Все порвались, а Челны нет: как автограду удалось избежать аварий

Износ городских тепловых сетей составляет порядка 60%, денег катастрофически недостаточно, но перебоев в работе системы нет. Разбираемся в коммунальном секрете автограда.

Зима 2023-2024 годов выдалась морозная и снежная. Коммунальные аварии случались в разных городах России. В подмосковном Климовске почти неделю две сотни домов оставались без отопления — и это при температуре, опускавшейся до 27 градусов ниже нуля. В Иваново порыв трубы привел к отключению от теплоснабжения 42 многоквартирных домов. Термометры на тот момент показывали минус 18. В хабаровском поселке имени Горького буквально на днях без водоснабжения остался целый спальный район.

Татарстан не остался в стороне от такого невеселого тренда. Без воды сидел Альметьевск, где аварийная ситуация возникла при подключении к центральному водоснабжению нового дома. Нижнекамцам из-за отсутствия воды пришлось топить снег. В Чистополе один и тот же трубопровод прорывало трижды за неделю. Да и Казань коммунальные аварии не обошли стороной.

Челны на фоне подобного коммунального коллапса выглядят на удивление стабильно. Ни один дом за зимний период не остался без тепла или горячей воды. А ведь автоград — это 700 километров теплосетей. И не самых новых: по словам директора Набережночелнинских теплосетей (НЧТС, филиал Татэнерго) Айрата Зайнуллина, изношено порядка 60%.

— Аварии, конечно, были. Но мы с ними справлялись. Так что люди не успевали почувствовать перебои, — отметил директор НЧТС.

Безаварийную работу обеспечивает несколько факторов. Первый и, пожалуй, главный имеет конкретное имя: главный инженер предприятия Артем Гришанин, отмечает глава теплосетей. Стаж работы специалиста — 30 лет.

— Состояние сетей знает так, что еще весной может сказать, на каких участках следующей зимой почти наверняка произойдут порывы. Эти участки труб мы и меняем в первую очередь, — раскрывает секрет директор.

Много лет рост тарифов на коммунальные услуги находится под жестким контролем федерального правительства. Потому НЧТС на обновление теплосетей получает половину от необходимого финансирования. Износ растет. Но аварии жизнь горожанам не портят. Резонный вопрос: как так получается?

— Мы внедряем систему оперативно-дистанционного контроля. Придумали ее не мы, но мы ее внедряем, — раскрыл следующий фактор Зайнуллин.

СОДК — система сложная, но сводится она к тому, что вдоль трубы тянется медный провод. Там, где возникает «свищ», провод намокает. Сигнал об этом поступает в диспетчерскую, и на место срочно выезжает ремонтная бригада. Течь устраняют, не дожидаясь большого порыва.

— У нас достаточно высокий уровень диспетчеризации и автоматизации. Диспетчер у себя с пульта может открывать и закрывать запорную арматуру, расположенную на большом расстоянии, — делится Зайнуллин. — Произошел порыв — диспетчер тут же закрыл задвижку и выслал бригаду. Раньше, пока бригада ехала, вода вытекала и труба в ней тонула. Сейчас приезжают — труба сухая, место работы нормальное. И воду не теряем, и ремонтировать можно сразу, без подготовки.

Еще одно выгодное отличие Челнов — это большое количество закольцовок. Это такой метод прокладки сетей, который позволяет в случае порыва обеспечивать теплоснабжение по обходному пути. И ремонт идет, и вода на объект продолжает поступать.

— Закольцовки были спроектированы и заложены еще во времена строительства города. Сейчас они нас очень выручают, — сообщает директор НЧТС.

И последнее, что влияет на качество и скорость ремонта, — это оснащение бригад специалистов. Ремонтников обеспечили качественным и новым оборудованием: генераторами, сварочными аппаратами, инструментами, системой освещения.

— Плюс огромный опыт — ребята работают не один десяток лет, — говорит Зайнуллин.

Руководители и так называемый рядовой персонал НЧТС — это одна дружная команда. Вот почему, несмотря на уже весьма внушительный износ сетей, порывы все еще не омрачают жизнь города, перебоев со снабжением теплом и горячей водой нет. И хочется верить, что не будет.

Автор материала — Сергей Исичко, фото — KazanFirst

Читайте также: Повторит ли Татарстан аварии на теплосетях как в Подмосковье?