С марта 2026 года вступит в силу принятый Госдумой РФ закон о локализации автомобилей для таксистов. Ездить придется только на отечественных машинах. Опрошенные KazanFirst автоэксперты выступают против принятого решения. Они прогнозируют дефицит автомобилей, их подорожание, а также рост цен на такси до 50%.
Госдума приняла закон об установлении требований к уровню локализации автомобилей, используемых в качестве легкового такси. Новые правила вступят в силу с 1 марта 2026 года.
Инициаторами закона стали глава комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов и председатель комитета Госдумы по промышленности и торговле Владимир Гутенев (оба из «Единой России»). Они посчитали, что «без применения дополнительных мер стимулирования спроса на продукцию отечественных автопроизводителей будут нарастать риски». Среди них «потери существенной доли продаж российскими автопроизводителями и производителями автокомпонентов, как следствие – падение выручки, недозагрузка производственных мощностей и высвобождение работников». Также они высказали опасения касательно «утраты инженерных и технологических компетенций» и «повышения степени зависимости сети такси от импортных поставок автомобилей, запчастей и оборудования».
Согласно законопроекту, в такси можно будет использовать автомобили отечественного производства, которым присвоено более 3,2 тысячи баллов локализации (начисляются за каждую произведенную в России деталь), либо машина должна быть произведена в рамках специнвестконтрактов (СПИК), заключенных в период с 1 марта 2022-го по 1 марта 2025-го. Кроме того, возможен допуск транспорта, выпущенного по более позднему СПИК, однако это потребует решения правительства.

Специнвестконтракты предусматривают обязанность инвестора по внедрению или разработке той или иной технологии в обмен на налоговые льготы, особые условия аренды земельных участков для создания производства и прочее.
Отмечается, что с 2033 года единственным условием включения в реестр станет количество баллов локализации.
В Госдуме уточнили, что требования не будут применяться к автомобилям, внесенным в реестры до 1 марта 2026 года. Разрешение на работу в такси действует пять лет. В части регионов закон вступит в силу позже. Для Калининградской области и Сибирского федерального округа дана отсрочка до 1 марта 2028 года, для Дальнего Востока — до 1 марта 2030 года.
Сейчас требованиям соответствуют четыре модели Lada (Granta, Vesta, Iskra, Aura), «Москвич-3» и «Москвич-6», XCITE X-Cross 7 и X-Cross 8, электромобили Evolute i-PRO и i-JOY.
Кроме того, законопроект дает право устанавливать категории транспортных средств, используемых в качестве легкового такси, на которые не будут распространяться требования о локализации. Например, «на сегодня нецелесообразно распространять требования о локализации на транспортные средства стоимостью более 4 млн рублей, используемые в качестве легковых такси для пассажирских перевозок повышенной комфортности: «бизнес-класс» и выше, объяснили разработчики закона.

— При введении в будущем обязательных требований по локализации к автомобилям, используемым в качестве легковых такси, будет сформирован значительный (порядка 100 тысяч автомобилей ежегодно) рынок сбыта для отечественных автопроизводителей со стабильным спросом. Тем самым будут простимулированы продажи и производство российских легковых автомобилей, — сказано в пояснительной записке к проекту принятого закона.
Самозанятым водителям менять машину не потребуется. Об этом на пленарном заседании заявил председатель Госдумы Вячеслав Володин.
— Нам надо, безусловно, учесть, что частник, который работает в извозе, занимаясь этой деятельностью, не должен быть обижен. Для этого принято решение, что можно использовать свой автомобиль, пока он не выработает ресурс, — сказал он.

В исследовании аналитического центра при правительстве РФ сообщается, что при «существующих условиях законопроекта отрасль может потерять до 507 тысяч водителей», а также «до 289 млрд рублей — объем выпадающих доходов водителей».
Для этого аналитики предлагают расширить номенклатуру доступных автомобилей, что «поможет сохранить работу более 240 тысяч водителей на собственном автомобиле в период до 2028 года». Также предлагается предоставлять льготный лизинг и субсидирование покупки соответствующих требованиям законопроекта автомобилей такси и смягчить требования законопроекта для частично занятых водителей на собственном автомобиле.
«Не смогут войти на легальный рынок такси»
С 1 марта 2026 года в реестр легковых такси нельзя будет внести нелокализованный автомобиль. При этом уже внесенные в реестр легковых такси автомобили остаются там бессрочно, точнее, пока их не снимут с учета в ГАИ или владелец сам не подаст заявление на исключение из реестра. Об этом KazanFirst заявил руководитель отдела по связям с общественностью сервиса такси «Максим» Павел Стенников.
К принятому закону он отнесся отрицательно. По его словам, «плохо все то, что затрудняет работу наших партнеров-перевозчиков и ведет к увеличению их расходов».
— Ни в одном государстве мира, в том числе имеющем свой автопром, не существуют административные, законодательные запреты на использование в такси автомобилей конкретных марок и стран производства. Развитой мировой практикой являются экономические программы стимулирования спроса на отечественный автомобиль, постоянная разработка и совершенствование автомобилей, специально выпускаемых для использования в такси, — сообщил Стенников.

Собеседник уверен, что «негативные последствия будут». Он подчеркнул, что норма не учитывает основной инструмент обновления автопарка — лизинг. Функция доступна только юридическим лицам, а не самозанятым. Также, по его словам, «те, кто захочет получить разрешение на деятельность такси, но не имеет возможности или желания менять свой автомобиль на отечественный, не смогут войти на легальный рынок такси».
Всего у партнеров сервиса «Максим» в Татарстане насчитывается около 40% автомобилей отечественных марок.
— За пять лет, с начала 2020 года, продукция «АвтоВАЗа» подорожала в два-три раза. Если эта тенденция сохранится, а административный запрет на использование в такси других автомобилей этому способствует, то и цены на поездки увеличатся. Проблема ценообразования на российском авторынке — это отдельная больная тема, — заявил собеседник. — По мере увеличения доли отечественных авто вместе с перевозчиками будем смотреть и считать простои на ремонт, рост расходов и выпадение доходов по этой причине. Возможно, придется периодически корректировать тарифы на перевозку.
«Заставить людей полюбить некачественные автомобили никто не может»
После вступления в силу законопроекта цены на такси повысятся на 30-50%. Об этом KazanFirst заявил представитель федерации автовладельцев России в Казани Дмитрий Золотов. Причина этому — ломка автомобилей, а после срока их гарантии «продавать их некому будет». Кроме того, он уверен, что «они даже на запчасти никуда не нужны будут, потому что это неликвидный товар».
— Вы понимаете, какое будет кладбище такси? Эти автомобили не продаются в большом объеме. Наш отечественный автопром несет убытки. Заставить людей полюбить некачественные автомобили никто не может. Эти машины настолько сырые и неудачные, что они для коммерческого использования, но никак не для такси, — выразил свое недовольство Золотов.
Он подчеркнул, что в итоге это приведет к дефициту машин, потому что сразу несколько десятков тысяч автомобилей по всей России одновременно реализовать будет очень сложно. Кроме того, на рост цен может повлиять формирование большого спроса: «люди будут работать в такси, чтобы выкупить машины за любые деньги, лишь бы только сейчас начать работать».
Золотов добавил, что на самих водителей это не распространяется, так как по закону машина должна быть зарегистрирована на юридическое лицо. В этом случае «страдать будут организации, таксисты, которые берут машину в аренду, и потребитель из-за роста цен и острого дефицита».

— Таким образом, государство просто хочет поддержать отечественного производителя, но они одной рукой поддерживают, а другой рукой просто втаптывают в грязь и не дают нормально работать. Водителям без разницы, какая сумма будет. Вот у них будет план, например, на тысячу рублей больше. Они эти деньги будут с нас брать, и тот же самый агрегатор будет регулировать стоимость, уже исходя из расходов и стоимости автомобилей. А многие автомобили, скорее всего, пойдут в лизинг. Поэтому очень много таких подводных камней, нюансов, — рассказал эксперт.
Представитель ФАР по Казани выделил, что «когда это делается в течение короткого времени, то это будет очень тяжело, а если бы, например, к 2036 году, то другое дело».
— К тому же купить машину — полдела, но ее нужно обслуживать, а учитывая, что все датчики и начинка иностранные, то из-за курса доллара и санкций ввозить их будет проблематично, — заключил он.
«Водители никуда не уйдут»
К оттоку водителей такой законопроект вряд ли приведет, так как они всего лишь переформатируются на другие автомобили, рассказал KazanFirst представитель региональной общественной организации «Союз автомобилистов» Расул Таспенов. Он объяснил, что делается это для того, чтобы «популяризировать автомобильные бренды, с которыми сотрудничает Россия, а также быть независимым от иностранных брендов».
Однако инициатива неудобна тем, что повлияет на рост стоимости заказов на 25-30%. Кроме того, эксперт уверен, что «это также повлияет на увеличение цены самих машин, на которых разрешено будет работать».

Однако таксист сервиса «Яндекс» Александр считает, что рост цен будет незначительным и резкого скачка не стоит ожидать. Тем не менее он согласен, что само строение отечественных машин и их механизм «не очень удачными получились».
— Я не думаю, что будет резкий отток водителей. Сначала, возможно, возьмутся за тех, у кого машины старые по годам, а свежие будут еще работать. Знакомые водители говорят, что Минтранс не успевает обрабатывать заявки на реестр автомобилей, приходится ждать по три месяца, что является проблемой, а лицензию таксиста дают быстро, — рассказал KazanFirst Александр.
Собеседник добавил, что для рынка такси это еще одна нагрузка. В пример он привел федеральный закон о перевозках такси, который вступил в силу в сентябре 2024 года. Среди его нововведений, например, обязанность региональных властей создавать и вести три реестра: служб заказа такси, перевозчиков и легковых такси. Также о наличии необходимого полиса ОСГОП — обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика такси перед пассажирами. А также о региональном законе о такси, где основными требованиями к автомобилю для регистрации в реестре легковых такси и возможности использования является желтый или белый цвет, цветографическая схема сбоку и шашка на крыше.
Я понимаю желание и стремление депутатов сделать КАК ЛУЧШЕ, но боюсь что получится традиционное у нас КАК ВСЕГДА
В любом случае надо порядок с такси наводить, а то расплодилось непонятно кого за рулем, иной раз даже садиться страшно в машину, не знаешь доедешь до дома или нет и это я не утрирую, все так и есть
Таксисты это каста, это особый типаж людей так что никто ни куда не уйдет, поворчат и дальше будут возить пассажиров
Как говорила моя бабушка, а она пожила на этом свете дай Бог каждому, все что ни делается все к лучшему, вот увидите скоро уляжется эта буря в стакане
Слугам народа виднее, значит так надо
Так много слов и букв, депутаты то, депутаты се, эти боятся того, а иные твердят про локализацию, а еще про то что 500 тысяч уйдет (вот только куда именно они уйдут, на Луну что ли улетят, так там еще некого возить), а еще про то что отечественные авто вообще не комильфо и звать их никак, короче смешали в кучу кони, депутаты, водители и авто, боюсь даже предположить что же выйдет в итоге и куда кривая нас всех вывезет, запасаемся попкорном, будем посмотреть
На отечественном автопроме точно доедешь🤣🤣🤣
Госдура, вы там чето курите или вы просто сборище идиотов, ну конечно вам заняться больше нечем
Тык вы и не садитесь не пойми к кому, а требуйте у диспетчера свое, вы платите, вы и требуйте
А что сами то на Отечественный автопром не пересели? Хотя закон был принят. С себя начните для начала. Идиоты…………
Такси не соответствует рынку. Кто попало не водят такси говарю за Яндекс . Все легально работают и платят налоги. Нет токай професси как водитель такси и так не пренебрежительно говарить каста хотя каждый кто заказывают такси доверяет жизнь. Люди в такси работают чей-то сын муж отец, женщины работают чья-то мама дочь. Яндекс лабирует он единственный информационный источник такси . Любое авто частное. 30% Яндекс за услуги 6% налог . Яндекс не менусуется. Что берёт Яндекс считается приболью ну и ГСМ 25% . Автобиль 39 % и получается что рабаем в минус пока не отобьёш автомобиль . Приболь получаешь только как возратил деньги за машину. А там уже труха от авто осталось. Так что скоро люди не смогут выходить на работу это просто не выгодно. Кридит не возможно взять там не реальные процеты. Общественный транспорт в помощь но он конечно в Москве а вот в регионах он храмает. Стаж в такси 10лет .