Закрыть легко, создать невозможно: что ждет бумажную прессу Татарстана

Бумажная пресса жива – это откровение для тех, кто забыл, как шуршат газеты поутру. В канун Дня российской печати мы встретились с генеральным директором АО «Татмедиа» Шамилем Садыковым, чтобы спросить, что ждет газеты и журналы в будущем, насколько хватит «печатки» и что такое газеты сегодня – ностальгия по молодости людей старшего поколения или элитарное чтение.

Сначала цифры

В медиаресурс акционерного общества входят 98 районных, городских и республиканских газет, 17 журналов.

Газеты АО «Татмедиа» издаются на татарском, русском, чувашском и удмуртском языках. 42 газеты выходят на русском языке, 50 – на татарском, 5 – на чувашском и 1 газета на удмуртском языке; 1 журнал издается на русском языке («Казан»), 10 – на татарском, 3 журнала («Чаян», «Идель», «Татарстан») выходят как на русском, так и на татарском языках.

Совокупный печатный тираж изданий АО «Татмедиа» на II полугодие 2023 года – 236 634 экз. Большая часть тиража изданий распространяется по подписке.

Что и кто читает

– Было время, когда говорили, что люди не читают газеты и журналы, а сидят на сайтах. Прогресс пришел к тому, что теперь трафик уходит с сайтов. Сейчас люди потребляют информацию в соцсетях, – отмечает Шамиль Садыков. – Однако мы не побежали сломя голову в интернет и соцсети, потеряв интерес к печатной прессе. И оказались правы – у нас суммарный тираж газет и журналов более двухсот тысяч.

Люди до сих пор продолжают читать. Самые активные читатели печатной прессы – это люди старше 55 лет. И читательский интерес подтверждает практика прямых продаж.

В прошлом году, рассказал собеседник, были разработаны новые стандарты газет. В каждой районной газете провели большой опрос: что бы читатели хотели видеть в районной газете, какие рубрики, о чем больше узнавать.

Выяснилось, что самые популярные рубрики – те, что находятся на последней полосе: поздравления, некрологи, купи-продай и истории людей, которые в советском варианте журналистики назывались очерками. Жители районов хотят читать в газете о своих земляках.

Газете без интернета никак

– Ежегодное уменьшение читателей печатной прессы составляет около 5%, – говорит Шамиль Мухаметович. – В основном на это влияют демографические причины. Становится меньше рекламодателей. Они уходят из печатки в интернет. Но наша задача – сохранить традиции, которые есть, а это более чем 100-летняя история журналистики Татарстана.

«Татмедиа» развивает печатные газеты, стремится сделать их интереснее, качественнее. Журналы, например, интегрированы с интернетом. В то же время редакция должна развиваться, создавая свой экомир в интернете и соцсетях, убежден руководитель холдинга.

– Алгоритм работы изменился, – продолжает собеседник. – До недавнего времени у нас как было – сначала сделаем газету, потом по остаточному принципу на сайте, а потом еще в соцсети закинем ссылки. Сейчас все изменилось. Сначала редакция создает контент, работает по своей тематике. Контент нужно разместить в соцсетях, потом на сайте, а уже потом более аналитический материал в газете.

Как купить газеты

Несмотря на то, что большая часть тиража газет и журналов распространяется по подписке, розница – важный элемент распространения печатных изданий.

Шамиль Мухаметович рассказывает, что в распространении печатных изданий используют вендинговые автоматы. 20 автоматов эффективней киосков в шесть раз. К тому же это реклама самих изданий – человек увидит продукцию, даже если давно не держал в руках газету, захочет ее купить.

Еще один из методов распространения – маркетплейсы. В Татарстане уникальная ситуация. Здесь есть склады Wildberries, Ozon, KazanExpress. Объем проданной печатной продукции через маркетплейсы такой же, как через киоски. Журналы покупают по всей России – от Камчатки до Калининграда.

Остался только контент

– 15 лет назад на территории Татарстана было много муниципальных газет с непонятным статусом, с системой работы и системой финансирования. Было принято решение все это объединить в один холдинг, – рассказывает Шамиль Садыков.

Конечно, многие были с этим решением не согласны, но, как показало время, оно было судьбоносным. Газеты, лишенные юридического лица и, следовательно, освобожденные от массы управленческих надстроек, получили возможность заниматься только созданием контента. Плюс оптимизация управленческих расходов позволила инвестировать доходы в развитие редакций: ремонты в зданиях, машины, новые компьютеры, создание видеостудий внутри редакций.

– У печатной прессы будущее есть, – уверен генеральный директор АО «Татмедиа». – Понятно, что со временем тиражи печатных изданий будут ужиматься. Но в элитарном формате газеты будут всегда. Как театр, который никуда не делся потому, что кино появилось. Речь о закрытии каких-то газет и журналов у нас вообще не идет. Закрыть всегда легко, но создать невозможно.


Читайте также: «Моя школа»: как зарегистрироваться в новой образовательной системе без Госуслуг