланирован на июль этого года, сообщило министерство промышленности и торговли Татарстана. Разработчик автомобиля, АО «Кама», подтвердил KazanFirst, что планируется «запустить серийное производство во второй половине 2025 года».
— Мы тщательно прорабатываем все этапы подготовки, включая финальную сборку, тестирование и сертификацию наших автомобилей, — сказали в компании.
Там добавили, что о сроках начала продаж сообщат позже.
— Сейчас основное внимание уделяется не только завершению разработок, но и подготовке запуска сервисов для комфортного владения и обслуживания электромобиля, — подчеркнули в «Каме».

Разработкой «Атома» занимается АО «Кама», основанное главой КАМАЗа Сергеем Когогиным и бизнесменом Рубеном Варданяном. По данным СБИС, генеральным директором назначен Игорь Поваразднюк, который ранее был менеджером по развитию перспективных проектов компании челнинского автогиганта.
В Минпромторге Татарстана подчеркнули, что «Атом» будет «первым российским электромобилем с реальной локализацией более 70%». Центр компетенций и производственная площадка находятся в Москве, подразделения — в Набережных Челнах, Санкт-Петербурге, Тольятти, а также в Нанкине и Шанхае (Китай).
На данный момент выпущено 13 функциональных прототипов. Первые предсерийные образцы были собраны в конце 2024 года.
Более 105 тысяч автомобилей уже забронированы в качестве предзаказа, сообщал директор по бренду компании Иван Соломин. По его словам, значительная часть заказов поступила от корпоративных клиентов, включая представителей из Татарстана. В Минпромторге РТ указали, что среди заказчиков — таксопарки, каршеринги и физические лица.
Способен разгоняться до 100 км/ч менее чем за восемь секунд
«Атом» разработан с нуля российской командой, утверждают в компании «Кама».
— Прежде всего стоит отметить, что электромобиль «Атом» создан на собственной платформе, специально разработанной для электромобилей, а не переделанной из платформы двигателя внутреннего сгорания, — заявил KazanFirst разработчик. — Это дает нам возможность более гибко вносить модификации в существующую модель и в будущем создавать на этой платформе автомобили с другими габаритами — изменять длину, высоту и другие параметры.

По заявлению «Камы», электромобиль способен разгоняться до 100 км/ч менее чем за восемь секунд, а его максимальная скорость составляет 170 км/ч. Запас хода — до 500 километров по циклу WLTC (всемирный гармонизированный тестовый цикл для легковых автомобилей. — Ред.).
Во всех комплектациях автомобиля предусмотрен аккумулятор емкостью 77 кВт·ч, что обеспечивает устойчивую и продолжительную работу. Быстрая зарядка позволяет пополнить запас энергии с 20 до 80% всего за 30 минут при мощности зарядки 120 кВт, утверждают в компании.
Также в «Каме» указывают, что инженеры прилагают «усилия для разработки системы терморегулирования тяговой батареи, адаптированной к климатическим условиям», что обеспечит стабильную работу аккумулятора в любых погодных условиях.
Отдельное внимание разработчики уделяют системам помощи водителю. В автомобиле будет установлена система ADAS (Advanced Driver Assistance System — это совокупность алгоритмов, которые взаимодействуют с водителем и помогают ему управлять транспортом. — Ред.) уровня 2.0+.
— Разработкой ADAS занимается внутренняя команда «Атома», что позволяет глубоко интегрировать систему в архитектуру автомобиля, — подчеркивают в компании.
Искусственный интеллект помогает распознавать объекты, предсказывать опасные ситуации и принимать решения. Также, сообщают в компании, будет внедрен голосовой помощник, который «понимает естественную речь и выполняет команды водителя».

«Российский автомобиль и производится в России»
Говоря о безопасности автомобиля, в «Каме» указывают:
— Мы разрабатываем «Атом» в соответствии с сертификационными требованиями РФ. Также планируем получить высокий рейтинг независимых организаций, оценивающих уровень безопасности. В России это ARCAP, в Китае — C-NCAP.
Батарея будет «защищена усиленным корпусом», в случае аварии питание автоматически отключается с помощью пиропатрона, утверждает разработчик. При боковом столкновении энергию удара распределяют и гасят «ребра жесткости из стали горячей штамповки в кузове и дверях», а также алюминиевые брусья с запатентованной многослойной структурой, встроенные в пороги. Уже проведены салазковые испытания и краш-тесты, результаты которых будут опубликованы позже.
— Операционная система (ОС) позволяет реализовать гораздо более широкий функционал, чем просто воспроизведение музыки или отображение карт, — говорят в компании.
ОС поддерживает установку сторонних приложений, а также обновления «по воздуху» (OTA). В частности, представлен SDK — Builder — для создания приложений дополненной реальности:
— Приложения, создаваемые в Builder, будут запускаться в электромобиле на собственном движке AR Engine.
Уровень локализации производства, по словам компании, достигнет 60–70% к моменту запуска.
— «Атом» — российский автомобиль и производится в России. Все кузовные, стеклянные и пластиковые элементы будут локализованы и обойдутся дешевле, чем запчасти для китайских автомобилей, — подчеркнули в АО «Кама».

Рассматривается экспорт автомобилей.
— На встрече президентов России и Узбекистана обсуждался вопрос производства электромобилей «Атом» в Узбекистане для местного рынка и стран Средней Азии… Автомобильный рынок Узбекистана очень интересен… около 6% всех продаваемых автомобилей в этой стране — это электромобили, — сообщили KazanFirst в АО «Кама».
Помимо этого компания не исключает присутствия на рынке Китая, отмечая, что «Китай является самым крупным рынком электромобилей… это очень фрагментированный рынок». Как говорят в компании, определенные ниши для российского продукта найти точно можно.
— Здесь важно не вступать в противостояние из-за убеждения, что в Китае уже существует множество электрических брендов и конкурировать с ними невозможно. Логика должна быть иная: Китай является самым крупным рынком электромобилей, и если новый бренд стремится к масштабированию, то ему следует серьезно рассмотреть свое присутствие в КНР, — заверили в «Каме».
Покупатели «Атома» в России смогут воспользоваться рядом госпрограмм: нулевой транспортный налог, бесплатные парковки, льготный проезд по магистралям и субсидии. Для бизнеса предусмотрены совместные расчеты общей стоимости владения.

«Электромобили продаются в мизерных количествах»
Заместитель главного редактора «За рулем» Никита Гудков считает, что проект «Атом» очень интересен «с технической, инженерной точки зрения».
— Все делается с нуля полностью российской командой, достаточно большой и опытной… Я знаю, что там работают многие мои бывшие коллеги по «Рено Россия». Знаю, что за техническую часть отвечает Харальд Грюбель, который был в течение нескольких лет вице-президентом ВАЗа по инжинирингу, и это действительно немецкий специалист высокого класса… Когда автомобиль создается с нуля, без унификации, с какими-то имеющимися конструкциями можно сделать конструкцию действительно современной, интересной, перспективной.
С точки зрения маркетинга Гудков подчеркивает, что изначально «Атом» позиционировался как автомобиль для B2B-сегмента — такси, каршеринга, доставки, однако конструктивные особенности противоречат этому.
— Во-первых, сам по себе автомобиль небольшой, что несколько ограничивает его применение. В ряде перечисленных случаев самое главное, что задние двери распашные, они открываются только после открытия передних, что для такси сложно, вплоть до неприемлемого, я бы сказал. Получается, что достаточно большой потенциальный рынок сбыта уходит, — говорит эксперт.
Он также отмечает, что высокая технологичность автомобиля может сделать его дороже:
— Поскольку в нем есть современные технологические решения типа тех же дверей, которые требуют усиления кузова. Электроника, рулевое управление по проводам и так далее. Автомобиль технически выглядит достаточно дорогим. То есть можно предположить, что себестоимость будет высокой, уж точно выше, чем, например, у «Москвича» 3Е, который собирается из дешевых и массовых китайских компонентов, которые давно отработаны.
По мнению Гудкова, это усложнит конкурентную борьбу, особенно в Москве, где поддерживается проект «Москвич».
— Я не вижу предпосылок, чтобы «Атом» прямо с ходу был дешевле, — подытоживает он.
Также он обращает внимание на отсутствие устойчивого спроса на небольшие электромобили в России:
— Электромобили продаются в мизерных количествах, по паре тысяч штук в месяц сейчас, но это прежде всего большие престижные машины, типа Zeekr’ов, Tesla и тому подобного. Запроса на маленький электромобиль нет.
В качестве примера он приводит низкий интерес к модели Ora 03 от Great Wall.

«Цены могут быть увеличены на востребованные модели»
Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов говорит, что электромобиль может быть интересен нескольким группам потребителей.
— В первую очередь тем, у кого ответственная экологическая позиция. А также тем, кто выбирает отечественную продукцию, кроме того, данным электромобилем могут заинтересоваться те потребители, для которых важна его стоимость, — подчеркивает он.
Эксперт отмечает, что интерес может возникнуть и за рубежом.
— Перспективы данного автомобиля будут зависеть от его технических характеристик, внешнего и внутреннего вида и, конечно, цены. Кроме того, перспективы данного электромобиля будут зависеть от удобства его продаж, наличия сети последующего обслуживания, обеспеченности запасными частями, — добавляет Баранов.
Он также предполагает, что цена останется стабильной в первые месяцы, но может быть повышена впоследствии:
— В первую очередь это связано с ростом стоимости используемых товаров и услуг, ситуацией в экономике, мерами регулирования… цены могут быть увеличены на наиболее востребованные модели.

В Татарстане продажи электрокаров упали на 78%
В Татарстане, согласно данным агентства «Автостат», продажи новых электромобилей в I квартале 2025 года упали почти на 78%. Было реализовано всего 34 автомобиля, против 152 годом ранее. Лидирует бренд Zeekr, но с резким снижением продаж — с 92 до 13 автомобилей. Второе место у Avatr, который увеличил продажи с четырех до шести машин. Продажи Evolute остались на прежнем уровне — три единицы. Geely и другие бренды реализовали по три автомобиля, Voyah — два.
Среди моделей первое место занимает Zeekr 001 — девять авто, далее Avatr 11 — три, Evolute I-PRO — три, Geely EX5 — три, Avatr 12 и Zeekr 7X — по два. Прочие модели — в сумме 12 автомобилей (–84,4%).
Как сообщили KazanFirst в пресс-службе ГК «Автодом», «сегмент электромобилей в России в 2025 году продолжает развиваться, несмотря на сохраняющиеся логистические, инфраструктурные и экономические ограничения».
Представитель компании отметил, что основными драйверами роста сегодня остаются китайские бренды:
— Модели таких производителей, как Evolute, Zeekr и Voyah, продолжают активно наращивать свое присутствие на рынке. При этом доля европейских и американских марок сократилась до минимума.
По данным компании, в I квартале 2025 года продажи новых электромобилей в стране выросли.
— Рост составил более 30% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, что свидетельствует о постепенном увеличении потребительского интереса к этому сегменту, — указали в ГК «Автодом».

В регионах доступность зарядок остается ограниченной
Вместе с тем серьезной проблемой по-прежнему остается инфраструктура.
— Число зарядных станций в стране действительно увеличивается, но этот рост неравномерный. Основная концентрация по-прежнему наблюдается в крупных городах и на федеральных трассах. В регионах же доступность зарядных мощностей остается ограниченной, что делает электромобили менее привлекательными для пользователей в небольших населенных пунктах, — поясняют в компании.
В то же время в 2025 году власти продолжили субсидирование установки зарядных устройств на парковках многоквартирных жилых домов и возле коммерческих зданий. По мнению экспертов, «это важный шаг, который в перспективе должен сократить инфраструктурный разрыв».
— Мы наблюдаем разнонаправленные тенденции. С одной стороны, некоторые модели демонстрируют снижение цен из-за укрепления рубля и стабилизации логистики. С другой — премиальные электрокары остаются малодоступными из-за высоких пошлин и отсутствия локального производства, — прокомментировали ситуацию с ценами на электромобили в «Автодоме».
Также в компании обратили внимание на проблемы постгарантийного обслуживания:
— Отсутствие оригинальных компонентов и сервисных мощностей по-прежнему повышает стоимость владения электромобилем в долгосрочной перспективе.
В «Автодоме» делают вывод, что на фоне всех факторов стоит признать, что «рынок электромобилей в России развивается по инерционному сценарию». Он растет, но не за счет внутренней инициативы и поддержки, а благодаря «усилиям отдельных производителей и потребительскому энтузиазму».
При этом в компании подчеркивают, что если в ближайшие годы не будет «системного подхода к инфраструктуре и сервису», то рост может замедлиться. Но в случае консолидации усилий государства и бизнеса рынок способен выйти на «качественно новый уровень», особенно с учетом растущего интереса к гибридным моделям и электрокроссоверам.
Кто бы что не говорил, но это действительно событие как для нас, так и для всей страны, свое оно всегда свое, пусть будут дальше на пути трудности и сложности, но это нормальное явления при запуске совершенно нового производства, нужно набить свои шишки, найти причины неудач, исправить их ну и так далее…Дорогу осилит идущий
Судя по тону статьи скепсиса больше чем оптимизма, практика покажет кто прав, кто ошибался, сейчас рано еще делать выводы
С нуля всегда тяжелей, это как в сотый раз велосипед изобретать
А как же быть с зарядными станциями? Ну купил ты «Атом» и что, только внутри города и будешь ездить не опасаясь встать «разряженным, а хочется рвануть к морю например
Интересный материал, такой разброс мыслей, суждений и выводов и это неудивительно, дело то для нас новое, рай для инженеров, твори, придумывай и пробуй, задачи стоят очень нетривиальные со многими неизвестными, по доброму завидую разработчикам
Тяжело будет Атому занимать свою нишу на рынке, там столько китайцев
Старт серийного производства «Атома» запланировали на середину 2025-го на заводе «Москвич».
Электромобиль построен на собственной платформе и включает в себя основание, шасси, высоковольтную систему, электрику и электронику.
Для электромобиля разработаны собственная операционная система и магазин приложений. Всеми системами автомобиля будет управлять «Атом ОС» с маркетплейсом приложений Atomverse.
Никакого Татартсана и в помине нет…
электромобиль лучше всего подойдёт для пригорода и сельской местности , из-за того, что пробега будет меньше расход электроэнергии меньше