Пятая в столице Татарстана автомагистраль с начала строительства наделала немало шума. Дорога должна была разгрузить Мамадышский тракт, но с приближением открытия магистрали появляются сомнения, что тракт справится со своей миссией.
Строительство Вознесенского тракта подходит к своему завершению. Точную дату запуска вылетной магистрали казанские власти пока не сообщают, но обещают открыть ее до 2025 года.
— До конца года планируем открыть, — говорил министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Фарит Ханифов в конце октября.
Началась работа над новой дорогой в 2021 году в Советском районе Казани. В генеральном плане Вознесенский тракт был заложен еще полвека назад — в 1969 году. Правда, начинаться он должен был около нынешней железнодорожной станции «Ометьево» как продолжение так и не построенной автомагистрали по дну Пугачевского оврага: по улице Подгорной в южной части поселка Калуга. На плане от станции «Ометьево» автомагистраль проходила в восточном направлении. После пересечения с улицей Гвардейской её путь почти совпадал с траекторией нынешнего Вознесенского тракта: от улицы Гвардейской до федеральной трассы М-7 «Волга».
В том же 2021-м стало известно, что тракт станет вылетной магистралью, то есть бессветофорной трассой. Расчетная скорость движения — 70 км в час. Подрядчиком выступило ООО «Волга-Автодор», которое построило немало дорог в республике.
С первого этапа строительства Вознесенского тракта казанские власти возлагали на него большие надежды. Мэр города Ильсур Метшин окрестил автодорогу мечтой своих предшественников.
— Проект нужен был еще вчера с учетом той автомобилизации, которая в Казани наблюдается. Ведь кроме беби-бума это еще и транспортный бум. Это дорога жизни, она нужна как воздух, — говорил градоначальник на пресс-туре, который предшествовал открытию первой части автодороги.
Тракт должен разгрузить Мамадышский тракт, где ежедневно в часы пик простаивают в километровых пробках жители казанских поселков (Константиновка, Большие и Малые Клыки, Самосырово), новых жилых комплексов («Светлая долина», «Весна», Green, «Нокса парк»), населенных пунктов Пестречинского района, а также те, кто движется транзитом по челнинской трассе. Впрочем, сегодняшние реалии таковы, что заторы образуются на всех четырех вылетных магистралях.
Вторая миссия Вознесенского тракта — простимулировать развитие депрессивных промзон общей площадью 293 гектара в районе улиц Родины, Даурской, Аделя Кутуя, Гвардейской. Здесь уже строят жилье для более 40 тысяч горожан, социальные объекты, включая школы, детсады, спортивные и медицинские учреждения, парки и скверы. Поэтому окончания строительства Вознесенского тракта с нетерпением ждали не только в мэрии, но и во всей Казани. Однако чем ближе дата открытия долгожданной магистрали, тем меньше у горожан радости от ее появления.
С момента открытия застрял в пробке
«Начинаем движение. Алга!», — с такими словами дал старт движению раис Татарстана Рустам Минниханов по первой части Вознесенского тракта, которая была открыта в октябре прошлого года. Ее длина составила 3,8 километра. Дорога шестиполосная — по три полосы в каждую сторону. Одна полоса — автобусная. С городскими дорогами Вознесенский тракт соединен съездами и местными проездами общей протяженностью 4,2 километра. Строительство обошлось в 13,5 миллиарда рублей. Всего городские власти рассчитывали потратить на Вознесенский тракт около 40 миллиардов рублей.
Отрезок дороги, по планам казанских властей, должен был разгрузить улицы Гвардейскую, Аделя Кутуя, частично въезд в Азино. Однако сразу после своего торжественного открытия Вознесенский тракт встал в свою первую пробку. На съезде к проспекту Победы образовался большой затор, который только рос. Причиной послужил узкий съезд, не справляющийся с большим потоком машин. При этом в исполкоме Казани отмечали, что, согласно нормативам, на подобных магистралях стандартная ширина съезда — 4,5 метра, проектировщики предусмотрительно заложили ширину в 5,5 метра, но и этого оказалось мало.
Дорожные службы увеличили ширину съезда на повороте до 8,5 метра, чтобы любые длинномеры смогли беспрепятственно проехать. Также чуть дальше проспекта Победы был организован временный разворот для проезда в обратном направлении. Больше крупных заторов на первой части Вознесенского тракта не наблюдалось.
Нехватка средств, аварии и пробки
Куда более скандальна все еще строящаяся вторая часть автодороги, к строительству которой приступили сразу же после открытия первой. Сначала возникла проблема с финансированием. В результате чего и пришлось прибегнуть к схеме соглашения государственно-частного партнерства. Минтранс Татарстана разрабатывал схему соглашения с середины 2022 года, но долго не мог найти подходящего партнера. Инвестора найти удалось. Им стала «дочка» АО «ТатДорТрансИнвест» (принадлежит министерству земельных и имущественных отношений Татарстана).
Затем в средствах массовой информации писали, что участок дороги может стать платным, не отрицали этого и в правительстве. Точку в вопросе поставил Рустам Минниханов.
— Большая работа идет по Казани. Особенно две вылетные трассы — Вознесенское шоссе-2 и Горьковское шоссе. 100% Вознесенскую трассу надо завершить, это тоже частно-государственный проект. Это будет платная дорога, — сказал Минниханов на коллегии Миндортранса в начале года.
Платный отрезок Вознесенского тракта открывает в Татарстане эру внутригородских платных дорог, которые пока есть только в двух городах. В Москве это 22-километровый проспект Багратиона от МКАД к Москва-Сити, в Санкт-Петербурге — Западный скоростной диаметр длиной 46 километров.
Стоимость проезда до сих пор неизвестна. По словам Фарита Ханифова, цена будет зависеть от пассажиропотока.
— Надо, чтобы люди пользовались дорогой и в то же время дорога была фильтрующей. Делать совсем бесплатно — затык будет такой же, как на Мамадышском тракте, — отметил глава Минтранса РТ.
Казанцы с тем, что придется платить, смирились. Но им снова начали вставлять палки в колеса. С платного участка Вознесенского тракта от проспекта Победы до М-7 не будет съездов в поселок Вознесение, который дорога разделит на две части (северную и южную). Школа, детские площадки, Дворец культуры, администрация, лечебное учреждение — все остается в южной части поселка.
Такой ход событий возмутил жителей Вознесения. Их недовольство разделили жители микрорайона Азино, ведь вместо разворотных петель построят бесплатную дорогу-дублер к улице Академика Глушко, которая приведет к еще большим пробкам. Правда, не на Мамадышском тракте, а на улице Академика Глушко.
Пока дорогу-дублер не запустили, однако на улице Глушко уже начались проблемы. На перекрестке улиц Закиева и Глушко установили новые дорожные знаки, которые некоторые автомобилисты игнорируют, из-за чего периодически происходят аварии.
Ко всему прочему, Вознесенский тракт, как и его предшественник, планируют облепить ЖК. Уже известно, что между поселками Куюки и Салмачи появится девятнадцатиэтажный жилой комплекс «Яблоневые сады». К уже живущим на участке 50 тысячам человек добавится еще 67 тысяч. Можно сказать, что «Яблоневые сады» — далеко не единственный ЖК, который появится рядом с дорогой.
Дорога позволит разгрузить Мамадышский тракт, это и требуется
В любом случае транспортная артерия всегда хорошо, как для города, так для людей, некоторые будут выбирать поехать по тому тракту, в это время другой разгрузиться, это ли не радость
В любом случае хорошо, любой подъездной пусть хоть как то разгрузит остальные, потому что некоторые дорог подводящие к Казани уже пережили свое, а что то новое всегда, как мне кажется, лучше старого
Появился выбор, а каждый сам выбирает по какой дороге ехать
Дороги это всегда прекрасно! НО ДОСТУПНО!!! Очень хочется чтобы она была красивой удобной доступной альтернативой, 40-50 рублей проезд озвучивал Раис (можно и льготный ввести для проживающих(прописанных, как в Москве абонемент) и ежедневно курсирующих дом-работа-дом), особенно удобно тем кому необходимо напрямую в Азино и Горки , чтоб как раз разгрузить поток на Мамадышском.