«Вы представляете, сколько там можно денег сделать?»: в Актаныше хотят развивать охотничий туризм

KazanFirst

Вложения предпринимателей в Актанышский район, родной для первого президента Татарстана Минтимера Шаймиева, сократились почти втрое за последние два года. Глава Агентства инвестиционного развития Талия Минуллина предложила сделать ставку на развитие туризма. Пока рестораторы и отельеры неохотно идут в муниципалитет из-за его удаленности от Казани. Местные чиновники готовы сдавать бизнесу в аренду бывшие здания школ и детских садов.

Объем инвестиций в Актанышский район Татарстана последовательно снижается на протяжении последних нескольких лет. Если в 2022 году эта сумма составляла 5,2 млрд рублей, то в 2023-м уже 3,2 млрд рублей. План на 2024 год — 1,8 млрд рублей. Такую информацию на заседании «Муниципального часа» в Агентстве инвестиционного развития (АИР) представил глава Актаныша Ленар Зарипов. Динамика связана с завершением действующих проектов, а новых инициатив на текущий момент катастрофически не хватает, следовало из разъяснений чиновников района.

Это вызвало недоумение руководителя АИР Талии Минуллиной

— Лось, кабан, заяц, барсук, куница, куропатка, тетерев, косуля, бобр, ондатра, енотовидная собака, американская норка. 193,5 тысячи гектаров охотничьих угодий Актанышского района. Вы хоть представляете, сколько там можно денег сделать и заработать? А мы с вами тут сидим, — сказала она. — Я же не просто так этих животных перечислила, чтобы вам весело здесь сиделось. С точки зрения охотничьих хозяйств это такой объем туризма, который сегодня активизирует внутренний резерв страны.

Минуллина добавила, что сегодня «поехать в некоторые регионы России дороже, чем за границу».

— Это же бешеные цены. Все потому, что предложений не много, а рынок есть. У людей есть деньги, есть желание отдыхать, а инфраструктуры не хватает, — указала глава агентства.

KazanFirst

«Численность зверя большая»

Вообще-то знатоки не сильно афишируют охотничьи угодья Актанышского района. Им во многом на руку то, что он находится на отшибе. В этой среде распространена поговорка «рыбак рыбака ненавидит наверняка», потому что никто не любит конкуренции. Между тем богатые водно-болотные угодья удобны для миграции гуся весной, а клочками растущий лес создает идеальные условия для организации загонов на копытную дичь. 

— Весной в Актаныше одна из любимых охот — охота на пролетных гусей, — рассказал заместитель председателя организации «Охотников и рыболовов Актанышского района РТ» Ильяс Галямов. За 10 дней сезона весенней охоты в угодьях могут разместиться до 600-700 охотников. Такова пропускная способность хозяйства. Однако путевок берут 300-400. По словам специалиста, из 192 тысяч гектаров 52 тысячи — водно-болотные угодья. Большую часть занимает Нижнекамское водохранилище — это порядка 15 тысяч гектаров, а остальное — крупнейший болотный массив Кулягаш.

— Он очень огромный и изрезан такими гривами. Издревле это была зона затопления — пойменные угодья. Там развито сенокошение. В сырое теплое лето там очень много дупеля. В болотцах и озерцах масса бекаса, гаршнепа, другой мелкой «красной» дичи, — отметил Галямов.

Определенной популярностью пользуется осенняя охота на водоплавающую дичь, но здесь уже нет такого ажиотажа. Самым востребованным направлением остается охота на копытных. 

— У нас традиционно очень много косули. С 20 августа по 20 сентября открывается охота на гону. Каждого охотника сопровождает егерь. Он знает, где подманить, как подманить козлика. Охотник стреляет. Многие довольны. С первого сентября открывается охота на лося на реву, а с 15 сентября начинается загонная охота на лося. Она продолжается до 10 января. Лицензий у нас достаточно, поскольку площадь угодий и численность зверя большая. Мы делаем упор на охране, на минеральной подкормке зверя. На кабана, как и по всей России, охота с 1 июня, но их численность мы стараемся сокращать. В том году отстреляно 90 кабанов, в этом пока 50, — добавил представитель организации.

https://tida.tatarstan.ru

Единственная гостиница общежитие

Туристическая инфраструктура в районе отсутствует, потому что туристов тут никогда не было. Охотники на водоплавающую дичь живут в полях, в палатках. А плотность зверя позволяет закрыть лицензии в течение несколько часов, поэтому никто раньше не планировал охоту больше чем на один день.

— Сегодня стали появляться много компаний, которые хотят приехать на охоту с ночевкой, помыться в бане и отдохнуть. Есть люди, которые едут издалека на охотничий тур. Три человека приехали, каждый хочет добыть по лосю, по кабану и, допустим, не помешает по косуле. Они хотели бы жить здесь, пока каждый не выработает норму. Их, естественно, надо размещать на три-четыре, может быть, на пять дней. Чтобы и отдохнуть, и поработать, а потом отдохнувшими вернуться в Москву. Такой запрос есть. Мы этим вопросом занимаемся. В одной деревне собираемся покупать дом. В деревнях есть заброшенные дома в хорошем состоянии. Будем их ремонтировать, чтобы людей можно было с ночевкой приглашать, — рассказал Галямов. 

В то же время, по словам Ленара Зарипова, «за последние пару лет в районе начала развиваться сфера туризма». Для рыболовов на берегу реки Белой местный предприниматель организовал базу отдыха «Агидель Дулкыннары». Сейчас Ильгиз Шайхразиев начал возведение двух глэмпингов. Но представления о современных стандартах гостиничного бизнеса здесь очень условны. Единственная гостиница выполняет функцию общежития. 

— Я попросил местную «Опору» собрать рестораторов и отельеров с целью получить ответ на один вопрос: «Что происходит?» — взял слово первый вице-президент общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Азат Газизов. — Выступают главы муниципалитетов и говорят: «У нас есть площадки, мы готовы вам предоставить, почему вы туда не идете?». Рестораны отвечают, что «любой бизнес, до которого мы не можем доехать за один час, для нас опасен, поскольку мы не можем гарантировать качество».

Другими словами, нужна инициатива местных предпринимателей.

— Возможен проект организации муниципального питания, используя фабрики, например, «Татнефти». Они могут сделать некую франшизу для того, чтобы в регионах появились рестораны высокого уровня. Вопрос в том, есть ли в районах предприниматели, которые могут взять на себя франшизу. Люди готовы во всем помочь. По отелям нужна общая статистика заполняемости. Отельеры готовы обучить — у многих уже появились кадровые центры, готовы дать технологии, — добавил Газизов.

Детский сад отдали под цех пельменей

Власти района готовы отдать для бизнеса пустующие здания бывших детсадов и начальной школы. Многие из них находятся рядом с охотничьими угодьями либо у трассы, имеют рабочие инженерные коммуникации. По словам Ленара Зарипова, «здания хорошие». А Талия Минуллина считает, что нужно «буквально косметический ремонт сделать».

Есть успешный пример. В здании детского сада открыли цех по производству пельменей и голубцов. Представителям малого и среднего бизнеса обещают льготы при аренде помещений.

У администрации и прежде были намерения оживить туристический кластер.

— У нас был проект горнолыжного комплекса. Он входил в имеющийся спорткомплекс «Батыр». Спуск горнолыжки должен был составлять где-то 500 метров. Его стоимость — 92 миллиона рублей. Однако я весь проект сам лично пересмотрел и перелопатил. На сегодняшний день там уже практически есть проектная экспертиза. Для того, чтобы такой горнолыжный комплекс построить, нужно не менее 350−400 миллионов рублей, — рассказал глава района Зарипов.

Однако он дал понять, что сейчас нет инвесторов, которые готовы вложить такую сумму в Актаныш. Кроме того, опять же нужны гостиницы и рестораны.

https://tida.tatarstan.ru/

«То, что нам мешает, нам поможет»

Проблема Актаныша заключается в том, что он находится на удалении 380 км от Казани, заметили многие участники дискуссии. Это три-четыре часа на автомобиле. Сегодня из 27 тысяч жителей здесь 54% относятся к категории экономически эффективного населения. Безработица составляет 0,17%, жители продолжают уезжать. Район находится на границе с Удмуртией и Башкортостаном. Вместе с тем по территории муниципалитета проходит трасса М-7.

— То, что нам мешает, нам поможет, — решительно констатировала Минуллина. — Актанышский район хорош многим. Он граничит с другими субъектами России. Объективно качество жизни в Татарстане выше. У нас программ больше по строительству, по благоустройству, по реконструкции соцобъектов и т.д. Все, что мы делаем сегодня, во многих субъектах не делается. Мы уже конкурентнее выглядим. Приграничные районы — вот хороший ресурс. 

Интересно, что при всех своих трудностях администрация Актаныша отмечает рост индекса производства. В августе 2024 года он составил 106,7%, это выше, чем в среднем по Татарстану. Республика демонстрирует пока только 101,5%. Во многом такой результат был обусловлен правильной финансово-экономической политикой местного градообразующего белорусско-татарстанского предприятия — Актанышского молочного комбината, сообщил Зарипов. В 2024 году комбинат пересмотрел виды выпускаемой продукции и увеличил рентабельность своего предприятия. Свою роль, безусловно, играет и эффект низкой базы.

Фактически в районе действуют два крупных промышленных предприятия. Первое — это молкомбинат, а второе — агрегатный завод «Ростар», размещенный на территории Актанышского промпарка. Здесь предпринимателям предлагают готовые ангары по льготной цене с последующим выкупом. Пока промышленный кластер на равных конкурирует с сельским хозяйством в общем объеме валового регионального продукта. Агропредприятия активно вкладываются в свое производство. В текущем году доля продукции АПК превалирует в общем объеме с долей 34%, доля промышленного производства составила только 27%. В прошлом году было наоборот.

Всё самое интересное в наших группах Tелеграм и ВКонтакте.


Читайте также: Богатые Сабы встают на лыжи: в Татарстане появится горнолыжный комплекс за четверть миллиарда

Comment section

2 КОММЕНТАРИЯ
  1. Вы меня конечно простите, но это ужасно грязные деньги. Почему когда у человека хобби которое упирается в жизнь живого существа это считается крутым!? Плетите макраме, рисуйте картины. Но при чем тут животные?

  2. Охоту надо запретить вообще, что за развлечение такое смотреть, как животное умирает.

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *